Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Вышел 4-й номер научного журнала «Вопросы богословия»

В Издательстве Московской духовной академии вышел 4-й номер научного журнала «Вопросы богословия».

Раздел «Пастырское богословие» содержит статью «Невротическая религиозность: генезис, феноменология и перспективы взаимодействия в рамках православной традиции», написанную кандидатом богословия протоиереем Павлом Великановым. Отец Павел анализирует происхождение и феноменологию невротической религиозности — явления, возникающего при взаимодействии религиозной веры с определенными психологическими расстройствами. Автор намечает перспективы ее богословского исследования и пастырские методы окормления людей с невротической религиозностью.

Раздел «Патрология» содержит статью «Идея духовной победы в Откровении святого Иоанна Богослова: по текстам византийской христианской литературы», написанную кандидатом богословия игуменом Дионисием (Шлёновым). В толкованиях Икумения, Андрея и Арефы Кесарийских автор рассматривает стихи Откровения о победе (νίκη, νικάω), которые понимались в духовном, аскетико-мистическом и богословском смыслах. Победитель — Христоc; дары победителю — созерцание и знание, Боговидение и Богопознание.

В этом же разделе находятся статьи священника Павла Лизгунова «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о науке и религии», иеродиакона Максима (Судакова) «Мартирий-Сахдона “Об истинной вере и твердом исповедании Православия”: перевод с сирийского, предисловие и примечания» и Максима Горшенина «Холистическая сотериология преподобного Симеона Нового Богослова».

Отец Павел, кандидат богословия, на основании трудов святителя Луки рассказывает о его взглядах на соотношение науки и религии. Святитель показывает, что между наукой и религией нет фундаментальных противоречий в силу их ограниченного пересечения и что во многом они дополняют друг друга.

Отец Максим, магистр богословия, перевел фрагмент Книги совершенства епископа Мартирия-Сахдоны. Этот фрагмент содержит христологию, триадологию, эсхатолгию епископа, его взгляды на взаимосвязь веры и нравственности. Argent. 4116, древнейшая рукопись от 837 года, происходит из синайского монастыря Неопалимой купины в Бет-Мар-Моше. Перевод снабжен словарем основных терминов и подстрочным комментарием, в котором указаны источники библейских цитат и даны пояснения к переводу.

Максим Александрович, магистр лингвистики, рассматривает сотериологию Симеона Нового Богослова, ее принципы (исцеление человеческой природы через восстановление богообщения, отношения свободы и благодати) и особенности (холизм, христоцентричность, евхаристичность, экклезиологичность). В понимании преподобного домостроительство предстает как приготовление евхаристической чаши; но в личном мистическом опыте оно становится содержанием личного спасения, совершаемого в Церкви.

Раздел «Сравнительное богословие» содержит статью «Путь монаха и путь мирянина в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора», написанную кандидатом богословия священником Антонием Борисовым. Отец Антоний анализирует последствия попыток Собора обновить монашескую жизнь и вернуться к исконному пониманию монашеского делания и аскезы. Реформа фактически приравняла монашеский путь к мирскому, что привело к неоднозначным изменениям в католических обществах и периодически вызывает кризисы.

В этом же разделе находятся статьи Василия Чернова «Чин бракосочетания в Книге общественного богослужения: перевод и историко-лингвистический комментарий» и Дениса Гуляева «Современные медитативные практики западного христианства — поиск “новой духовности” или возврат к истокам?».

Василий Владимирович, кандидат богословия, показывает, что литургический чин бракосочетания в Книге общественного богослужения 1662 года практически не претерпел изменений в ходе богослужебных реформ 1549, 1552 и 1662 годов и сохранил черты чинов бракосочетания из дореформационных английских литургических книг. Книга сохраняет официальный статус в Церкви Англии и лежит в основе богословской и литургической традиций всех Церквей Англиканского Содружества.

Денис Александрович, магистр богословия, изучает современные медитативные практики западных христиан. Чтобы понять, являются ли они нововведениями или это возврат к древней христианской практике, автор классифицирует их и сравнивает с древними молитвенными практиками: Иисусовой молитвой, размышлением над Писанием и другими.

Раздел «Философия» содержит статью «Иван Васильевич Киреевский: “Новые начала” философии», написанную доктором богословия Михаилом Ивановым. Михаил Степанович анализирует «новые начала» философии Киреевского: описывает творческий путь Ивана Васильевича, его критику западного рационализма, философский поиск, а также обретение подлинной веры, приведшей его к осмыслению целостности бытия, личности, веры и разума.

В этом же разделе находится статья священника Даниила Горячева «Личность согласно священнику Павлу Флоренскому». Отец Даниил, магистр богословия, выясняет некоторые вопросы философии личности у Флоренского. Автор прослеживает мировоззренческие основы, логику и следствия утверждений, что Крест, стихии, животные и растения являются личностями, а человек, напротив, способен утратить свою личность. С последним связано антиномичное понимание вечных мук. Объяснить данные философские и богословские положения помогает софиология отца Павла, дающая теоцентрический взгляд на мир, открывающий его благость, разумность и единство.

Раздел «Рецензия» содержит рецензию иеромонаха Дамиана (Воронова) на книгу Оскара Пфистера «Христианство и страх. Жизнь без бремени вины и ужаса перед неизвестностью», которая впервые публикуется на русском языке. Пфистер дает примеры борьбы со страхом в религиозной жизни, показывает его роль и последствия, этапы возникновения и развития, а также как именно христиане относилось к страху, пытались его победить. Пастор приходит к выводу, что любовь — главный способ победить страх.

СОДЕРЖАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Пастырское богословие

Протоиерей Павел Великанов

Невротическая религиозность: генезис, феноменология и перспективы взаимодействия в рамках православной традиции

Патрология

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Идея духовной победы в Откровении святого Иоанна Богослова: по текстам византийской христианской литературы

Священник Павел Лизгунов

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о науке и религии

Иеродиакон Максим (Судаков)

Мартирий-Сахдона: «Об истинной вере и твердом исповедании Православия». Перевод с сирийского, предисловие и примечания

Максим Александрович Горшенин

Холистическая сотериология преподобного Симеона Нового Богослова

Сравнительное богословие

Священник Антоний Борисов

Путь монаха и путь мирянина в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора

Василий Владимирович Чернов

Чин бракосочетания в Книге общественного богослужения: перевод и историко-лингвистический комментарий

Денис Александрович Гуляев

Современные медитативные практики западного христианства — поиск «новой духовности» или возврат к истокам?

Философия

Михаил Степанович Иванов

Иван Васильевич Киреевский: «Новые начала» философии

Священник Даниил Горячев

Личность согласно священнику Павлу Флоренскому

РЕЦЕНЗИИ

Иеромонах Дамиан (Воронов)

Рецензия на: Пфистер О. Христианство и страх. Жизнь без бремени вины и ужаса перед неизвестностью / пер. с нем. Е. Шелковниковой. М.: Эксмо, 2019. 544 с. ISBN 978-5-04-095202-1

Печатную или электронную версию журнала можно приобрести в интернет-магазине Московской духовной академии.

Пресс-служба МДА