Архиепископ Амвросий
О чем говорит родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова
“Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…” В памяти, дорогие братья и сестры, оживают студенческие годы, а из прошлого возвращаются образы наместника архимандрита Феогноста, совершающего Литургию в Трапезном храме, и протодиакона Владимира Назаркина, в особой ему присущей манере читающего длинный список предков по плоти нашего Господа. Стоишь и терпеливо ждешь, когда же закончится это перечисление и наконец начнется повествование о Рождестве Христовом.
“Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава…” И вновь возвращаясь к кругу чтения первой главы Евангелия от Матфея, так и хочется поскорее пробежать глазами по этим именам, а то и вовсе опустить их. Но что они в самом деле значат для меня? Апостол Матфей писал свои Евангелия для евреев, для христиан из Палестины. Они хорошо знали свою историю, эти имена им были известны, они хорошо ориентировались в том, что они значат. Но для нас, людей XXI века, что они значат? Ведь кажется «прейде сень законная, благодати пришедши». Но однажды все стало восприниматься совсем по-другому. Пожалуй с тех пор, как это родословие прозвучало из уст одной пожилой женщины, служившей некогда уборщицей в варваринском корпусе Лавры.
Шла спевка лаврского хора в колокольне Лавры. Смущаясь, стесняясь и боясь нарушить это поистине действо, известное каждому, кто пел у отца Матфея, она смиренно стояла у входа, дожидаясь окончания спевки, но скрип пола выдал её. Спевка остановилась. Кажется она принесла какие-то постиранные вещи. «Оставь их там»,- как-то небрежно сказал отец Матфей, а затем, немного подумав, подозвал её к себе, положил свою руку ей на плечо и сказал: «Ну-ка, Ксенья Михайловна, давай — Родословие Иисуса Христа…». Она не спеша перекрестилась и как старательная школьница стала наизусть рассказывать родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Эти имена звучали из уст женщины, которая и школу-то не закончила. Она произносила их так, будто рассказывала о своем деде, отце, брате, знакомых и известных ей людях. Она перечислила всю родословную, повествование о рождении Иисуса Христа, рассказала почти две главы Евангелия от Матфея.
Отец Матфей остановил её и сказал: «В начале бе слово…». И она также наизусть начала рассказывать на церковнославянском языке Евангелие от Иоанна. Отец Матфей снова остановил её где-то на третьей главе Евангелия и сказал: «Ну все, иди». И не произнеся больше ни слова продолжил спевку. Сказать, что мы были потрясены, значит ничего не сказать. Были потрясены не тем, что видели человека, знающего Евангелие наизусть на церковнославянском языке, а тем, как она рассказывала о Христе и о Его предках. Они были самыми родными и близкими в её жизни. Это был самый лучший урок по Новому Завету в моей жизни — урок веры, урок любви, урок знания Бога и тех людей, в роду которых Он родился по плоти.
Жизнь каждого из нас не так уж велика: «Семьдесят, аще в силах осмьдесят лет и множае их труд и болезнь…». Священное Писание, если мы его любим и читаем, позволяет нам увидеть картину мира и определить свое личное место в его истории, в которой Альфой и Омегой, историей смыслов является Сам Господь Иисус Христос.
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Иисус называется сыном Давида, но ведь его сыном был Соломон. Почему апостол Матфей называет Христа сыном Давида? Потому что Христос действует как Соломон. Потому что Соломон был образом, иконой Христа. Соломон построил единственный храм в те времена, посвященный истинному Богу. Христос созидает Церковь, врата ада которую никогда не одолеют. Он созидает храм веры, и эту веру никто в мире не способен разрушить.
“Сына Давидова, Сына Авраамова”. Авраам, от которого происходит Давид, стоит вторым в этом родословии. Вспомним историю Авраама и его сына Исаака. Авраам был верен Богу до такой степени, что готов был принести в жертву Исаака. Ангел тогда остановил Авраама. А Бог сказал, что Сам найдет агнца. Им стал Его Единородный Сын. «Вот агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», – засвидетельствовал Иоанн Креститель у Иордана о Христе. Христос – новый Соломон и новый Исаак.
Родословие Иисуса Христа. В нем мы слышали сегодня и женские имена. Но нет, это не имена благочестивых Сарры, Лии и Рахили. А есть Фамарь, совершившая кровосмешение с тестем; есть Раав — продажная женщина из Иерихона; есть моавитянка Руфь: во Второзаконии сказано, что и в десятом поколении моавитяне не войдут в народ Божий. Это и прелюбодейка Вирсавия. Каждая из них – праматерь, источник жизни по человечеству Христа. Почему Христос воспринимает человечество и входит в родословие, в котором поток жизни загрязнен сложными судьбами этих женщин? Да потому, что это стало иметь значение для всех — и для нас, людей, живущих сегодня.
Божий Сын входит в это родословие, в череды жизни этих людей, чтобы сказать нам и показать, что Он не гнушается загрязненности каждого из нас, что Он пришел спасать не праведников, а грешников, что замутненный поток этих судеб не увлек Богородицу – Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, из которой по плоти родился Единородный Сын Божий.
Впрочем, это родословие не Марии, а Иосифа, который к рождению Спасителя не имел никакого отношения: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос – говорит евангелист Матфей. В те времена невесту брали только из своего рода. Поэтому родословие Иосифа косвенно оказывается и родословием Девы Марии.
Мнимый отец нарекает имя Младенцу — Иисус, а значит, сообщает Ему право своего рода. Дева Мария восходит к царю Давиду через Нафана, а не Соломона. А это значит, что Иосиф в усыновлении Младенца Иисуса сообщает Ему полноту царского достоинства. Родственница Марии — Елисавета — жена священника Захарии. Так во Христе встречаются два дома: дом царский и дом священнический.
Но вот что еще примечательно. Апостол Матфей делит родословие на три части, в каждой из которых он усматривает 14 родов. Каждая часть — это особая эпоха и особая форма правления. Общинно-родовой, патриархальный строй сменяется монархическим; затем наступает эпоха политического плюрализма, как мы бы сейчас сказали. Все эти земные устройства апостол Матфей обесценивает. Ведь с переменой правления люди продолжали грешить и лучше не становились.
И только с пришествием в мир Христа появляется возможность преодолеть власть греха, страх смерти и порабощение диаволу. Ни спасают ни цари, ни президенты, ни монархический строй, ни патриархи, ни аристократия, ни автокефалия, как мы сейчас заметили. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения». Только во Христе возможно спасение. Людям это невозможно. Все возможно только одному Богу.
Сколько смыслов скрывается в сегодняшнем перечислении имен! И даже в каждом имени заложен свой смысл. Давид — значит братолюбием процветал; Манассия – Он, Бог, предал забвению грехи кающихся; Иисус – спасение от Бога пришло. Каждое имя – это почти что предложение. Христиане Палестины читали родословие, распознавали эти имена, и перед ними разворачивалась целая история спасения человека.
Христиане XXI века, живущие в святоотеческой традиции, способны сделать эти имена такими же своими, родными, увидеть в них огромный смысл и для своей жизни. Если мы ежедневно читаем Евангелие со святителем Иоанном Златоустом, преподобным Ефремом Сириным, блаженным Августином, блаженным Иеронимом мы многому учимся и начинаем понимать, что Священное Писание хочет о многом сказать каждому из нас.
Но особенно тогда оно становится нашим, когда, подобно упомянутой ныне пожилой полуграмотной женщине, мы открываем с доверием двери своего сердца для Бога, выходим из созданного нашими фантазиями мира страха и недоверия в бесконечное пространство любви Творца к Cвоему творению. Это сердце становится Вифлеемом и яслями. Вновь и вновь в нем рождается Христос, приходящий в жизнь каждого из нас для того, чтобы невозможное сделать возможным. А мы, живущие совсем недолго в этом временном мире, определяем свое место в истории Альфой и Омегой, началом, смыслом и концом, Которыми является грядущий родиться Богомладенец Христос.
//Проповедь ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная 6 января 2019 года после чтения Евангелия за Божественной литургией в Неделю святых отец, в Рождественский сочельник.