Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Вышел в свет 8-й номер научного журнала «Слово и образ»

В Издательстве Московской духовной академии вышел 8-й номер научного журнала кафедры филологии «Слово и образ». Номер содержит статьи, посвященные славяно-русской книжности и литературе XI–XVII вв., а также духовной литературной традиции нового и новейшего времени.

В новом номере:

Архимандрит Симеон (Томачинский) в статье «”Прославляющих Мя прославлю”: служба святителю Ионе Новгородскому» обращает внимание на удивительную преемственность гимнографической традиции: святитель Иона, архиепископ Новгородский, принимал активное участие в прославлении многих святых. Его заботами и благословением были составлены службы разным подвижникам, в том числе святителю Ионе, митрополиту Московскому. Инок Зиновий Отенский, который подвизался в том же монастыре, где начинал свой путь и был похоронен Новгородский архиепископ, прославил службой и житием самого святителю Иону.

Константин Автандилович Хачапуридзе посвящает свою статью «Распевщик и гимнограф XVI в. игумен Маркелл Безбородый» творчеству гимнографа-самородка, распевщика, церковного поэта — игумена Маркелла Безбородого. Автор расширяет и обобщает известные факты о биографии игумена, описывает отличительные черты его таланта: рифму, особый содержательный состав стихир и песнопений, акростих-загадку. Статья ставит своей целью указать на неповторимость и талант русского гимнографа. 

Никита Владимирович Горобец в статье «Сказания о Владимирской иконе Божией Матери в Троицких минеях четьих XVII в.» ставит своей целью выявление разночтений текстов сказаний, посвященных Владимирской иконе Божией Матери, в минеях четьих Германа Тулупова и в минеях четьих «Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, иже въ Маковце Радонежском». Статья вносит существенные корректировки в принятое до сих пор положение о том, что минеи четьи «Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, иже въ Маковце Радонежском» списаны с миней четьих Германа Тулупова.

Иеромонах Кирилл (Умрилов) посвятил исследование «Рецепция молитвы “Отче наш…” в творческом наследии В.А. Жуковского» изучению поэтического диалога с молитвой Господней русских поэтов, одним из первых среди которых был В.А. Жуковский. Автор рассматривает рецепцию канонического текста молитвы «Отче наш…» в творчестве Жуковского, что позволяет исследователю уточнить представления не только о жанрово-тематическом диапазоне лирики данного поэта, но и о его религиозной картине мира, в центре которой — отношения Бога с человеком, осмысленные как отношения отца с детьми.

Иерей Игорь Чабан в статье «Образы духовенства в произведениях Н.С. Лескова в контексте общественной жизни и литературного творчества второй половины XIX в.» выявляет специфику образов священнослужителей в творчестве Н.С. Лескова. Автор анализирует интерес к духовенству в беллетристике второй половины XIX в. и приводит типологию образов священнослужителей в ряде произведений русского писателя. Исследователь заключает, что описание духовенства в творчестве Н.С. Лескова обладало существенной новизной для литературы своего времени, отмечая, что главным принципом в описании духовенства у Лескова оставался примат личности.

Иерей Дионисий Стефанов в статье «Биографические материалы как способ самовосприятия профессора Е.Е. Голубинского», привлекая архивные материалы (воспоминания профессора Е.Е. Голубинского о заграничных путешествиях в 1872–1873 гг.), рассматривает жизненный путь профессора Е.Е. Голубинского и его становление как ученого. Говоря о традиции путевых дневников в академической культуре, автор обращает особое внимание на филологический метод Голубинского и его исследовательский подход к источникам.  

Диакон Дионисий Макаров в статье «Парадокс воскрешения Елеазара (по повести Л.Н. Андреева “Елеазар”)» рассматривает историю создания, литературные и философские истоки, сюжет, образно-символическую систему рассказа Леонида Николаевича Андреева «Елеазар» и выявляет художественные особенности образа Елеазара, авторскую концепцию смерти и воскрешения человека в евангельском контексте на материале данного произведения. Основу методологии авторского исследования составляет системный подход к анализу поэтики художественного произведения в контексте православной культурной традиции. Также исследуются сюжет, мотивы, образы, символика рассказа и предпринимается попытка выявления авторских концепций смерти и феномена воскрешения человека на данном материале.

Пресс-служба МДА