Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Центре изучения патристики и христианской древности вышел второй номер 2021 года «Библия и христианская древность»

В Центре изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии на кафедре богословия вышел из печати второй номер 2021 г., десятый в общей нумерации журнала,  «Библия и христианская древность» (БХД). 

Номер включает в себя четырнадцать публикаций в пяти разделах по разным направлениям христианской науки: 1) критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.

В первом разделе представлены три публикации. 

1. Прот. Леонид Грилихес представил публикацию третьей части реконструкции евангельского текста «Опыт реконструкции изосиллабической поэзии Нового Завета. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19‒31)»; она продолжает публикации изосиллабических реконструкций на иврит текстов Нового Завета (журнал «Библия и христианская древность», № 4 (8), № 1 (9)) и предлагает реконструкцию Притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19‒31). Исследователь исходит из того, что притчи Иисуса Христа, а также значительное число других Его речей представляли собой изосиллабические поэтические тексты. 

2. Во второй публикации вниманию и критике исследователей предложен уникальный текст «Проповедь Нестория “Против еретиков, о божественной Троице”»; перевод с греческого, издание славянского перевода с греческого, предисловие и комментарии были осуществлены Д.В. Смирновым.  Публикация посвящена проповеди Нестория, архиепископа Константинопольского, «Против еретиков, о божественной Троице», которая сохранилась под именем Василия, архиеп. Селевкийского, и была недавно идентифицирована и издана в древнегреческом оригинале В. Кинцигом. В предисловии дается общая характеристика корпуса греческих проповедей Нестория, рассматривается текстология публикуемой проповеди и ее перевода на славянский язык, анализируется богословское содержание проповеди и ее критическая рецепция свт. Кириллом Александрийским. По заключению автора, проповедь имеет скорее риторическую, а не богословскую ценность; вместе с тем она служит важным источником, позволяющим понять внутреннюю связь между триадологическими и христологическими убеждениями Нестория. 

3. Третья публикация посвящена восхвалению евангелиста Луки: «Энкомий в честь евангелиста Луки»; перевод с греческого, вступительная статья и комментарии О.М. Пушина. Статья посвящена одному энкомию в честь евангелиста Луки, текст которого сохранился в рукописи Laud. gr. 81 (и в двух ее копиях). В этой рукописи его автором назван прп. Андрей Критский, и в Ambros. A 63 inf., в которой авторство приписывается диакону и скевофилаксу Фотию. Рассматриваются некоторые аргументы, касающиеся авторства этого текста, и публикуется его перевод на русский язык.

Второй раздел — «Исследования» представляет три публикации в области патрологии и библейской критики. 

Первое исследование раздела нидерландского ученого Х. ван Лоона «Одна включает статью: ἐνέργεια у свт. Кирилла Александрийского в “Толковании на Евангелие от Иоанна” (Ин. 6:53)» — ранее нигде не публиковалось и написано специально для журнала «Библия и христианская древность»; перевод с английского был сделан иером. Феодором (Юлаевым). В настоящем исследовании анализируется одно выражение свт. Кирилла Александрийского (ок. 378–444). В своем «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) святитель, объясняя действие Евхаристии через сравнение с воскрешением дочери Иаира (Лк. 8:53–54) посредством повеления Христа и протягивания Его руки, называет животворящую ἐνέργεια одной и сродной. В VII в. это место было введено моноэнергистами для доказательства того, что во Христе есть только одна ἐνέργεια. В статье сначала рассматривается, какое значение придавалось выражению «одна и сродная ἐνέργεια» различными поборниками моноэнергизма, прп. Максимом Исповедником (579/580–662), а также несколькими богословами Нового времени. После этого исследуется, что именно подразумевал сам свт. Кирилл, когда писал этот фрагмент. 

Вторая публикация продолжает исследование, начатое свящ. Михаилом Асмусом в предыдущем номере: «Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского. Часть 2». Этот раздел статьи посвящен анализу образного мира Леонтия как одному из факторов, подтверждающих принадлежность текстов одному автору, а также выявляющих уровень риторической подготовки и мастерства проповедника. Анализ символических образов Леонтия (Церковь и ее священнодействия, Агнец Божий, Хлеб Небесный, царская власть Христа) демонстрирует, с одной стороны, его приверженность евхаристическому реализму и цельной экклезиологии, объединяющей тайносовершительную и социальную функции Церкви, с другой стороны — выявляет некоторую размытость границ между символом и передаваемой им реальностью, увлечение художественной завершенностью образа, которое иногда приводит проповедника к отступлению от отстаиваемых им же богословских положений. 

Третья публикация, свящ. Алексея Волчкова, обращена в сферу исследования библейской критики: «Теологический проект У. Брюггемана и перспективы библейского богословия в XXI в.». Исследование посвящено творчеству известного библеиста и богослова Уолтера Брюггемана. У. Брюггеман известен не только как авторитетный исследователь и комментатор многих ветхозаветных текстов, но и как представитель традиции «библейского богословия» — всё менее популярного в западных научных кругах направления гуманитарной мысли. На богословское начинание американского теолога существенное влияние оказали новейшие течения в современной западной философии и литературоведении (постструктурализм, деконструктивизм, риторический критицизм, семиотика). В статье исследуется, в какой мере У. Брюггеману удалось совместить приверженность постмодернистской герменевтике и верность традиции библейского богословия.

Третий раздел «Заметки и библиографические обзоры» включает три публикации:

1) А.А. Морозов представляет «Обзор изданий коптских текстов в серии Corpus scriptorum christianorum orientalium. Часть 1». Автор рассматривает историю серии «Корпус восточных христианских текстов» и ее основателя аббата Жан-Батиста Шабо. Обозначает цель издания, которое направлено на публикацию христианских текстов на различных древних восточных языках (арабский, армянский, грузинский, коптский, сирийский, эфиопский). В данном обзоре автор предлагает читателю познакомиться с первыми 28 томами коптского раздела этой серии. Они включают в себя сами тексты на различных диалектах и их переводы на латинский, французский и английский языки;

2) второй обзор — И.С. Вевюрко продолжает освещать исследования по Септуагинте: «Бюллетень международной организации по изучению Септуагинты и смежных текстов. Библиографический обзор. Часть 4: 1999‒2007 гг.». В этой части обзора автор отмечает, что на рубеже веков в изучении Септуагинты происходит «собирание крох». Успехи в источниковедении, грамматике, лексикографии, лексикологии, текстологии, применении новых теорий перевода парадоксальным образом привели не к выходу на широкие темы, ради которых когда-то в теологических институциях предпринимались шаги в сторону углублённого изучения всех этих дисциплин, но к концентрации на мельчайших вопросах, даже вполне убедительное разрешение которых в отношении к проблемам более общего плана (хотя тоже самим по себе частным), как правило, имеет лишь гипотетическое значение. Такая ситуация позволяет отчасти описать науку о Септуагинте в ее зрелой стадии как «башню из слоновой кости», хотя, разумеется, она продолжала готовить специалистов высокого класса и увеличивать знание не только количественно, но и качественно;

3) третий обзор, А.С. Кашкина, также продолжает обзор публикаций на ветхозаветную тему: «Журнал для исследования Ветхого Завета. Библиографический обзор. Часть 2: 1977‒1978 гг.». В этом библиографическом обзоре рассматриваются все публикации журнала, содержащиеся в № 4–9. Особенно следует отметить интересные статьи, посвященные следующим темам: взаимоотношения Израиля и Эдома (№ 4), апокалиптика и историография, Книга Руфь (№ 5), царь Саул и аэндорская волшебница (№ 6), теория социальной крестьянской революции (№ 7), исследования Книги пророка Михея, сравнение 4 Цар. 22, 3–23, 24 и Иер. 36 (№ 8), этика Ветхого Завета (№ 9).

В четвертом разделе представлено четыре рецензии на отечественные и зарубежные монографии: 1) Т.А. Щукин представил разбор монографии Д. Вальтера, полностью посвященной богословским и философским взглядам Михаила Пселла: Walter D. «Michael Psellos — christliche Philosophie in Byzanz: Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike». Berlin: W. de Gruyter, 2017. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 132). 216 S.; 2) М.А. Вишняк проанализировал издание на новогреческом языке «Ὁ Θεολογικός Διάλογος Ὀρθοδόξων καί Ἀντιχαλκηδονίων (παρελθόν — παρόν — μέλλον): Μία ἁγιορειτική συμβολή». Ἅγιον Ὄρος: Ἱερά Μονή Ὁσίου Γρηγορίου», 2018. 841 Σ. Эти тексты посвящены богословскому диалогу между Православной Церковью и антихалкидонитами и включают в себя все тексты соответствующей тематики, составленные на Святой Горе Афон в период 1991–2015 гг.; 3) свящ. Евгений Шилов представил монографию А.Д. Щеглова «Реформация в Швеции: события, деятели, документы». — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 384 с. (MEDIAEVALIA); 4) А.В. Лаврентьев  заглянул в мир философа Б. Спинозы, представленный И.Р. Тантлевским в его монографии «Очерки по философии Спинозы». СПб.: Изд. РХГА, 2018. 200 с.

В пятом разделе «Хроника и обзор научных событий и конференций» диак. Николаем Шаблевским дается описание защиты докторских диссертаций (Dissertazioni di Dottorato) в папском институте Библикуме в 2020 (осень) — 2021 гг.

Главный редактор журнал
«Библия и христианская древность»,
доцент МДА диакон Сергий Кожухов.