
Директор издательства МДА: «Наше издательство является лицом Академии, показывает, чем она живет»
В интервью порталу «Богослов.RU» руководитель издательства Московской духовной академии диакон Димитрий Серов рассказал о том, как сочетать строгие научные требования с традициями Русской Православной Церкви, как найти финансирование для научных изданий и какой он видит миссию издательства МДА.
тец Димитрий, что, на Ваш взгляд, отличает издательство Московской духовной академии от других издательств, выпускающих православную литературу?
Прежде всего наше издательство является своего рода лицом Академии: мы должны выдавать научный продукт, который является результатом академической работы нашей духовной школы, показывает, чем она живет.
Пример тому — журналы, благодаря которым наша духовная школа имеет хороший уровень цитируемости, что самым прямым образом влияет на ее рейтинг. У нас по сравнению с другими школами самое большое количество журналов, и администрировать их — очень серьезная задача.
Если мы берем издания в формате монографий, то это книги, связанные с богословием, патрологией или Священным Писанием. С одной стороны, это должна быть интеллектуальная академическая книга, с другой, она должна быть церковной по своему характеру, потому что именно этого ожидают от нашей духовной школы.
А каков объем книг и периодических изданий, которые выходят в издательстве МДА ежегодно?
В год издается около тридцати номеров журналов, в месяц это более чем два издания. В настоящее время мы выпускаем «Богословский вестник», он выходит четыре раза в год; «Библейские схолии» — журнал библейской кафедры, издавался два раза в год, сейчас перешли на четыре; «Библия и христианская древность» — журнал, который издается нами, но контент собирается и обрабатывается полностью Центром патрологических исследований, тоже четыре издания в год; «Вестник церковного искусства и археологии» — также переходит на четыре издания в год вместо двух; «Вопросы богословия» — два журнала в год; «Праксис» — перешли на четыре раза в год; «Слово и образ» — журнал кафедры филологии, два раза в год; «Церковный историк» — журнал исторической кафедры, четыре раза в год.
Что касается монографий, сейчас в год выходит около шести-восьми изданий в зависимости от финансирования, но в планах выпускать не менее десяти-пятнадцати, а то и ближе к двадцати в год.
За всем этим, очевидно, стоит большая работа?
Да, каждый журнал, каждая книга — это серьезная и скрупулезная работа. Здесь и работа с авторами, подготовительная и допечатная работа, и сама печать. После печати журнал надо размещать на сайте РИНЦ и всячески продвигать цитируемость.
Если это книги, то нужно думать, каким образом об этой книге лучше заявить, чтобы она находилась в контексте какого-то большого, серьезного разговора. Для этого необходимы презентации, видеоролики, где мы бы рассказывали, зачем эта книга нужна. Этот спектр работы и есть то, чем занимается издательство.
Хотелось бы спросить про научные журналы. Сейчас все они доступны в электронном виде в Сети, но продолжают выходить и печатные версии.Каковы их тиражи?
Тиражи небольшие. У нас есть определенные обязательства, которые мы должны выполнить в плане бумажных версий. Все журналы должны быть представлены в Академии, на кафедрах и в библиотеке. В продажу печатные версии журналов совершенно не имеет смысла отправлять, поскольку любой пользователь может найти даже самую последнюю статью на сайте журнала. В этом плане наши журналы достаточно открыты, и это позволяет обеспечивать определенный уровень цитируемости. Благодаря таким наукометрическим системам, как «КиберЛенинка», Academia.edu, РИНЦ, наши журналы также могут быть доступны любому желающему.
Мы печатаем от шестидесяти до ста экземпляров каждого журнала, что позволяет обеспечить их присутствие в крупнейших библиотеках России.
Какие вызовы стоят сейчас перед книгоиздательством, занимающимся научной богословской литературой?
Надо понимать, что интеллектуальная литература очень сложно окупается и априори не может распространяться среди широких масс. Если мы возьмем и издадим житие почитаемого святого, то можно напечатать чуть ли не сто тысяч экземпляров (себестоимость печати небольшая), и благодаря такому тиражу издательство сможет достаточно хорошо себя чувствовать.
В нашем случае, чтобы выдержать все академические стандарты, требуется большой труд: работа автора и научного редактора, оформление и библиография, верстка, требующая корректного отображения в том числе иностранных и древних языков. При этом мы понимаем, что такая литература не будет издаваться массовыми тиражами. Получается, что каждый экземпляр книги имеет достаточно высокую себестоимость.Но если мы не будем издавать серьезную, взрослую, интеллектуальную литературу, тогда перестанем быть собой, перестанем выполнять обязанности, которые перед нами стоят. Это неблагодарная, но крайне нужная работа.
Как строится издательский план? Какие проекты сейчас готовятся к выходу?
В первую очередь это журналы, которые стоят в ежегодном плане и являются приоритетом издательства, и издания, сборники конференций, которые тоже являются важными, поскольку отображают научную жизнь нашей духовной школы. Одновременно мы работаем с авторами и собираем определенное количество изданий, которые можем планировать на год. Под них мы уже ищем финансирование.
Можете приоткрыть, что в планах на 2025 год?
В издательском плане на ближайший год около двадцати-двадцати пяти изданий. Из авторов хочется отметить протоиерея Бориса Даниленко — исследователя литургии апостола Иакова, иеромонаха Григория (Матрусова) и его диссертацию, посвященную святому благоверному королю Олафу, просветителю Норвегии. Сейчас у нас в печати находится монография иерея Андрея Лысевича «Таинственный Амброзиаст», посвященная произведениям, приписанным святителю Амвросию Медиоланскому, монография Михаила Викторовича Первушина «Жизнь и житие Евфросина Псковского».
Среди прочего совместно с Отделом внешних церковных связей мы подготовили перевод монографии патриарха Ассирийской церкви Востока Мар Авы III , посвященной таинствам этой церкви, — сейчас идет научная редактура. Благодаря тому, что эта книга будет издана у нас, мы сможем рассказать о богослужебной жизни и отчасти о богословии Древней Восточной церкви.
Помимо литературы исследовательского плана мы издаем некоторые альбомные книги, в частности, проект, который мы условно назвали «Православная культура мировой цивилизации». Это подарочные книги, посвященные ЦАКу и истории Московской духовной академии. Также планируем к выпуску четыре альбома по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Следующий проект, над которым мы думаем — серия книг «Библиотека христианской литературы», в рамках которого предложим мирянам несложную, но душеполезную академическую литературу. Например, там будет диссертация игумена Марка (Лозинского), посвященная святителю Игнатию (Брянчанинову), его богословию.
Мы выстраиваем нашу работу таким образом, чтобы книга выходила не одна, а в рамках какой-то серии, и под цели и задачи каждой с е рии подбираем соответствующую литературу. В серии христианских текстов и исследований скоро будет уже пятнадцать работ, а в год мы печатаем только четыре издания. Также впоследствии мы будем выдавать по два-три альбома в серии «Православная культура в мировой цивилизации».
Как вы думаете, издания, ориентированные на более широкую аудиторию, будут более окупаемы и востребованы, чем сугубо научная литература, или нет?
Такие вещи тоже сложно делать коммерчески успешными. Например, для издания подарочного альбома нужна очень серьезная работа с авторами и поиском иллюстраций. Помимо этого, по каждой иллюстрации нужно заключить договор с правообладателем, потому что любое изображение, как правило, кому-то принадлежит, и на его использование должен быть соответствующий договор. Также в таких альбомах мы делаем элементы, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, а это колоссальное количество работы.
Пока мы реализуем такие проекты благодаря грантам, но постепенно будем думать, как увеличивать тиражи и переводить все в коммерческую плоскость, чтобы впоследствии мы могли бы финансировать исследовательские проекты Академии.
Какова вообще «пропускная способность» издательства? Сколько оно позволяет выпускать изданий, серий в каких-то временных рамках?
Зависит от того, сколько людей мы подключим к какому-либо проекту. Если получается ту или иную книгу оформлять в качестве отдельного проекта и получать финансирование, то мы можем находить сторонних людей и не забирать при этом силы штатных сотрудников, которые занимаются, к примеру, журналами. В настоящий момент в год у нас получается от шести до десяти книг.
Вы уже сказали, что все научные журналы, выпускаемые издательством, имеют электронные версии. А книги?
Мы не делаем электронные версии, поскольку как только они появляются, то сразу же оказываются на всех платформах, что смотрится абсолютно возмутительно. Бывает, что люди просто сканируют книгу и продают потом эти сканы. Хочется спросить: друзья, а что вы сделали для того, чтобы книга появилась? В какую ситуацию вы ставите издателя, который должен за счет продаж одних книг издавать другие?
Мы работаем над тем, чтобы такое неправомерное использование было сведено к минимуму, потому что это несправедливо и рушит модель изданий богословской литературы, которая и так находится в сложной ситуации.
Чтобы издать тысячу экземпляров, необходимо порядка восьмисот тысяч рублей — это только себестоимость. И теперь смотрим, сколько человек купит такую книгу. Является ли она окупаемой? Конечно, нет. Но будем ли мы издательством Московской духовной академии, если не станем издавать такую литературу? Именно такая литература составляет наше лицо, и соблюдать эту линию — действительно важная задача. Мы, как говорил Христос, «соль земли», и должны не переставать быть солеными.
Как вы планируете размер тиража того или иного издания?
На размер тиража влияет совокупность факторов. Журналы — это, как правило, до ста экземпляров. Если брать другие издания, то примерно рассчитываем, сколько книг купят. Минимум в нашем случае — пятьсот экземпляров.
Недавно мы издали один коптский текст. Он вышел в серии «Корпус христианских текстов и исследований» и является основополагающим для дискуссии о халкидонском догмате. Понятно, что эта книга априори не может быть для большинства. Там же мы издали текст Мунаджжи ибн Садака ас-Самирри — это книга о различиях между иудеями и самарянами. Текст арабский, и, что важно, был опубликован вообще впервые. Все последующие исследователи, которые станут заниматься темой самарянского религиозного течения, будут ссылаться на нас.
Почему для издательства большое значение имеет святоотеческая литература?
Издательская деятельность Московской духовной академии началась в XIX веке с «Прибавления к творениям святых отцов», и главная задача, которая была поставлена Святейшим Синодом перед Академией — перевод и издание творений святых отцов на русский язык, потому что привычных для нас русскоязычных святоотеческих текстов просто не было. Мы стараемся действовать в русле этой традиции.
Мы затрагивали тему QR-кодов, электронных изданий… Как вообще цифровые технологии влияют на книжный рынок?
Мы с вами живем во время, когда информация становится максимально легко доступна. Находясь в далекой деревне и имея доступ в интернет, можно получить образование кембриджского и оксфордского уровня, прочитать практически любую статью. При работе с журналами мы стараемся, чтобы, к примеру, семинарист, который пишет в далекой семинарии какое-нибудь сочинение, смог иметь доступ к нашим научным статьям. В исследовательской литературе мы этого не делаем, поскольку важно, чтобы были продажи, но все равно стараемся, чтобы во всех библиотеках духовных школ наши книги присутствовали.
В некоторых западных издательствах можно купить либо часть книги, либо всю книгу, в том числе в электронном виде, но, покупая таким образом, как правило, ее не передают дальше, потому что можно «попасть» на очень серьезные штрафы. У нас же в России ситуация несколько другая, так что в отношении монографий мы стараемся быть далекими от современных технологий.
Как устроена дистрибуция продукции издательства? Занимаетесь ли вы продвижением самостоятельно, либо «бренд» Московской духовной академии и имена авторов говорят сами за себя?
Разумеется, у нас существует отдел продвижения нашей литературы. Мы работаем с маркетплейсами, онлайн- и оффлайн-магазинами и так далее.
Но нужно понимать, что у каждого магазина свои цели и задачи, своя идеология. Кто-то говорит о том, что наша литература слишком сложная, кто-то не занимается религиозной литературой. Тем не менее, у нас сложилась база партнеров, и когда выходит несколько книг, мы обновляем наши каталоги, показываем новинки и предлагаем их приобрести.
Кто составляет костяк аудитории издательства? Это люди, имеющие отношение к Академии или более широкий круг?
Конечно, это более широкий круг, но прежде всего специалисты в своих областях. Как-то в книжном магазине «Фаланстер» мы увидели, как одна женщина, специалист по арабскому языку, интересовалась вышеупомянутой книгой Мунаджжи на арабском. Она как профессионал может оценить значимость этой книги. А вот для непрофессионала ее ценность совершенно непонятна.
Возьмем представителей академической науки: кто-то преподает догматическое богословие, кто-то — Священное Писание Нового Завета, а кто-то — Священное Писание Ветхого Завета. И книга по Ветхому Завету, даже очень хорошая, не будет интересна человеку, который занимается латинской патрологией. А книга по латинской патрологии будет далека даже для патролога, который специализируется на сирийском христианстве. Зато для людей, которые занимаются христианским Западом, такая литература представляет существенный интерес. Причем это могут быть специалисты не только из духовных школ, но и из светских вузов.
Какой способ приобретения книг издательства МДА популярнее — в оффлайн- или онлайн-магазинах? Отслеживаете ли вы это и есть ли статистика?
Сейчас больше покупают в онлайн-магазинах, хотя у нас вся литература продается и в Лавре, и в больших книжных интеллектуальных магазинах по типу «Фаланстера», «Никеи» и прочих.
Какие источники финансирования у издательства? Может ли вообще издательство богословской литературы быть самодостаточным коммерческим проектом?
В настоящий момент самодостаточным коммерческим проектом быть невозможно, это утопия. Каждая книга в любом случае является некой благотворительной деятельностью, поскольку даже конечная стоимость не учитывает всех расходов, которые несет либо издательство, либо люди, готовящие книгу.
Наш бюджет выстраивается из разных источников. Это средства, которые выделяются Московской Патриархией, поскольку мы осуществляем научную деятельность Академии, а это одна из главных духовных школ Русской Церкви. Часть проектов издается за счет продажи литературы, часть — за счет того, что мы можем оформлять в качестве проекта каждое отдельное издание и находить на это сторонние деньги. Каждая книга — это индивидуальная работа.
Как вы работаете с авторами? Каким образом ищете новых авторов?
С одной стороны, если мы видим, что автор интересный и пишет актуальные научные работы, то стараемся с ним связаться, предложить переработать свой труд в монографию и издаться у нас.
Кто-то обращается сам, но каждый раз мы должны оценивать, не будет ли это для нас неким репутационным ударом. Поэтому обязательно получаем стороннюю рецензию на книгу и по итогу принимаем решение о публикации. Здесь мы превращаемся уже не в ищущих литературу, а в цензора, допускающего ее к печати.
Как Вы сами пришли к издательскому делу? Что вас в нем привлекло?
Директором издательства меня назначил владыка Феодорит (Тихонов) во время своего ректорства в 2021 году. До этого я долгое время возглавлял Международный отдел ОЦАД, где вел большое количество проектов. Как только стало понятно, что международная работа по политическим обстоятельствам подходит к концу, мне было предложено возглавить академическое издательство. У меня достаточно большие связи как с зарубежными друзьями, которые могут давать какую-то интересную переводную литературу, так и с нашими профессорами, которые ездили на академические стажировки за границу.
Работа издательства — это всегда работа целого коллектива. Благодаря опыту управленческой работы в церковной сфере и управления проектами мне, как кажется, удается выстроить общую работу издательства.
Каким вы видите развитие издательства через пять-десять лет? Каковыближайшие планы?
Мне бы хотелось, чтобы у нас появились и развились серии, о которых мы сегодня говорили. Чтобы в год выходило порядка тридцати-сорока монографий помимо журналов. Также хотелось бы, чтобы большинство журналов было в списке ВАК. В настоящее время кроме «Богословского Вестника» туда входит «Библия и христианская древность», но в ближайшее время мы будем подавать «Церковный историк». Следующий на очереди — «Праксис». Если смотреть в перспективе лет двух-трех, то мы можем говорить о включении в ВАК журналов «Библейские схолии» и «Вестник церковного искусства и археологии», поскольку они перешли на четыре номера в год. Ну и, конечно, необходимо, чтобы мы действительно создавали имя и репутацию себе, а следовательно, всей Академии.
Какая идея движет издательством, служит мотивацией для его работы и вдохновляет двигаться дальше?
Для себя миссию я вижу следующим образом: в новой ситуации мы должны сохранять нашу идентичность и развивать нашу традицию.
В свое время благодаря издательству Московской духовной академии получалось издавать святоотеческие переводы. В XIX веке мы создали серьезную патрологическую и богословскую школу, литература которой в то время была потрясающей. Сейчас мы должны развивать именно это направление, издавать литературу, которая должна быть традиционно церковной в хорошем смысле слова, и при этом соблюдать стандарт научного качества.