В МДА прошла конференция «Монашеское богословие и гуманистическая философия на примере византийских авторов XI века»
24 декабря в Московской духовной академии прошла первая конференция «Монашеское богословие и гуманистическая философия на примере византийских авторов XI века». Конференцию организовала отделение греческой христианской литературы кафедры филологии Московской духовной академии.
С первым докладом на тему «Учение преподобного Никиты Стифата и Михаила Пселла о добродетелях» выступил профессор кафедры филологии Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлëнов).
В докладе была раскрыта аретология двух авторов XI века — преподобного Никиты Стифата и Михаила Пселла. В учении о добродетелях они пользуются сходными образами из философской традиции (например, понятие о четырех «родовых добродетелях») и патристической традиции (учение святителя Григория Богослова и Ареопагитского корпуса об осиянии Божественным светом), так же как и геометрическими сравнениями (круг, прямая). Однако каждый по-своему интерпретирует понятия и образы: в описаниях преподобного Никиты Стифата можно констатировать приоритет богословия над философией, а у Михаила Пселла, наоборот, — ярко выраженное следование аретологии Аристотеля и неоплатоников Плотина и Порфирия. Различные позиции двух авторов наиболее отчетливо видны на примере разного учения о «родовых добродетелях», которые описываются Михаилом Пселом на четырех уровнях: политические или практические добродетели, очистительные или созерцательные, умные и парадигматические, а преподобным Никитой Стифатом соотносятся со всем человеческим бытием, или с душой, или с высшей частью души — разумом. Позиции Стифата и Пселла позволяют более глубоко представить уровень византийской духовной и светской культуры в XI веке.
Доцент иерей Михаил Желтов выступил с сообщением: «Особенности чина монашеского пострига в XI веке».
Доклад был посвящен рассмотрению различных чинов посвящения в монашеский образ XI века, истории их возникновения. Проводилось сравнение Иерусалимской, Студийской практики пострижения. В докладе был проведен анализ постепенного формирования этих чинов: от изначального ношения монашеской одежды до конечных завершенных чинов посвящения в рясофор и великую схиму. Были рассмотрены прототипы и древнерусских иноческих чинов пострижения XI века. Также иерей Михаил показал, что современный чин малой схимы не имеет древних аналогов, а является, по сути, выборочным сокращением чина великосхимного пострижения.
Далее с докладом на тему «Критическое издание писем Михаила Пселла» выступил преподаватель кафедры филологии Е.В. Ткачёв.
В докладе было представлено новое критическое издание полного корпуса писем Михаила Пселла (553 письма, включая 500 подлинных), вышедшее в 2019 году в серии «Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana». Издание подготовил Стратис Папаиоанну, посвятивший изучению эпистолярного наследия Пселла более 20 лет. В докладе были изложены методологические принципы нового издания, а также акцентировано внимание на значении корпуса писем Михаила Пселла для изучения истории Византии в ΧΙ веке и жанра писем в средневизантийский период.
Старший преподаватель кафедры филологии иерей Александр Ларионов выступил с докладом на тему «Отношение Михаила Пселла к монашескому богословию XI века».
Михаил Пселл жил в эпоху, которую называют зарождением византийского гуманизма. Главный вопрос при изучении богословского наследия Пселла, в чем его богословие отличается от богословия современных ему монахов-мистиков, которых можно назвать представителями протоисихазма: преподобного Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата? Церковная патрологическая наука привыкла противопоставлять Пселла и Никиту Стифата: приверженцев античной философии и созерцателей божественных озарений, византийский гуманизм и христианский мистицизм. Пселл был энциклопедистом, то есть писал по всем существовавшим в то время категориям знания, в том числе оставил и довольно внушительные богословские произведения. В докладе рассматривалось, как относиться к его богословскому наследию, отвергнуть как имеющее горькую примесь языческого философского мудрования и отнести его к категории христианского эллинизма, поместив в одном ряду с осуждëнным учением Иоанна Итала, или же оно достойно принятия и изучения в рамках патрологической науки, по примеру других «эллинизирующих» произведений, как например «Ареопагитик».
Далее с докладом на тему «Конфронтация между монашеским богословием и гуманистической философией: пример Иоанна Итала» выступил аспирант кафедры филологии В.С. Коробов.
Докладчик обзорно освятил проблему противостояния византийского монашества и светского эллинизма. В монашеской среде настороженно смотрели на попытку очередного синтеза между христианской верой и античной философией. На примере осуждённого в 1082 году византийского философа Иоанна Итала рассматриваются возможные причины анафемы. Помимо доктринальных заблуждений встречаются мнения о политическом подтексте событий и о противлении властей возрождению классической культуры.
Далее с докладом на тему «Образ “земли” в сочинениях преподобного Симеона Нового Богослова и у предшествующих христианских авторов» выступил доцент МДА диакон Сергий Кожухов.
Образ «земли» в патристической литературе имеет довольно долгую историю употребления и берет свое начало еще в ветхозаветных книгах. Преподобной Симеон Новый Богослов также использует его в своих многочисленных наставлениях. В докладе представлен анализ данного понятия в трудах преподобного Симеона с кратким взглядом его употребления у святого Иустина Мученика, святителя Иринея Лионского, Оригена, святителя Василия Великого, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Максима Исповедника.
С последним докладом на тему «Преподобный Никита Стифат в грузинских традициях и об одном неизвестном труде, приписываемом Михаилу Пселлу, – “О Первенце”» выступил аспирант кафедры филологии А.Г. Накаидзе.
В докладе было подчеркнуто, что византийская письменность, наследие святых отцов и философов служило главным основанием для обогащения грузинской богословской литературы. Грекофильство для мыслителей эпохи XI века византийского гуманизма стало основным ориентиром для развития грузинской культуры. Прекрасное знание классического и византийского греческого языка позволило грузинским переводчикам точно передать смысл богословско-философской литературы этого времени. Во множестве богословско-философских сочинений немалое место уделялось наследию преподобного Никиты Стифата. Именно в XI веке, примерно через 40–50 лет после написания преподобным своих трудов, в Грузии появились первые переводы его основных сочинений.
Пресс-служба МДА