Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В издательстве МДА вышла монография преподавателя Академии «Возникновение монархии в Древнем Израиле»

В издательстве Московской духовной академии вышла монография доцента кафедры библеистики МДА иерея Андрея Выдрина «Возникновение монархии в Древнем Израиле».

Монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле» представляет собой историко-филологический и богословский комментарий к Первой книге Царств, посвященной одной из важнейших вех в истории ветхозаветного Израиля — периоду возникновения государственности и введения монархической формы правления в одиннадцатом столетии до Р.Х. В это время израильтяне находились под владычеством более цивилизованного народа — филистимлян, одного из греческих племен, расселившихся на юго-западе Ханаана. Филистимляне пришли в эти края в результате нашествий на страны Восточного Средиземноморья и Египет воинственных «народов моря» в течение предшествующих двух столетий.

Во Введении обсуждаются прямые и косвенные свидетельства в пользу аутентичности большей части повествования Первой и Второй книг Царств, а также предполагаемые цели создания этих историй. Вопреки мнению многих библейских критиков, делается вывод о том, что, начиная с периода Давида и Соломона, в Израиле могли появляться письменные тексты, сохранявшиеся, наряду с устными преданиями, как в южной части страны, так и на севере в течение весьма продолжительного времени. В конце восьмого столетия основная часть всех этих традиций была собрана в Иерусалиме, где придворные писцы иудейского царя Езекии их объединили, отредактировали и по необходимости дополнили. В разделе, посвященном возвышению пророка Самуила, речь идет об одном из самых темных периодов истории Израиля, ставшем естественным следствием описанного в конце Книги Судей всеобщего хаоса. В то же время именно тогда на пророческое служение Господь призывает отрока Самуила. С точки зрения библейских писателей, с этого момента в Израиле началась новая эпоха — эпоха монархии. Само повествование показывает, что Израиль в рассматриваемое время ждал царя, но до появления угодного Господу законного царя в лице Давида Израиль пережил долгий период неопределенного ожидания.

В разделе, посвященном правлению Саула, повествуется о том, как израильский народ, в то время еще очень молодой в сравнении с другими народами Древнего Востока, оказался перед серьезным выбором, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба, а возможно, и само существование нации. Оставаться ли при старой политической системе судей, уже, по-видимому, изживавшей себя, и рисковать быть ассимилированными более развитыми и сильными соседями. Или же попытаться начать историю с нового листа, избрав из своей среды царя, «как у прочих народов». Требование поставить царя считалось греховным с религиозной точки зрения, и всё же пророк и последний судья Древнего Израиля Самуил помазал на царство первого израильского царя Саула (1 Цар. 8–10). Однако Саул стал сознательным нарушителем Божественной воли, вследствие чего Господь вскоре отверг его (1 Цар. 13–15).

Затем Бог Сам избирает в качестве будущего царя юного пастуха Давида, вследствие чего ставшего придворным музыкантом и личным оруженосцем Саула (1 Цар. 16). Во время таинственного помазания Давида совершилось одно из самых поворотных событий в истории Израиля и его монархии — переход божественного благословения и покровительства от Саула к Давиду. Этим эпизодом открывается длинное повествование о возвышении Давида. Достаточно большая часть исследования посвящена анализу уникального для всей Библии повествования о поединке юного Давида с филистимским богатырем Голиафом (1 Цар. 17). В комментарии проводятся параллели между этим поединком и единоборствами древнегреческих воинов, рассматриваются основные научные гипотезы о наиболее вероятном историко-хронологическом контексте этого рассказа, о принадлежности Голиафа к тому или иному роду войск, также выявляется богословское значение этой истории. Затем исследуется обширный раздел, в котором повествуется о преследовании Саулом Давида и о гибели первого израильского царя в битве с филистимлянами. При этом выявляются как подвиги, так и ошибки Давида. С одной стороны, его жизнь полна веры в Господа и послушания Его воле, он выдерживает личные испытания в трех разных ситуациях (главы 24–26) и остается верным Богу, вверяя себя Его попечению. С другой стороны, вскоре происходит совершенно неожиданный поворот событий. Давид стал настолько бояться Саула, что решил бежать к филистимлянам,  оказавшись на службе в качестве вассала в армии, собиравшейся уничтожить Саула (глава 27–30).

Особое внимание в исследовании уделяется замыслу священного писателя: в ярком и живом описании непростых отношений между Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом он стремился выразить весьма важные богословские идеи. Кроме того, в комментарии отмечается искусная демонстрация библейским писателем действия таинственного Божественного Провидения в судьбах героев, и в особенности его главного героя, Давида, а также акцент на личных взаимоотношениях последнего с Богом.

Основная цель данного комментария заключается в том, чтобы помочь современному человеку ближе познакомиться с созданным более двух с половиной тысяч лет назад повествованием Первой книги Царств. Поэтому, в первую очередь, этот труд адресуется тем читателям Библии, которые, не имея специальной исторической, филологической и богословской подготовки, желали бы получить необходимую информацию о культурно-историческом контексте библейских сказаний и познакомиться с особенностями древнеизраильских традиций историописания. В монографии выявляются основные литературные и богословские принципы, которыми руководствовался священный библейский писатель, а также вложенные им в повествование, хотя не всегда заметные на первый взгляд, богословские идеи. Это издание будет также интересным и полезным для библеистов, профессионально занимающихся исследованием библейского текста, а также для преподавателей и студентов богословских учебных заведений и теологических кафедр в светских университетах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ КНИГ ЦАРСТВ

2.  ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ

2.1.  Повествование о Давиде и Сауле в контексте формирования Девтерономической истории

2.2.  Историописание в Древнем Израиле

2.3.  Литературная деятельность писцов царя Езекии

2.4. Девтерономическая история и древнегреческий эпос

2.5.  Исторический контекст возникновения историй о Давиде и Сауле

ВОЗВЫШЕНИЕ САМУИЛА (1 ЦАР. 1–7)

1.  САМУИЛ — ПРОРОК ГОСПОДА (1 ЦАР. 1, 1–4, 1A)

1.1.  Рождение Самуила (1, 1–28)

1.1.1.  Введение (стт. 1–3)

1.1.2.  Молитва и клятва Анны (стт. 4–19)

1.1.3.  Посвящение Самуила (стт. 19–28)

  •  Господь Воинств (תוֹא ָב ְצ הוהי)

1.2.  Песнь Анны (2, 1–10)

1.2.1.  Святость Господа (стт. 1–2)

1.2.2.  Изменение человеческих судеб (стт. 3–8)

1.2.3.  Помазанник Господа (стт. 9–10)

1.3.  Призвание Самуила (2, 11–4, 1a)

2.  ПОВЕСТВОВАНИЕ О КОВЧЕГЕ ЗАВЕТА (1 ЦАР. 4, 1B–7, 1)

2.1.  Дискуссия о жанре

2.2. Богословское значение

3.  САМУИЛ — ПОСЛЕДНИЙ СУДЬЯ ИЗРАИЛЯ (1 ЦАР. 7, 2–17)

ПРАВЛЕНИЕ САУЛА (1 ЦАР. 8–15)

1. ВВЕДЕНИЕ

2.  ИЗРАИЛЬ ТРЕБУЕТ ЦАРЯ (1 ЦАР. 8, 1–22)

2.1.  Старейшины против Самуила (стт. 1–5)

2.2.  Реакция пророка и ответ Господа (стт. 6–9)

2.3.  Самуил объявляет право царя (стт. 10–18)

3.  САУЛ — ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (1 ЦАР. 9–11)

3.1.  Потерянные ослицы (9, 1–9)

3.2.  Саул приходит к пророку (9, 11–14)

3.3.  Встреча с Самуилом (9, 15–27)

3.4.  Помазание Саула (10, 1–16)

3.5.  Избрание Саула царем (10, 17–27)

3.6.  Первая военная победа Саула (11, 1–15)

3.6.1.  Аммонитский царь Нахаш (стт. 1–3)

3.6.2.  Посланники Иависа приходят в Гиву (стт. 4–10)

3.6.3.  Обновление завета в Галгале (стт. 11–15)

4.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ САМУИЛА (1 ЦАР. 12)

5.  ОТВЕРЖЕНИЕ САУЛА (1 ЦАР. 13–15)

5.1.  Первое преступление Саула в Галгале (13, 1–23)

5.2.  Саул и Ионафан (14, 1–52)

5.2.1.  Подвиг Ионафана (стт. 1–23)

5.2.2.  Жизнь Ионафана в опасности (стт. 24–46)

Урим и туммим в Древнем Израиле

5.3.  Второе преступление Саула (15, 1–35)

ВОЗВЫШЕНИЕ ДАВИДА (1 ЦАР. 16–31)

1.  ДАВИД ПРИ ДВОРЕ САУЛА (1 ЦАР. 16–19)

1.1.  Избрание Давида (16, 1–23)

1.1.1.  Самуил в Вифлееме (стт. 1–5a)

1.1.2.  Господь отвергает старших сыновей Иессея (стт. 5b–11)

1.1.3.  Самуил помазывает Давида (стт. 12–13)

1.1.4.  Давид приходит к Саулу (16, 14–23)

  • Злой дух (ст. 14)
  • Музыкант при дворе царя (стт. 15–23)

1.2.  Поединок Давида и Голиафа (17, 1–58)

1.2.1. Введение

  • Голиаф как микенский воин конца II тысячелетия до Р.Х. или как древнегреческий наемник середины I тысячелетия до Р.Х. 
  • Голиаф как воин-колесничий 

1.2.2  Подготовка к битве в долине Дуба (стт. 1–11)

◆  Израильтяне и филистимляне (стт. 1–3)  228

◆  Единоборец Голиаф (ст. 4)

◆  Защитное снаряжение (17, 5–6a)

◆  Оружие Голиафа (17, 6b–7)

◆  Голиаф бросает вызов на поединок (стт. 8–11)

1.2.3.  Давид в Вифлееме (стт. 12–19)

1.2.4.  Победа Давида над Голиафом (стт. 19–54)

◆  Давид слышит слова Голиафа (стт. 19–24)

◆  «Кто этот необрезанный филистимлянин?» (стт. 25–30)

◆  Давид появляется перед Саулом (стт. 31–39)

◆  Поединок (стт. 40–51)

◆  Давид убивает Голиафа (стт. 48–51a) 

◆  Израильтяне поражают филистимлян (стт. 51b–54)

1.3.  Давид после битвы (18, 1–30)

1.4.  Ионафан и Мелхола спасают Давида (19, 1–24) 

2.  САУЛ ПРЕСЛЕДУЕТ ДАВИДА (1 ЦАР. 20–27)

2.1.  Давид и Ионафан (20, 1–42)

2.2.  Давид в Номве и Гате (21, 1–15)

2.2.1.  Священный хлеб Номвы и меч Голиафа (стт. 1–9)

2.2.2.  Бегство в Гат (стт. 10–15)

  •  Царь Гата Анхус (экскурс)

2.3.  Давид в Адулламе и Моаве (22, 1–5)

2.4.  Истребление Номвы (22, 6–15)

2.5.  Спасение Кеиля (23, 1–14)

2.6.  Давид и Саул в пустыне (23, 15–28)

2.6.1.  Последняя встреча с Ионафаном (стт. 15–18)

2.6.2.  Предательство зифеев (стт. 19–28)

2.7.  Давид щадит Саула (24, 1–22)

2.7.1.  Отрезанный лоскут (стт. 1–8)

2.7.2.  Речь Давида (стт. 9–15)

2.7.3.  Ответная речь Саула (стт. 16–22)

2.8.  Жена Навала (25, 1–42)

2.8.1.  Смерть Самуила (ст. 1) 

2.8.2.  Месть за оскорбление (стт. 2–13)

2.8.3.  Мудрое решение Авигеи (стт. 11–35)

2.8.4.  Авигея — жена Давида (стт. 36–42)

2.9.  Давид в лагере Саула (26, 1–25)

2.9.1.  Подготовка к походу (стт. 1–6)

2.9.2.  Царское копье в руке Давида (стт. 7–12)

2.9.3.  Речь Давида и покаяние Саула (стт. 13–25)

2.10. Давид на службе у филистимлян (27, 1–12)

2.10.1. Ошибка Давида

2.10.2.  Анхус дарит Давиду Циклаг (27, 1–7)

2.10.3.  Успехи Давида на службе у Анхуса (стт. 8–12)

3.  ГИБЕЛЬ САУЛА И ТРИУМФ ДАВИДА (1 ЦАР. 28–31)

3.1.  Композиция 28–31 глав

3.2.  Назревание конфликта (28, 1–2)

3.3.  Саул и аэндорская волшебница (28, 3–14)

3.3.1.  Предпосылки и место действия (стт. 3–7)

3.3.2.  Явление пророка (стт. 8–12)

3.3.3.  Поднимающийся из земли дух (стт. 13–14)

3.3.4  Смертельный страх Саула (стт. 20–25)

  • Вызывательница духов мертвых (экскурс)

3.4.  Давид исключен из филистимской армии (29, 1–11)

3.6.1.  Недоверие филистимских вождей (стт. 1–7)

3.6.2.  Возвращение в Циклаг (стт. 8–11)

3.5.  Разорение Циклага; триумф Давида (30, 1–31)

3.7.1  Давид в беде вновь обращается ко Господу (стт. 1–8)

3.7.2.  Давид преследует амаликитян (стт. 9–25)

3.6.  Смерть Саула и его сыновей (31, 1–13)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: