Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Академии прошла научно-богословская конференция «Преподобный Симеон Новый Богослов и студийская традиция»

10 декабря в Елизаветинском зале Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась научно-богословская конференция «Преподобный Симеон Новый Богослов и студийская традиция», приуроченная к тысячелетию со дня кончины святого (†1022). В конференции приняли участие как преподаватели и студенты Академии, так и приглашенные гости, занимающиеся изучением творений преподобного Симеона.

Конференцию открыл игумен Дионисий (Шлёнов), руководитель профиля «Патрология и христианская литература», который в приветственном слове обозначил важность изучения наследия преподобного Симеона как очень яркого выразителя православной духовности и великого мистика Церкви.

Далее выступил иерей Дмитрий Артемкин с докладом на тему «Критика рационалистического богословия преподобным Симеоном Новым Богословом», в рамках которого уделил основное внимание триадологической проблематике «Богословских слов», а также указал на современные гипотезы о том, каких взглядов придерживались богословские оппоненты преподобного Симеона. Докладчик обозначил два направления, которые выделял и критиковал преподобный Симеон: философское, представленное сторонниками неоплатонизма, своеобразный ренессанс которого имел место в среде богословов, современников святого отца, а также схоластическое, «начетническое», основанное на спекуляциях на материале святоотеческих трудов прежних эпох. В докладе было показано, как преподобный Симеон, яркий защитник апофатического метода богословия, настаивал на решающем герменевтическом значении благодатного просвещения ума богословов и остро критиковал рационалистическое спекулятивное богословие. Также на некоторых примерах была показана актуальность взглядов преподобного Симеона для отечественного богословия.

Следующий доклад на тему «Термин ὀδύνη у преподобного Симеона Нового Богослова и в предшествующей традиции» сделал игумен Дионисий (Шлëнов). В своем сообщении отец Дионисий раскрыл отрицательный (как посмертное наказание за греховную жизнь) и положительный (как мучения и страдания ради добродетели) с духовной точки зрения смысл термина «болезнование» (ὀδύνη) в наследии преподобного Симеона Нового Богослова. Он отметил, что для преподобного Симеона данный термин имел значение близкое к «печали» (λύπη), которая, как одна из четырех главных страстей, согласно учению стоиков, находилась в антитезе с другой «главной страстью» — «удовольствием» (ἡδονή). Однако сам преподобный Симеон в данном вопросе особо близок аскетическому учению святителя Иоанна Златоуста, преподобного Максима Исповедника и преподобного Феодора Студита, которые вместо антитезы «удовольствие — печаль» стали использовать антитезу «удовольствие — болезнование». Термин ὀδύνη приобрел в патристической традиции ключевое значение и в своем положительном смысле еще более усилил аскетико-мистическое учение преподобного Симеона Нового Богослова о непрестанном плаче как одной из самых ключевых добродетелей.

Протоиерей Василий Петров, проректор по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии, предложил вниманию слушателей доклад «Три текста Первого этического слова преподобного Симеона Нового Богослова: опыт сравнения», в котором поделился опытом изучения оригинальных и переводных текстов святого. Отец Василий провел сравнительный анализ древнегреческого текста преподобного Симеона, его новогреческого перевода, сделанного преподобным Никодимом Святогорцем, и русского перевода святителя Феофана Затворника. Было указано на значительные расхождения между оригиналом и переводами, особенно русским переводом, и показано, что наибольшей правке подверглась 5-я часть слова, где преподобный Симеон рассуждает о природе ангелов и души, а также тела человека после его будущего воскресения. Причиной такой правки, по мысли докладчика, могло быть несогласие с мнением Нового Богослова Вышенского Затворника, который свои воззрения по этому вопросу изложил в книге «Душа и ангел — не тело, а дух».

Диакон Сергий Кожухов в рамках своего доклада осветил вопрос о том, как преподобный Симеон использует христологическую терминологию в своих произведениях. Преподобный не писал христологических трактатов, а занимался наставлением монашеской братии в аскетической жизни. Такая терминология представлялась преподобному Симеону подходящей для выражения тесного единения подвижника с Богом. На практике, по мнению преподобного, такое единение осуществлялось посредством молитвы, исполнения заповедей и выражалось в достойном участии человека в Таинствах. Особо здесь преподобный Симеон выделяет покаяние (исповедь), Крещение и как наивысшую степень единения — Евхаристию. Единство, достигаемое подвижником, преподобный Симеон описывает в терминах, которые применялись для обозначения единства Христа со Своей плотью, как, например, οὐσιωδῶς, указывая тем на «сущностное» соединение с Богом, но в нравственной категории или «неразлучное единство» (ἡ ἕνωσις ἀχώριστος). Такое единение — это высшее проявление единства и близко с обожением человека.

А.М. Надежкин в своем докладе на тему «Понятие “страх Божий” в богословии преподобного Симеона Нового Богослова» рассказал о том, что страх Божий является важной категорией в аскетической системе преподобного Симеона, основываясь на материале Нравственных и Огласительных слов. Алексей Михайлович предпринял попытку сопоставить понимание данного термина с современными представлениями о страхе и отражением этих представлений в русских словарях.

Р.М. Рупова представила вниманию слушателей доклад на тему «Лествица духовного восхождения в отражении Божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова». Розалия Моисеевна предложила взглянуть на Божественные гимны как на редкий пример поэтического выражения полноты аскетического опыта. Проводя параллель между «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского и Божественными гимнами преподобного Симеона, она показала, что преподобный Симеон, продолжая аскетическую традицию Православия, творчески развивает ее — это проявляется в специфике его руководства монашеским подвигом. В докладе было подчеркнуто как сходство, так и различие между двумя памятниками.

В заключение первой части конференции с докладом выступил выпускник аспирантуры МДА А.Г. Накаидзе на тему «Преподобный Феодор Студийский и его гимнографические каноны в древнегрузинских литургическо-гимнографических сборниках XI в.».  В нем он попытался поделиться наблюдениями по текстологии канона Мясопустной субботы, принадлежащего преподобному Феодору Студиту, включая древнегрузинский перевод. Докладчик в процессе сопоставления текстов канона «О втором пришествии» заметил, что в каноне обнаруживается сходство преподобного Феодора с каноном преподобного Романа Сладкопевца, который для него, вероятнее всего, был образцом, так как у канонов преподобного Феодора художественный язык более сложный, чем у преподобного Романа Сладкопевца.

Вечернее заседание конференции открыл доцент кафедры богословия диакон Сергий Пантелеев с докладом «Сочинения преподобного Симеона Нового Богослова в Древней Руси». Анализ рукописей, проведенный докладчиком, позволяет говорить о широком распространении славянских переводов произведений преподобного Симеона, хотя сам перечень наименований переведенных трудов невелик. Несмотря на последнее обстоятельство, труды великого аскета и христианского мистика, безусловно, оказали влияние на понимание древнерусскими подвижниками принципов и цели духовной жизни.

Сотрудник ПСТГУ и ИВИ РАН О.А. Родионов продолжил тему славянских переводов сочинений преподобного Симеона в докладе «Симеон Новый Богослов в славянской рукописной традиции XVIII в.». В своем сообщении Олег Алексеевич рассказал об истории переводов сочинений преподобного Симеона, впервые осуществленных преподобным Паисием Величковским и широко распространившихся в славянском мире благодаря трудам его учеников. В своем докладе он также показал, что славянские переводы XVIII в. поначалу были основаны на рукописных источниках, однако особое внимание докладчик уделил переводу Гимнов преподобного Симеона Нового Богослова, ставшему возможным благодаря выходу в свет первого их издания на греческом языке (Венеция, 1790).

Сотрудник МДА А.С. Творогов выступил с докладом «Вопросы подлинности и текстологии 33 Слов, приписываемых преподобному Симеону Новому Богослову», в котором привел краткий анализ рукописной традиции малоизученного корпуса «33 Слов», приписываемого преподобному Симеону, а также рассказал о современном состоянии исследований этого корпуса. В докладе были приведены сведения о вероятном авторе оригинальных Слов. Также докладчик сообщил о найденных совпадениях между «33 Словами» и «Алфавитными Главами» преподобного Симеона. Наличие таких совпадений говорит о том, что вопросы подлинности и атрибуции двух этих сборников должны исследоваться совместно, а результаты исследований, достигнутые в отношении одного из них, с большой степенью вероятности будут распространяться и на другой.

Аспирант Московской духовной академии В.С. Коробов представил доклад на тему: «Спор о словах Христа: “Отец Мой более Меня” (Ин. 14:28) в Богословских словах преподобного Симеона Нового Богослова». Докладчик коснулся отражения этого спора в трудах святого Симеона в контексте дискуссий, последовавших в XII веке. Акцент на триадологическом понимании Ин. 14:28 (Отец больше Сына как Виновник Его бытия) был актуален в IV в., однако может нести определенные субординационистские коннотации во времена, когда жил сам святой Симеон. Преподобный склонен был понимать эту фразу в «христологическом» ключе, как указывающую не на Божественную, а на человеческую природу Христа Спасителя.

В завершение конференции с докладом на тему «Учение преподобного Симеона Нового Богослова о бесстрастии (ἀπάθεια)» выступил магистрант профиля «Патрология и христианская литература» М.Н. Закроец. Докладчик отметил высокое значение бесстрастия в духовной жизни человека, относящегося к высшим категориям аскетической системы преподобного Симеона, полагавшим возможным достижение практически полного бесстрастия по отношению даже к тем вещам и явлениям, которые у обычного человека вызывают греховные движения ума и сердца. Перед изложением учения о бесстрастии самого преподобного Симеона был сделан краткий обзор учения о бесстрастии в античной и патристической традиции.

Каждый доклад вызывал живое обсуждение, которое зачастую переходило в научные дискуссии, что, кроме прочего, можно рассматривать как свидетельство неподдельного интереса к трудам преподобного Симеона Нового Богослова в современной богословской науке.

В завершение к участникам обратились игумен Дионисий (Шлёнов), диакон Сергий Пантелеев и Олег Алексеевич Родионов, поблагодарив докладчиков за выступления и отметив вклад каждого в общее дело изучения наследия преподобного Симеона.

Пресс-служба МДА