Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Вышел новый номер «Богословского вестника»

В издательстве Московской духовной академии вышел 47-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», четвертый за 2022 год.

Номер содержит 16 статей по самым разным тематикам:

  • библеистике,
  • герменевтике и экзегетике,
  • богословию и философии,
  • патрологии и христианской литературе,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • церковному праву,
  • церковному искусству и археологии,
  • русской литературе и
  • религиоведению.

Кроме того, в номер включена рецензия перевод с нидерландского и английского на русский книги Г. ван ден Бринка «“И произвела земля…”: Христианская вера и эволюция».

В этом номере:

Монах Нил (Лазаренко) в статье «Замечания к Мк. 1, 40–45: был ли прокаженный исцелен в синагоге?», посвященной одной из перикоп Евангелия от Марка, ставит вопрос о том, в каком месте Иисус исцелил прокаженного. Евангелие от Марка не дает никаких явных указаний на это. Тем не менее используемая лексика (глаголы с приставкой ἐκ- (ἐξ-), ἐκβάλλω и ἐξέρχομαι) намекают на то, что чудо совершилось в закрытом помещении. Это совпадает с тем, что мы знаем из Евангелия от Марка о первых чудесах Иисуса: все они происходят в помещениях или в непосредственной близости от них (как, например, при дверях дома Петра в 1, 33–34). Перед повествованием об исцелении упоминается проповедь Иисуса в еврейских синагогах. В одной из них Иисус изгнал из человека нечистого духа (1, 23–27). Напрашивается предположение, что Иисус исцелил прокаженного в одной из городских синагог. Это согласуется с данными Евангелия от Луки, который говорит об исцелении прокаженного в одном городе (Лк. 5, 12–14). Этот случай, преданный огласке, послужил для Иисуса поводом удалиться в пустынные места, где с этого момента и происходят многие из Его исцелений.

Розалия Моисеевна Рупова предлагает вниманию статью «Символизм творения как основание построения герменевтических процедур. Метод интегральной экзегезы». Символическая природа сотворенного Богом мира и человека, по мнению автора, открывает перспективу прочтения культуры как символического текста, поскольку природа мира и человека также имеет глубоко укорененный в ней символизм. В статье дан исторический обзор трансформации понятия «символ» в европейском культурном пространстве. Европейскую культуру можно с полным основанием рассматривать как расширенный комментарий к Священному Писанию, поскольку она, часто сама того не желая, пребывает в библейской «матрице», в которой заданы сами принципы различения добра и зла. Существующие методы ее анализа в литературоведении и культурологии представляют собой большую разноголосицу, поскольку опираются на самые разные установки: от психоанализа разного формата до теории диалога М.М. Бахтина или постмодернистских подходов. Богословское осмысление культуры, введение ее многообразия в координаты христианского смыслоразличения может быть начато с применения к ней, с соответствующими поправками и допущениями, методов библейской герменевтики.

Михаил Степанович Иванов посвящает статью «Концепция истины в религиозной философии Николая Бердяева» проблеме поиска истины. Занимаясь творчеством в области религиозной философии, известный русский мыслитель Н.А. Бердяев, естественно, не мог обойти вниманием феномен истины, который на протяжении многих столетий постоянно обсуждается в интеллектуальной среде. За этот период было разработано множество концепций истины. Предлагая собственную, Бердяев как мыслитель религиозный полагает в ее основу слова Иисуса Христа: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) — и на этой основе разрабатывает понятие о Живой истине, противопоставляя ему широко распространенные представления об истине как соответствии знания действительности. Познание истины для Бердяева — это «вхождение в Божественную жизнь».

Протоиерей Дмитрий Кирьянов в статье «Квантовая запутанность в контексте богословия творения» изучает роль феномена квантовой запутанности в современном диалоге науки и богословия. Философское осмысление квантовой запутанности и нелокальных связей может быть осуществлено в рамках онтологии реляционного холизма. Реляционный холизм может быть интерпретирован в контексте православного богословия творения как отражение особого отношения тварного мира с Творцом, нашедшего характерное выражение в богословии прп. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы. Реляционно-холистическое понимание тварного мира предполагает возможность его объяснения в контексте тринитарного понимания Бога в православной традиции и подчеркивает созвучие между научным и богословским пониманием мироздания.

Протоиерей Борис Тимофеев в статье «Особенности взгляда Феодора Мопсуестийского на пророческое откровение» приоткрывает завесу таинственного смысла пророческих речений. Одна из основ герменевтического метода, с помощью которого раскрывается пророческий текст, — концепция пророческого откровения. От взглядов экзегета на этот вопрос, как правило, зависит набор методов, а главное, логика и стратегия разбора провиденциального сообщения. Представитель антиохийской экзегетической традиции Феодор Мопсуестийский, известный критическим взглядом на мессианское толкование ветхозаветных пророчеств, также не является исключением. Понимание его позиции касательно особенности пророческого откровения открывает возможность для более полного понимания герменевтической системы этого древнего автора и других подходов к интерпретации Священного Писания.

Диакон Сергий Кожухов во второй части своего исследования «Церковная политика императора Зинона и богословское содержание “Энотикона”. Часть 2» рассматривает отношение императора Зинона к Халкидонскому Собору, его деяния в области церковной политики и богословское содержание «Энотикона» (482 г.), при помощи которого он попытался найти компромисс между последователями и противниками Халкидонского Собора. Однако изданием «Энотикона», напротив, был создан ряд трудно разрешимых проблем, которые привели к преобладанию антихалкидонской партии и разрыву общения с Римской Церковью. В исследовании анализируется богословское содержание «Энотикона», особое внимание уделено трем аспектам: признанию авторитета только Первого, Второго и Третьего Вселенских Соборов, упоминанию двенадцати анафематизмов свт. Кирилла Александрийского, присутствию в «Энотиконе» теопасхитской формулы.

Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции» показывает, что в настоящее время всё сильнее и сильнее формулируется теория первенства чести и власти, которое хочет себе присвоить Константинопольский Патриарх без достаточных на то оснований. Сторонники теории первенства чести и власти пытаются применить принцип иерархичности к взаимоотношениям Предстоятелей Поместных Православных Церквей с Патриархом Константинопольским. Насколько это правомерно? В статье делается попытка рассмотреть основные значения термина «иерархия», который стал использоваться в христианской традиции в «Ареопагитиках» (VI в.) и далее. В частности, рассматривается учение об иерархии прп. Никиты Стифата (XI в.), который продолжил иерархическое богословие «Ареопагитик», со своими особенностями. Хронологический обзор показывает, что во взаимоотношениях предстоятелей Церквей принцип иерархичности никогда не применялся. Значит, позиция современных канонистов и богословов Фанара противоречит сложившейся традиции равночестности Церквей в Византии и не может быть принята.

Григорий Борисович Сергеев предлагает вниманию научного сообщества статью «Перемены в богослужебной жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в 1830-х годах». В настоящей статье рассматриваются изменения в литургической жизни Валаамской обители, происходившие в 1833–1839 гг. — при игумене Вениамине (Мануйлове), а также отношение к этим изменениям со стороны монастырской братии и священноначалия, в частности тогдашнего благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии свт. Игнатия (Брянчанинова). Дабы показать реальные изменения в богослужебной жизни обители, возражения братии, ревновавшей о сохранении устава, и заключение высшей церковной власти, автор опирается на документы архивных фондов Святейшего Синода и Санкт-Петербургской духовной консистории. Для рассмотрения литургической жизни монастыря привлекается исторический контекст, иллюстрирующий то, как различные факторы могут влиять на восприятие братией изменений в богослужении. По итогам исследования делается вывод: поскольку богослужение является сердцевиной жизни монашеской общины, постольку незначительные, с точки зрения общего устава, перемены в порядке совершения служб не должны сопровождаться ощутимым смущением и разделением среди братии, какими бы законными эти перемены ни были. Более того, из истории Валаамского монастыря можно видеть, что не все кажущиеся необходимыми изменения действительно оказываются таковыми по прошествии некоторого времени, а также после принятия иных, более уместных в конкретной ситуации решений.

Протоиерей Сергий Звонарёв статьей «Митрополичьи округа и митрополии в новейшей истории Русской Православной Церкви» завершает трилогию на тему церковных округов. Церковные области, созданные в Русской Православной Церкви в 1928 и 1934 годах, долго не просуществовали, а потому не оказали заметного влияния на церковную жизнь. Однако идея окружного объединения нескольких епархий не была позабыта. С появлением благоприятных условий она получила новое развитие уже в наши дни в проекте создания митрополичьих округов и митрополий. Целью предлагаемого читателю текста небольшого исследования является сопоставление статуса, полномочий органов управления митрополичьих округов и митрополий, в том числе применительно к опыту конструирования региональных церковных центров столетней давности. Для достижения цели используется метод сравнительного исторического и церковноправового анализа. Созданные экспертами и церковным законодателем территориальные канонические структуры в виде митрополичьих округов и митрополии как формы объединения нескольких епархий стали уникальным в своем роде опытом проектирования региональных церковных центров. Выйдя за пределы пастырско-миссионерских задач, что являлось константой всего предшествующего опыта построения окружного митрополичьего управления, современные митрополичьи округа наделены административно-судебными полномочиями, а митрополии — административными. Как это проявилось в деталях конструкции региональных церковных центров, мы рассмотрим ниже.

Андрей Юрьевич Литвин в статье «Дело о церкви Союза служивших в Российских армии и флоте в Шанхае» раскрывает историю Свято-Никольского домового храма Союза служивших в Российских армии и флоте. В статье цитируются ранее не публиковавшиеся документы из переписки конфликтовавших сторон: епископа Шанхайского Симона, председателя Союза К.Ф. Вальтера, архиепископа Пекинского Иннокентия, а также задействованных сторон — главы Зарубежного Синода митрополита Антония и Комитета защиты прав русских в Шанхае. На основе документов из переписки проводится анализ произошедших событий. Подробно разбираются причины возникшего конфликта, дается наиболее вероятная версия произошедшего. Это позволяет более полно взглянуть на непростые отношения между эмиграцией и Церковью. Кроме того, история Никольского храма служит наглядной иллюстрацией внутрицерковных отношений и процессов на Дальнем Востоке, особенно между архиепископом Иннокентием и митрополитом Мефодием, а также вписывает еще одну страницу в историю деятельности митрополитов Антония (Храповицкого) и Евлогия (Георгиевского) и показывает реальную степень влияния Карловацкого Синода на дела дальневосточных епархий. В результате исследования делается вывод, что события раскола, единственного на Дальнем Востоке за весь эмигрантский период, имели под собой реальное основание и что действия обоих архиереев, епископа Симона и архиепископа Иннокентия, были вполне обоснованными.

Протопресвитер Олег Овчаров в статье «Правовое регулирование деятельности военного духовенства: история и современность» кратко рассматривает и анализирует источники права, регулирующие особенности деятельности духовенства в войсках, в условиях вооруженных конфликтов. Правовые нормы рассматриваются в хронологической последовательности. В зависимости от их содержания осуществляется периодизация процесса правового регулирования с учетом существенных изменений самих источников права и субъектов, их издающих. Анализ содержания источников права позволяет сделать выводы о сущности правового института военного духовенства и его месте в системе государственно-церковных отношений, о его роли в обеспечении духовных основ обороноспособности страны, о его важности при удовлетворении духовных нужд личного состава в боевой обстановке. Правовые источники — от книг Ветхого Завета до норм международного права — свидетельствуют о том, что правовой институт военного духовенства проходит через всю мировую историю человечества и является древнейшим общемировым достоянием, что в различных формах он имеет правовое закрепление в церковном, национальном и международном законодательстве многих государств, свидетельствуют о божественном установлении этого правового института, о его высокой социальной значимости, живучести, масштабности и религиозно-правовой природе.

Анастасия Анатольевна Никитина в статье «Вклад академика архитектуры П.П. Покрышкина в обследование и реставрацию храма Святого Василия в Овруче» ставит задачу уточнить составляющие реставрационной реконструкции Свято-Васильевского храма города Овруча, в частности вклада в это дело ведущего реставратора Российской империи, академика архитектуры П.П. Покрышкина. В исследовании проанализированы и кратко охарактеризованы принципы и методы, которыми руководствовался реставратор, концептуальный аспект реконструктивных работ и ряд иных вопросов. Охарактеризованы роль и вклад других специалистов, в том числе архитектора-археолога Д.В. Милеева, А.В. Щусева, Л. Веснина и В.Н. Максимова. В итоге автор статьи делает следующие выводы: исключительный интерес представляют научные данные, появившиеся в результате раскопок и точных обмеров П.П. Покрышкина; его инновационные методы и приемы позволили повысить степень научно-археологической достоверности реставрации.

Денис Владимирович Макаров в статье «Монастырь в жизни и творчестве И.С. Шмелёва» выявляет роль монастыря в жизни и творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва, а также показывает значение в судьбе писателя личного общения с монашествующими, в том числе с прп. Варнавой Гефсиманским, анализирует биографию писателя, художественные произведения И.С. Шмелёва, в которых встречаются образы монастыря и монашествующих, особенно прп. Варнавы Гефсиманского, в частности романы «История любовная», «Лето Господне», «Пути Небесные», повесть «Богомолье», очерки «У старца Варнавы», «Подвижники» и другие. В жизни И.С. Шмелёва православный монастырь занимал важнейшее место, все наиболее значимые моменты жизни писателя (женитьба, выбор жизненного пути, смерть) непосредственно связаны с монастырем. Монастырские мотивы пронизывают практически все его значительные произведения, а образы монахов-подвижников стоят на самой вершине его художественно-поэтического Фавора. Монастырь выполняет важные функции в художественном мире писателя. Всё самое значительное и важное для судеб его главных героев так или иначе связано с монастырем. В творчестве Шмелёва монастырь — это и духовная вершина, где герой удостаивается видения святости; и нравственный (а также и социальный) идеал человеческого общежития; обличитель порока и указатель правого пути. Монастыри в художественном мире Шмелёва буквально «светят миру».

Варвара Викторовна Каширина в статье «Новонайденные помянники Н.В. Гоголя из архива Оптиной пустыни» публикует выявленные источники и атрибутирует лиц, которых писатель записал на поминовение. В архиве Оптиной пустыни хранятся помянники жертвователей Московской губернии о здравии и упокоении, в которых были обнаружены пятьдесят имен, записанных Н.В. Гоголем о здравии и об упокоении. Имена были записаны Н.В. Гоголем в помянники во время его второго посещения Оптиной пустыни (2–3 июня 1851 г.). В конце статьи впервые приводятся тексты помянников и комментарий публикатора к ним. Выявленные и опубликованные источники имеют большое значение для современного гоголеведения и характеризуют духовный портрет писателя.

Татьяна Сергеевна Самарина предлагает исследование «Религиозный опыт: нейротеологическая перспектива». В статье дается обзор исследований, направленных на выявление корреляции религиозного опыта и аномалий мозга, анализируется гипотеза височной эпилепсии, господствовавшая в экспериментальных исследованиях с 1970-х годов и последовательно развивавшаяся Д. Сейвером, Д. Рэбином, С. Шахтером, М. Персингером. Рассматривается альтернативная гипотеза лобных долей, сформулированная П. Макнамарой, популярность которой началась в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Ее развитие демонстрируется на примере трудов Э. Ньюберга. На основании двух моделей отдельно анализируются теории отождествления религиозного опыта и шизофренических расстройств, связи религиозного опыта и эпилепсии. В рамках методологии нейротеологических исследований, предложенной Ньюбергом, оцениваются перспективы применения религиозных практик в терапии болезни Альцгеймера. Анализируется отношение Ньюберга к практикам изучения действия психоактивных веществ, его идеи соотносятся с историческим контекстом исследования темы. Отдельно затрагивается проблематика изучения околосмертного опыта, делается вывод о слабом аппарате верификации у современных исследователей. В заключение утверждается, что на данном этапе концептуальное осмысление проблемы всё еще далеко от удовлетворительного, гипотеза височной доли оказывается во многом идеологизированной и не имеющей достаточного уровня верификации, в то время как исследования лобных долей в нейропсихологии создают больше вопросов, чем дают ответов.

Протоиерей Олег Корытко в статье «История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы после 1917 г.» продолжает обзор научных исследований в области верований восточных славян. В данной статье рассматриваются наиболее значимые научные труды, вышедшие в советскую эпоху и посвященные духовному наследию дохристианской эпохи. Автор акцентирует внимание на том, что советские научные школы, изучавшие дохристианскую духовную традицию славян, сформировались и развивались под давлением атеистической идеологии. Следствием этого стало появление идеологически ориентированных работ (Кагаров), а также вытеснение научных интересов в область изучения сказочного материала (Пропп) и аграрных традиций (Чичеров, Соколова). Автор статьи указывает на существование трех главных групп, задававших в советский период векторы продвижения научных исследований в данной сфере: государственно-патриотическая группа ученых (Державин, Греков, Рыбаков), тартуско-московская школа, в лоне которой была сформулирована «теория основного мифа» (Топоров и Иванов с учениками) и московская этнолингвистическая школа (Толстой и значительная группа его последователей). Методология, применяемая при составлении обзора, носит комплексный характер с учетом не только данных, предоставленных светскими науками (филологией, этнографией, религиоведением, фольклористикой), но и с опорой на богословское видение описываемых феноменов.

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Библеистика

Монах Нил (Лазаренко)

Замечания к Мк. 1, 40–45: был ли прокаженный исцелен в синагоге?

Герменевтика и экзегетика

Розалия Моисеевна Рупова

Символизм творения как основание построения герменевтических процедур: метод интегральной экзегезы

Богословие и философия

Михаил Степанович Иванов

Концепция истины в религиозной философии Николая Бердяева

Протоиерей Дмитрий Кирьянов

Квантовая запутанность в контексте богословия творения

Патрология и христианская литература

Протоиерей Борис Тимофеев

Особенности взгляда Феодора Мопсуестийского на пророческое откровение

Диакон Сергий Кожухов

Церковная политика императора Зинона и богословское содержание «Энотикона». Часть 2

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Можно ли говорить об иерархии Предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции

История Русской Православной Церкви

Григорий Борисович Сергеев

Перемены богослужебной жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в 1830-х годах

Протоиерей Сергий Звонарёв

Митрополичьи округа и митрополии в новейшей истории Русской Православной Церкви

Андрей Юрьевич Литвин

Дело о церкви Союза служивших в Российских армии и флоте в Шанхае

Церковное право

Протопресвитер Олег Овчаров

Правовое регулирование деятельности военного духовенства: история и современность

Церковное искусство и археология

Анастасия Анатольевна Никитина

Вклад академика архитектуры П.П. Покрышкина в обследование и реставрацию храма святого Василия в г. Овруче (1904–1912)

Русская литература

Денис Владимирович Макаров

Монастырь в жизни и творчестве И.С. Шмелёва

Варвара Викторовна Каширина

Новонайденные помянники Н.В. Гоголя из архива Оптиной пустыни

Религиоведение

Татьяна Сергеевна Самарина

Религиозный опыт: нейротеологическая перспектива

Протоиерей Олег Корытко

История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы после 1917 года

РЕЦЕНЗИИ

Протоиерей Дмитрий Кирьянов

Рецензия на: Бринк Г., ван ден. «И произвела земля…»: Христианская вера и эволюция / пер. с нидерл. и англ. Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2022. (Серия «Богословие и наука»). XII+324 с. ISBN 978-5-89647-391-6

Пресс-служба МДА