Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В МДА молитвенно почтили память святителей Московских

18 октября Церковь чтит память святителей Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. В этот день в домовом храме Московской духовной академии в честь Покрова Пресвятой Богородицы студенты и преподаватели молились за Божественной литургией. Возглавил ее архимандрит Иларион (Форкавец). 

Накануне академическая семья молилась на всенощном бдении. 

После Евангелия с проповедью обратился иерей Стефан Домусчи: 

Однажды к старцу пришел человек и сказал: «Покажи мне чудо». Старец ответил ему: «Я не покажу тебе чудо, но я покажу тебе святого человека». Ответ старца, конечно же, предполагал, что наивысшим чудом на земле является святой человек. Действительно, если мы задумаемся над этим, то поймем, что это очень верно, потому что даже передвижение гор (Мф. 17:20) является меньшим чудом, чем человеческая святость. Ведь горы мертвы, в них происходят физические процессы, каких много в мире, которые в конце концов обусловлены физическими законами. Насколько удивительнее, когда свободный человек совершает свободные поступки и стремится к святости. Он живет в мире, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19), и всё же, отзываясь на зов Божий в своей душе, поворачивается к Нему и находит в себе силы стремиться к горнему.

Сегодняшнее Евангелие именно об этом: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Это означает, что главным критерием нашего действия в мире оказывается свет, которым мы должны светить, и преображение мира вокруг нас – ответ на нашу деятельность других людей.

Современные христиане нередко задумываются над тем, как именно доказать миру, как явить ему правду христианства. Мы ссылаемся на кого угодно, чтобы доказать окружающим и самим себе, что не мы виноваты в том, что люди сомневаются в вере, сомневаются во Христе, в бытии Бога. И вот Христос показал нам сегодня один из важнейших критериев – да светят ваши добрые дела пред всеми людьми, тогда, видя их, они прославят Отца вашего Небесного. Это означает, что в первую очередь мы должны видеть ответственность в себе, в том, что мы являем в своей жизни. Очень легко показать на другого и сказать: «Вот из-за него люди не становятся верующими». Но Христос не сказал показывать нам на других, Он сказал, что от нашего поведения зависит, как ведут себя люди в мире. Они либо видят наши добрые дела и тогда прославляют Отца нашего Небесного, либо, следующий логический вывод мы делаем уже сами, они не видят наших добрых дел, мы перестаем являть свет. Как часто Христос в Евангелии дает некий аванс доверия своим ученикам, и мы знаем, что и Иуде был дан аванс доверия, и Петру, и многим другим, но каждый дальше поступает по-своему. Каждый дальше поступает по тому, на что обращено его сердце.Мы сказали, что мир во зле лежит, но всё же почему-то человек отзывается на эту проповедь Евангелия. Отзывается на этот зов Божий.

А отзывается он потому, что сотворен благим Богом, и он чувствует внутреннюю потребность к тому, чтобы освободиться от этого зла. Ведь и человек, и мир, на самом деле, не сотворены злыми, они сотворены благими, потому что Бог благ, и когда Он сотворил мир, Он увидел, что мир хорош. Иными словами в мире есть эта потребность в добром, есть тяга к Богу, но он погружен в собственные страсти, он пленен грехом, и мы должны показать ему, что есть возможность другой жизни, что есть возможность жизни светлой, радостной, наполненной любовью, а не соперничеством, завистью, ненавистью и всем прочим.

Получается, что мы та самая закваска, которая должна заквасить всё тесто. Кажется, это очевидно, но почему-то мы всё время считаем, что закваской должен быть кто-нибудь другой, что от кого-то другого может зависеть, как дальше будет развиваться жизнь Церкви в мире.

Дай Бог каждому из нас, братья и сестры, услышать эти слова Христовы и понять, что они относятся не к кому-то, не просто к апостолам, не к каким-то отдельным людям, но они относятся ко всякому, кто хочет называться христианином. Перед нами всегда есть такое искушение сорваться в спор, аргументы и начать доказывать на их основе, что христианство истинно. Да, действительно, бывают нужны аргументы, но, вы помните евангельскую историю, как Христос говорит: «Чему уподоблю род сей?» Пришел Иоанн и показал пример аскетизма, и сказали: в нем бес, пришел Сын Человеческий, если, пьет и любит людей, которые вокруг Него, и сказали, что Он винопийца и что Он много ест, и общается ни с теми, с кем надо.

Это значит, что миру на самом деле нужны не столько аргументы, сколько пример святости нашей жизни. Только тогда, когда мы явим пример святости, к нашим аргументам начнут прислушиваться. Потому что аргументы сегодня могут сойти за схоластические утверждения и зачастую не работают.

Дай Бог, братья, каждому из нас, понять нашу ответственность перед миром. Ведь мы должны стать светом миру не только потому, что так написано в Писании, но по любви к людям, которые вокруг нас. Если мы покажем им, что мир может не лежать во зле, что он может пребывать в любви Божией, то мир обернется и обязательно придет к нам, но это зависит от нас, насколько мы явим через себя и через свою жизнь свет Христов.

На сугубой ектении молящиеся вознесли молитвы о мире и преодолении раскола на Украинской земле. 

По запричастном стихе с проповедью, посвященной памяти святителей Московских, обратился студент подготовительного отделения магистратуры Иван Кривоногов.

Справка:

Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил архимандрит Иларион (Форкавец) в сослужении иеромонаха Варнавы (Лосева), протоиерея Сергия Ишкова, иерея Стефана Домусчи, иеромонахов Вячеслава (Сорокина), Варлаама (Черепа), иерея Алексея Толмача, диаконов Иоанна Зорина, Стефана Мартенюка, Павла Гудилина и Ярослава Геращенко. 

За всенощным бдением песнопения исполнила 10-я певческая группа.

Песнопения за Божественной литургией исполнили второй академический хор под управлением Дмитрия Михалёва и третий академический хор под управлением Серафима Мороза.

Пресс-служба МДА