Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Академии прошла IV Международная конференция «Христианское наследие Востока»

11 ноября 2021 г. кабинет ориенталистики Московской духовной академии, руководителем которого является диакон Сергий Пантелеев, организовал конференцию «Христианское наследие Востока» с участием ведущих мировых специалистов по истории и культурному наследию христиан Ближнего Востока и сопредельных государств. Пленарное заседание прошло в Елизаветинском зале музея Академии, которое открыл ректор епископ Феодорит.

В своем приветственном слове владыка отметил неизученность очень многих явлений в христианском наследии Востока, что обуславливает подлинную актуальность как индивидуальных исследований в этой области, так и проведения совместных мероприятий. Кроме того, ректор отметил, что христианство — это живая традиция, существующая на Ближнем Востоке в очень разнообразных формах, нуждающаяся не только в изучении, но и в нашей помощи.

Далее К.А. Панченко совместно с А.А. Войтенко презентовал коллективную монографию «Рождение Христианского Востока. Этнокультурные взрывы поздней античности». После рассказа о сложностях, которые сопровождали издание этой знаковой книги, ее концепции и содержании, Константин Александрович поделился со слушателями своими наблюдениями о почитании мучеников среди мелькитов в эпоху Позднего Средневековья.

Второй доклад пленарного заседания был сделан заместителем заведующего кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ Н.Г. Головниной. Наталья Геннадьевна, говоря о разножанровости сирийских монашеских уставов IV−VIII вв., познакомила слушателей с рядом интересных уставных особенностей, реализовавшихся в контексте конфессиональных различий восточных и западных сирийцев.

Работа первой секции была посвящена преимущественно изучению христианских письменных памятников великих литератур Востока. Этому были посвящены доклады А.А. Войтенко, А.В. Муравьева, С.А. Французова, Э.-М. Ширинян, А.А. Рогожиной, иеродиакона Максима (Судакова), Г. Казаряна. Анализ антихалкидонской деятельности ряда мыслителей Востока был сделан в докладах диакона С. Кожухова и Е.А. Заболотного. Профессор университета Дальхаузи священник А. Трейгер сообщил интересные факты о форме причащения мирян в VIII–XIII вв. в различных регионах Востока. Внимательное прочтение арабо-христианских памятников позволило отцу Александру подвергнуть сомнению некоторые выводы ученых о форме причащения в Древней Церкви. Месту Трисвятой песни в богослужении Армянской Церкви был посвящен доклад диакона С. Пантелеева, который показал, что обращенность этого гимна ко Христу в ААЦ подчеркивается на самом различном уровне.

Во второй секции внимание докладчиков в первую очередь было сосредоточено на «русском присутствии» в Палестине, а также проблемам взаимоотношений Русской Церкви с другими Церквами Востока. Прозвучали доклады священника А. Занемонца (Новоизданные дневники и воспоминания архимандрита Киприана (Керна) и церковное служение русской эмиграции на Балканах и Святой Земле в 1920–1930-е гг.), С.П. Брюна (Феофилакт бар Канбара и восстановление мелькитского Антиохийского Патриархата в Дар аль-Исламе), Е.М. Копотя (Русский, грек или араб: факторы идентичности селевкийского митрополита Герасима (Яреды)), иеродиакона Георгия (Рамазяна) (Отношение к вероучению Армянской Церкви в древнерусской литературе) Н.А. Семенченко (Русские паломники и их путь в Иерусалим: прошлое и настоящее), Е.Ю. Ковальской (К проблеме взаимоотношений РДМ и ИППО в период председательства великой княгини Елизаветы Федоровны (1905–1917 гг.): новые открытия), Н.А. Беляковой (Русские женщины Святой Земли в перипетиях холодной войны: история пополнения женских монастырей в 1950-е гг.), Е.В. Смирновой (Некоторые особенности русско-арабского сотрудничества в женских учебных заведениях ИППО), П.В. Федотова (Бейрутские школы ИППО: религиозно-политический проект М.А. Черкасовой). В сообщении Е.В. Гусаровой был рассмотрен образ Христа в терновом венце в традиции Эфиопской Церкви.

Кроме представителей МДА и вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Омска, в конференции приняли участие исследователи из Армении, Греции, Канады и Израиля. Изучение христианского наследия Ближнего Востока — относительное молодое направление востоковедения, содержащее огромные перспективы для творческого развития как ученых с большим опытом работы, так и молодых исследователей.

Пресс-служба МДА