Татьяна Владимировна Пантелеева
Диакон Сергий Трубачев: 100 лет со дня рождения композитора
26 марта 2019 марта – 100-летие со дня рождения любимого многими из нас духовного композитора Сергея Зосимовича, диакона Сергия Трубачева.
Пожалуй, нет ни одного воспитанника Московских духовных школ, ныне учащегося или уже выпустившегося, который бы не знал духовные произведения диакона Сергия Трубачева. Начиная с 80-х годов прошлого столетия и до нынешнего дня в храмах Троице-Сергиевой лавры, семинарии, академии, Сергиева Посада и многих-многих городов все чаще и чаще исполняются полюбившиеся песнопения композитора. Жизнь и творчество Трубачева тесно связаны с нашим городом, лаврой, академией.
Музыкальные дарования будущий композитор унаследовал от отца, имевшего отличный музыкальный слух и незаурядные певческие способности. Зосима Трубачев, происходивший из духовного сословия, будучи студентом Московской духовной академии с 1914 года и являясь в это время регентом второго академического хора, смог поставить пение на высокий профессиональный уровень. Зосима Васильевич защитил кандидатскую диссертацию под руководством священника Павла Флоренского, который еще за год до окончания академии венчал его брак с Клавдией Санковой (в последствии их сын Сергей Трубачев женится на дочери Флоренского Ольге). Диакон Зосима был рукоположен во иерея святейшим патриархом Тихоном у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе лавры. В 1938 году отец Зосима сподобится войти в сонм новомучеников Российских.
Священномученик Зосима Бутовский (Трубачев) оказал огромное влияние на своего сына, до последнего дня неустанно заботившегося о его духовном возрастании. Юный Сергий с четырех лет прислуживал отцу в алтаре, в дальнейшем пел в церковном хоре. Сын был свидетелем живой веры отца, его молитвы, служения у престола Божьего, силы проповедей и бесед на религиозные темы с верующими. «Житийный» пример отца был всегда перед глазами сына. «С отцом я не расставался до ареста и ссылки ни на один день, он брал меня даже в дальние поездки», – пишет в воспоминаниях диакон Сергий [3, с. 20].
Отец Зосима сам занимался всесторонним образованием сына, явившись его первым учителем в постижении музыкальной грамоты, игры на фисгармонии и фортепиано, прививая любовь не только к музыке, но и к чтению духовной и классической литературы – в семье была традиция чтения книг вслух и затем обсуждения прочитанного. Он обогащает художественными впечатлениями юного Сережу поездками в Третьяковскую картинную галерею, знакомством с памятниками древнерусской архитектуры и иными достопримечательностями городов, где приходилось жить семье ссыльного священника. В будущем, по примеру отца, Сергей Зосимович подобным образом будет заботиться о воспитании своих детей. Отец Зосима обладал разносторонними знаниями, имел интерес к многообразным сторонам жизни, что позволяло ему «сближаться с людьми очень разного уровня. При том он всегда оставался священником, лицом, облеченным в иерейский сан, и тяготение к искусству не заглушало в нем внутренней настроенности, обогащенной обертонами красоты, прозреваемой в творениях Божиих, в земных откровениях вечного» [3, с. 28].
В начале 30-х годов семья ссыльного священника переехала к родственникам на жительство в Сергиев Посад (именовавшийся тогда Загорском). Здесь Сергей Трубачев, являясь учеником 7-го класса общеобразовательной школы, поставил пьесу А. Н. Островского «Бедность не порок». «Было вокальное музыкальное сопровождение на народные мелодии и сочиненные Сережей, которые он отчасти и сам исполнял» (К. А. Пятакова (Озерова)). Задатки будущего организатора проявились уже тогда в полной мере: «Руководил всей постановкой… Все ему подчинялись, принимали его как руководителя» (К. А. Пятакова (Озерова)).
С. Трубачев получил прекрасное образование в двух ведущих ВУЗах страны: Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (историко-теоретическо-композиторское отделение) и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (оперно-симфоническое отделение), закончив их с отличием.
Где бы Господь не сподобил трудиться Сергея Зосимовича, он оставлял весомый вклад в образование, культуру, науку, при этом запоминаясь многим как человек высокой культуры, эрудированности и исключительной скромности. В Петрозаводске Трубачев работает главным дирижером симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, создает хоровую капеллу, является одним из организаторов Карельского хорового общества, становится его первым председателем. Во время работы на Карельской земле ему присуждено звание Заслуженного деятеля искусств Карельской АССР.
В Москве Сергей Зосимович преподает дирижирование, гармонию в ГМПИ им. Гнесиных и Московском государственном институте культуры. В 1967 году возглавляет кафедру оркестрового дирижирования, а с 1979 года становится профессором в институте им. Гнесиных. Пишет статьи о теории и истории дирижерского искусства, методике преподавания дирижирования, учебные программы. С 1975 года помогает в подготовке нотных приложений к изданиям Октоиха, Ирмология, Триоди Цветной и Постной, Чиновника архиерейского служения, Минеи. С середины 80-х годов участвует в издании нотного приложения «Журнала Московской Патриархии», где были опубликованы и его личные духовные произведения, а также статьи по вопросам церковной музыки и колокольного звона.
Сергиев Посад – первый город, в котором с 1948 года, еще будучи студентом института, С. Трубачев начал свою педагогическую деятельность. В детской музыкальной школе города он преподавал различные музыкальные дисциплины: теорию музыки, сольфеджио, музыкальную литературу, фортепиано. Сохранились воспоминания людей, которые учились у него в то время:
«Сергей Зосимович Трубачев был моим учителем в музыкальной школе, где он преподавал музыкальную литературу (конец 40‑х – начало 50-х гг. ХХ века). Помню его худым молодым мужчиной с очень светлой кожей лица, светло-рыжими волосами, подтянутого, сдержанного в движениях и словах, но очень эмоционального, преданного своему делу и еще чему-то очень высокому – нам, простым мальчикам и девочкам, не очень понятному тогда» (Т. Нагайцева-Ергина).
«Своими рассказами он уносил нас далеко, раскрывая всю красоту, и с большим знанием. На уроках теории всегда проигрывал отрывки музыки из симфоний, опер, хоров на фортепиано. Уровень был очень высокий. Он действительно открывал глаза, уши, душу на мир прекрасного. Мы все это чувствовали и его обожали. Все воспринимали эти занятия как праздник» (Г. Г. Бострем).
В начале 50-х годов и в 60-е годы Трубачев руководил любительским хором при Загорском оптико-механическом заводе, который затем «получил на каком-то этапе звание академического хора» (Т. Нагайцева-Ергина). «Занятия проходили в только что отстроенном в Загорске Дворце культуры. Там люстры, паркет, красота. Приходили разные люди – рабочие с ЗОМЗа и другие. Для всех это была отдушина, все это испытывали как счастье» (Г. Г. Бострем).
«Это был совершенно удивительный хор, в его репертуаре были сложные произведения, даже целые сцены из оперных спектаклей. И он занимал призовые места в различных конкурсах. Думаю, что в этом, главным образом, была заслуга Сергея Зосимовича, который был всегда очень строгим и требовательным к певчим. Однако работать с ним было легко и очень интересно, потому что он умел увлечь поющих и пользовался у всех огромным авторитетом» (прот. Леонид Горячев).
В Сергиев Посад Трубачев с семьей окончательно перебирается на постоянное место жительство в 1980 году. Здесь он заботится о мемориальном доме священника Павла Флоренского, много времени уделяя расшифровке рукописей и записыванию воспоминаний о философе, богослове и ученом (а также и о своем отце, священномученике Зосиме). Наряду с этим пишет статьи, участвует в конференциях, выступает с докладом о Флоренском в стенах академии, сочиняет несколько духовных концертов, которые затем исполнились академическими хорами на 100-летии со дня рождения «русского Леонардо да Винчи». Живя в старинном деревянном доме на ул. Пионерской, уже будучи пожилым человеком, носит из колонки воду в ведрах, зимой чистит снег, а в последствии еще и ухаживает за парализованной женой.
После изменения отношения государства к Церкви, Сергей Зосимович, как добрый ангел, появляется на многих приходах города и в его окрестностях, помогая наладить музыкально-певческую часть богослужений разоренных храмов и обителей. Он читает и поет в Успенской церкви (С. Маленцова), читает на Пятницком подворье лавры и делится своим богатым опытом музыканта-профессионала с только что выпустившимися девчатами из Регентской школы, мягко корректируя их пение на клиросе (С. И. Романенко). Протоиерей Андрей Вахрушев вспоминает, что примерно в 1994 году Сергей Зосимович пел вместе с ним басом в квартете на клиросе храма вмч. Параскевы Пятницы: «Он приходил, вставал рядышком. Это был летний период времени. Он пел очень дружно. Пел очень негромко, очень вдумчиво…». В Параклите «руководил хором – всего человека четыре – совершенно замечательно»(Г. Г. Бострем). Главным образом Трубачев, помогал с клиросным пением в Черниговском скиту, но «только, когда отсутствовал регент»(К. А. Пятакова (Озерова)). Здесь же, в скиту, он пономарил. По свидетельству дочери Трубачева – Марии Сергеевны, Сергей Зосимович не мог взять на себя постоянные обязанности регента, «уже не имел сил», но об этом «мечтал всю жизнь» [5, с. 9].
Троице-Сергиева лавра – духовный центр Сергиева Посада и России. Сергей Зосимович Трубачев, получив своего рода благословение через иерейскую хиротонию своего отца у мощей преподобного Сергия, не прерывает связь с лаврой до конца своей жизни. В 1946 году, только что поженившиеся супруги Трубачевы, жившие в то время в Сергиевом Посаде, участвовали в восстановлении монастыря. Уже выйдя на пенсию и постоянно живя в городе, Сергей Зосимович в 90-е годы иногда управлял в крипте Успенского собора лавры: «Как-то я была в Сергиевом Посаде 18-го июля в Сергиев день, а 19-го был праздник Всех Радонежских святых. Сергей Зосимович сказал, что под Успенским собором лавры храм в честь этого праздника, и надо пойти туда. Была ранняя служба. Пели два или три монаха, а Сергей Зосимович пел и регентовал. Это было изумительно, как на небе. Служил наместник Феогност. Народу было мало. Человек пять-шесть» (Г. Г. Бострем).
В Сергиевом Посаде Трубачев начинает свою плодотворную деятельность как церковный композитор. Ранее он пишет сочинения и обработки для хорового и сольного пения, главным образом, на слова русских поэтов, а с 1977-го года активно создает гармонизации монастырских и древнерусских распевов. Любовь к древнерусским распевам, простоту и молитвенную глубину церковного пения Сергей Зосимович унаследовал от отца: священник Зосима во время своей ссылки в тот очень сложный период церковной жизни, особенно настойчиво отстаивал «обиходные традиции церковного пения, не совместимые с концертностью, стремился придать хору подлинно молитвенное направление» [3, с. 23].
В Троице-Сергиевой лавре происходит знакомство двух великих мастеров своего дела: композитора Сергея Зосимовича Трубачева и регента лаврского хора архимандрита Матфея (Мормыля). «Между ними сложились дружеские отношения, основанные на профессиональном интересе» [5, с. 8]. Начинается их многолетнее содружество: в совместной творческой лаборатории только что вышедшие из-под пера автора произведения сразу получали звуковое воплощение.
Композитор присутствует на спевках хора в колокольне лавры. «Первая встреча с Сергеем Зосимовичем мне хорошо запомнилась – это было в 80-е годы XX века. Он принес на спевку одно из своих произведений: тропарь 3-го гласа «Да веселятся небесная». Батюшка занял свое место за фисгармонию, Сергей Зосимович сел на диван, который находился у стены в спевочной, слушал, как батюшка работает с хором. Кода хор полностью спел тропарь, так как архимандрит Матфей это представлял, спросил мнение Сергея Зосимовича. Он был с батюшкой не согласен и высказывал нам свои пожелания. И мы пели еще и еще… Архимандрит Матфей уступил Сергею Зосимовичу свое место за фисгармонией. Сергей Зосимович показывал своим голосом как надо петь, затем расставлял акценты. Когда тропарь был изучен, поставили регента из певчих… Хор пел, а они вдвоем делали нам замечания. Добивались легкого праздничного звучания» (М. И. Силиванова).
В процессе совместной работы Сергея Зосимовича и отца Матфея происходила иногда дополнительная обработка и доработка композиторских сочинений. Композитор и регент могли не соглашаться друг с другом, но это никогда не влияло на их доброе благорасположение друг к другу.
По мнению игумена Андроника, сына композитора, совместная деятельность отца Матфея и Сергия Зосимовича имела огромную пользу не только лично для каждого из них, но и стала их весомым творческим вкладом в живую жизнь Церкви. «Отец Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. В то же время, Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение произведения и будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору в отношении исполнительской культуры. В их взаимообщении проявлялись черты соборного церковного творчества, оно приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые чинопоследования (Пассия, Погребение Пресвятой Богородицы, Царские часы, Утреня Великой Пятницы)» [1, с. 10].
На богослужениях Сергей Зосимович иногда сам пел в хоре отца Матфея в партии баритонов, но чаще молился рядом с правым клиросом. «Было такое впечатление, что он очень волновался, когда мы пели уже в храме» (А. Я. Ткаченко). Думается, что и интерпретатор песнопений Трубачева – отец Матфей – волновался не менее… Композитор радовался, когда «хор справлялся и пел слаженно», тогда «возвращался из Лавры окрыленным» [5, с. 8]. Если же композиторский замысел хору не удавалось воплотить на службе, то придя домой он «сникал и буквально заболевал» [5, с. 8]. Отец Матфей, невероятно чуткий к мельчайшим движениям души другого человека, переживал за своего друга. Благодаря случайному свидетельству певчего хора, мы имеем тому косвенное подтверждение:
«Не всем известна задумка отца Сергия, о которой рассказал нам, своим певчим, отец Матфей. По лаврскому последованию Пассии на песнопении «Днесь висит на древе» после земных поклонов на словах «поклоняемся страстем Твоим, Христе» предстоятель брал Святое Евангелие, лежащее на аналое посреди церкви, и торжественно уносил его в алтарь. Так вот, по задумке отца Сергия, именно в момент осенения Евангелием с амвона молящихся всегда должны звучать заключительные слова антифона «покажи нам и Славное Твое Воскресение». Мелодия этих слов пробуждает надежду у всякого скорбящего… Во время богослужения Пассии в Трапезном храме отец Сергий всегда молился у правого клироса. В наше время клирос был на возвышении и ребята, стоящие в баритонах, всегда видели композитора. Примечательно: если предстоятель уходил в Царские Врата раньше заключительных аккордов, старец неодобрительно и смущенно качал головой, а отец Матфей сначала печально смотрел на хор, а потом растерянно и как будто извиняясь на отца Сергия» (прот. Димитрий Мурзюков).
Удивительно, как переплетаются человеческие судьбы и какое дальнейшее значение может это иметь. В Регентской школе МДА с 1990 года трудился преподаватель фортепиано, очень похожий некоторыми чертами характера на Трубачева – Леонид Сергеевич Горячев, ставший затем священником, а в 1997-2001-х годах – заведующим школой, работавший до своего последнего земного и первого январского дня 2014 года. Многие помнят его как человека интеллигентного, скромного, мягкого, доброго, а также как прекрасного педагога и музыканта. Никто не знал из коллег и студентов, что он был очень хорошо знаком с композитором. «Сергей Зосимович сыграл в моей жизни важную роль, и свет его личности я пронес через всю жизнь»(прот. Леонид Горячев). Отец Леонид познакомился с Трубачевым еще будучи подростком, когда учился у него в музыкальной школе. Затем был концертмейстером того самого самодеятельного хора во Дворце культуры, которым руководил Сергей Зосимович. Его общение с Трубачевым проходило не только на профессиональной основе, но и на дружеской. Музыканты вместе гуляли по городу, путешествовали по окрестностям Сергиева Посада: «Он отлично знал всю историю города, и поэтому с ним очень интересно было гулять. Однажды мы ходили вместе в окрестности Вифании, а обратно шли другим путем, чтобы что-то еще посмотреть» (прот. Леонид Горячев). В жизни отца Леонида Сергей Зосимович принимал постоянное участие: «Он всегда активно помогал мне. В какой-то момент он почувствовал, что у меня что-то в жизни не ладилось и благодаря своему авторитету очень помог мне – устроил концертмейстером в Регентскую школу… Впоследствии я сам стал заведующим этой Регентской школы. Я всегда с благоговением относился к нему как к музыканту и как к человеку… Он был выше всех, кого я знал» (прот. Леонид Горячев).
Еще один пример «переплетения человеческих судеб»: Лариса Васильевна Шишкина – ученица Трубачева в Гнесинском институте, а в последствие – преподаватель дирижирования и основ знаменного пения в Регентской школе МДА (с 1989-го года и до своей кончины 14 октября 2004 года). «Это был 1961 год, когда он только приехал из Карелии и начал работать первый год, а я как раз поступила… И вот, вошел Сергей Зосимович, и в нем была такая тишина, тишина внутренняя, такая какая-то скромность особая, внутренняя наполненность и какая-то тихость и сила одновременно, что мы были потрясены… Это был особый педагог, особый мир, его занятия были совершенно особые. У него любовь и доброта удивительные были. Он нас как бы влюбил в свою внутреннюю тишину и силу… Прошло много лет. И вот, лет пятнадцать назад, я попала в Духовную академию, стала преподавать там и встретилась опять с Сергеем Зосимовичем. Это было общение на совершенно другом уровне» (Л. В. Шишкина).
С Регентской школой МДА Трубачев начал сотрудничать в последние свои годы: «Он приходил к нам на регентское отделение очень часто. В Духовной академии ежегодно проходят знаменитые Филаретовские вечера, где выступает наш регентский хор с экзаменом, концертом-экзаменом. И мы каждый год (последние семь-восемь лет) пели сочинения Сергея Зосимовича. Он всегда приходил к нам на репетиции. И студенты, которые дирижируют, волновались и ждали этого момента. Сергей Зосимович приходил, делал какие-то замечания, иногда пел. Когда он пел, то все просто замирали. Но вот, наступал момент, когда он начинал сам управлять. Тут происходило чудо какое-то. До этого студент искал фразировку, звук, еще что-то. А он, ничего не делая практически, без каких-либо дирижерских жестов, вдруг выстраивал песнопение так, что оно начинало звучать. Просто живое интонирование, живая фраза, слово, простота, естественность, молитвенность начинались в звуке, которых мы сами не могли достичь. Это чудо было на глазах. И все – преподаватели-профессионалы, студенты – сразу понимали, что перед нами колоссальный мастер, опытный мастер и дирижер. Это было незабываемо. Он был для нас эталоном» (Л. В. Шишкина).
За два месяца до своей скоропостижной кончины Трубачев принимает диаконский сан. «Особым желанием его было, следуя примеру отца, послужить Господу в священном сане» [2, с. 35], на что он «не решался и не надеялся» [5, с. 10]. Благословение его духовника – архимандрита Кирилла (Павлова) для Сергея Зосимовича оказалось неожиданным: активно участвуя в совершении богослужений Черниговского скита, «…его стало смущать то обстоятельство, что, не имея архиерейского посвящения в богослужебный стихарь, он был вынужден в него облачаться, хотя это было некоторым нарушением церковного правила… Отец Кирилл… убедил его писать прошение не о посвящении в стихарь, а о рукоположении в диаконский сан» [6, с. 32]. Рукоположение совершил в Покровском храме академии 20 августа 1995 года ректор архиепископ Евгений (Решетников).
Диакон Сергий был направлен для служения в Троице-Сергиеву лавре и ее скитах сверхштатным диаконом. Студенты, поющие в братском хоре, знавшие композитора, «искренне радовались тому, что Сергей Зосимович… принял диаконский сан. Помнится, он неспешно выходил из алтаря на ектению. Высоко возвышал орарь и дерзновенно возглашал: «Паки и паки миром Господу помолимся». Привычные слова молитвенного прошения по-особому отзывались в сердце» (прот. Димитрий Мурзюков). «Ектению он возглашал спокойно, сдержанно и вместе с тем у него была настолько четкая дикция, столько было вложено в каждое слово смысла, что слушать было просто удивительно» (А. Я. Ткаченко). В своем служении отец Сергий «не выглядел новичком…, он был уже состоявшимся. Все его движения были наполнены огромным почтением: как он ходил по солее, как он обращался к каждой иконе… Скромный, богобоязненный, чистой веры с негромким голосом служитель Божий… Очень запомнилось его каждение: это было очень трепетное, богобоязненное каждение…» (прот. Андрей Вахрушев). Несмотря на свой почтенный возраст (76 лет), плохое состояние здоровья, отец Сергий старался служить каждый день.
Незадолго до своей блаженной кончины отец Сергий служил за ранней литургией в Успенском соборе. Пела женская группа смешанного хора Троице-Сергиевой лавры. После запричастного стиха спели «Ежечасную молитву» святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час» на музыку композитора Трубачева… (Е. Н. Садикова)
14 октября 1995 года отец Сергий был на концерте, который состоялся на академическом мероприятии в день Покрова Божьей Матери. Придя домой, вечером он созвонился с архимандритом Матфеем, «и более часа беседовал с ним» [6, с. 32]. В воскресенье 15 октября в Семинарском храме преп. Иоанна Лествичника отец Сергий отслужил свою последнюю литургию…
Скончался диакон Сергий Трубачев 25 октября 1995 года. На отпевании, «бывшее необыкновенным по своему торжественно-ликующему настрою и пению трех хоров (лаврского, академического и Регентской школы) под управлением архимандрита Матфея, собралось такое множество людей, какое обычно можно увидеть в дни церковных праздников» [5, с. 10]. Отец Матфей после отпевания подошел к гробу: «При прощании бережно погладил отца Сергия по голове. Мы не знаем, какие слова тогда прозвучали в его сердце, но мы увидели, что он прощался с другом. Прощался на время…»(прот. Димитрий Мурзюков).
Похоронили отца Сергия на Благовещенском кладбище Сергиева Посада, «откуда лавра видна как на ладони и слышны звуки лаврского благовеста…» [5, с. 10].
***
Автор выражает глубокую признательность за помощь в подготовке данной статьи Марии Сергеевне Трубачевой за предоставленный материал: личные фотографии, воспоминания прот. Леонида Горячева, Г. Г. Бострем, К. А. Пятаковой (Озеровой), Т. Нагайцевой-Ергиной, Л. В. Шишкиной. Особая благодарность – прот. Андрею Вахрушеву и семье Вахрушевых, прот. Димитрию Мурзюкову, Марии Ивановне Силивановой, Агнессе Яковлевне Ткаченко, Светлане Ивановне Романенко, Екатерине Николаевне Садиковой и Светлане Маленцовой, фрагменты воспоминаний которых вошли в данную публикацию. Полный вариант воспоминаний выйдет отдельным изданием в 2019 году.
Библиография
- Андроник (Трубачев), игум. Диакон Сергий Трубачев // Трубачев С., диак. Избранное: статьи и исследования. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 7–12.
- Андроник (Трубачев), игум. Из воспоминаний об отце // Фестиваль-конференция «Звучащий мир Древней Руси». Памяти педагогов-гнесинцев А. А. Юрлова и С. З. Трубачева.19–21 ноября 2014. М., 2014. С. 35–36.
- Трубачев С., диак. Об отце, протоиерее Зосиме Васильевиче Трубачеве // Трубачев С., диак. Избранное: статьи и исследования. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 15–36.
- Трубачев С., диак. Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове), строителе Свято-Троицкого Уссурийского монастыря // Трубачев С., диак. Избранное: статьи и исследования. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 37–72.
- Трубачева М. С. Диакон Сергий Трубачев: Краткий биографический очерк // Трубачев С. диак. Полное собрание богослужебных песнопений: В 2 т. / Сост., прим., вступ. ст. диак. М. Асмус; вступ. ст. М. С. Трубачева. М.: Живоносный Источник, 2007. Т. 1. С. 3–11.
- Трубачева М. С. Диакон Сергий Трубачев: Биографический очерк // Фестиваль-конференция «Звучащий мир Древней Руси». Памяти педагогов-гнесинцев А. А. Юрлова и С. З. Трубачева. 19–21 ноября 2014. М., 2014. С. 25–32.