Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Академии почтили память Собора Московских святых на воскресных богослужениях

Сегодня, в 12-ю Неделю по Пятидесятнице, Церковь вспоминает Собор Московских святых, в числе которых — преподобный Сергий Радонежский и многие другие особо чтимые святые Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. За воскресными богослужениями преподаватели и студенты обратили свои молитвы к ним и возблагодарили их за молитвенный покров, которым они покрывают Лавру и Академию.

Также сегодня за Литургией Христова Церковь сугубо возносит свои молитвы к Богу о сохранении творения Божиего в целостности, о том, чтобы мы своей злой волей не причиняли ей вред и не вносили еще больший раздор в наши отношения с природой. В Послании к римлянам апостол Павел говорит о том, что «всё творение совокупно стенает и мучится доныне». Виной же этому апостол называет человеческий грех, который внес разлад в отношения не только между человеком и Богом, но и между человеком и природой. Творение, как пишет апостол, «покорилось суете не добровольно, но по воле покорившего ее», — то есть человека. 

Накануне воскресного дня, 3 сентября, в домовом храме Московской духовной академии ректор архимандрит Кирилл (Зинковский) совершил всенощное бдение в сослужении академического духовенства.

4 сентября, в день праздника, отец ректор возглавил Божественную литургию в Покровском храме Академии. За богослужением были вознесены молитвы о Божием творении и о сохранении мира в целостности.

По запричастном стихе проповедь произнес иеромонах Дамиан (Воронов). В своем слове отец Дамиан обратился к изъяснению сегодняшнего Евангельского чтения о богатом юноше:

«Страсти, которые скрыты в нас, порой незаметны. И несмотря на то, что мы стремимся соблюдать заповеди, так же как и юноша, внутри нас присутствует нечто, что требует Божественной помощи для преодоления этих страстей. Повествование, которое предлагает сегодня евангелист Матфей, станет для нас примером упования на Промысел Божий, Его всеблагую волю. И главная задача и наследство — Царство Небесное, мы можем его наследовать, исполняя заповеди».

По окончании богослужения ректор архимандрит Кирилл поздравил преподавателя Академии архимандрита Платона (Игумнова) с присвоением ему звания заслуженного профессора Московской духовной академии. Решение о присвоении отцу Платону этого звания было принято Ученым советом МДА и утверждено Святейшим Патриархом Кириллом в июне этого года.

В своем ответном слове архимандрит Платон выразил благодарность Святейшему Патриарху, ректору и всей академической семье и пожелал студентам успехов на нелегком пути духовного образования.

После чего ректор архимандрит Кирилл обратился к молящимся со словом проповеди:

«Сегодня мы вспоминаем священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравского. Это архипастырь, который некогда был католическим священником. Перед Второй мировой войной он обратился в Православие, привел в лоно Православной Церкви многих чехов, пострадал от нацистов 4 сентября 1942 года. Он был расстрелян за то, что священники того храма, где он служил в Праге, дали приют, убежище партизанам, которые уничтожили одного немецкого генерала. Сам владыка Горазд на самом деле в этом участия не принимал, но очень сильно обеспокоился за Церковь, за приходы православные, понимая, что фашисты, узнав об этом деле священников, начнут жесточайшее гонение и закроют православные церкви в Чехии. Так и произошло. Священномученик в это время находился заграницей и имел возможность не приезжать в Прагу. Но Владыка не только вернулся, но и взял всю ответственность на себя, надеясь, что это хоть как-то смягчит репрессии. Надо сказать, что репрессии это практически не смягчило, храмы были закрыты. Сам священномученик Горазд и несколько священников были расстреляны в застенках гестапо. Жизнь Православной Чешской Церкви возобновилась только после освобождения Чехии от фашистских захватчиков.

Это великий пример одного из новомучеников, который пожертвовал собой ради своей Церкви. Если посмотреть на ситуацию описанную выше чисто прагматически, можно было бы сказать, что, может, и не надо было ему приезжать. Но он, как пастырь, понимал, что не может остаться в стороне, когда его Церковь страдает. Святые шли на страдания за Христа с решимостью и даже радостью. А сегодня мы уже слышали проповедь о богатом юноше, который отказался идти за Христом, и понимаем, что каждый из нас бывает подобен этому юноше. Нам зачастую кажется, что мы много сделали хорошего на поприще добрых дел, на поприще молитвы. И зачастую в каких-то мелких жизненных ситуациях, не видя Самого Христа лично, мы отказываемся исполнить заповедь Христа. Нам кажется, что мы сделали достаточно. Но люди или обстоятельства жизни накладывают на нас еще какое-то требование. Достаточно я сделал, чтоб еще куда-то сподвигнуться или еще что-то сделать. В таких случаях мы уподобляемся этому юноше, который не хотел идти за Христом, хотя был весьма благочестив, как мы слышали. Конечно же, он не исполнил заповеди во всей глубине и не был готов осознать это и признать, что хотя он и благочестив, но не готов по-настоящему идти тем узким путем, о котором сказал Христос.

А сегодня, братья и сестры, современный мир предлагает в основном широкий путь. Современному человеку очень трудно приучить себя к мысли, что христианство — это всё-таки узкий путь. Протестанты так и вовсе на одной конференции преподавателю Санкт-Петербургской духовной академии в богословском споре, когда он попытался апеллировать к этой фразе Спасителя об узком пути, с усмешкой сказали: “И вы думаете Христос это действительно сказал?” Они даже не верят в слово Христа. Пытаются реконструировать евангельские тексты, выяснить, что же действительно Христос сказал, а чего не говорил. Многие современные западные богословы говорят, что они не знают, что точно сказал Христос.

Мы же, братья и сестры, будем хранить нашу веру, Священное Предание Церкви, наследие святых отцов, не подвергая сомнению то, что нам передано. Узость пути, о которой говорит Христос, связана в наше время не столько даже с аскетическим подвигами, хотя, безусловно, они по мере сил нужны, но особенно нам необходимо понести подвиг хранения нашей веры. Сохранить веру в наше время — это тоже большой подвиг. Сохранить веру неповрежденной не только в теории, но и в жизни, и в том числе научиться, как говорил святой Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, подвиг веры совершать, который, кроме сохранения вероучительных догматов, заключается в том, чтобы иметь внутреннее устроение умалять себя и давать всё большее место Богу в своей жизни, в своих поступках, в оценке того, что нам удалось, и так, через это, прославлять имя Господа нашего Иисуса Христа, а не самих себя. Аминь».

После проповеди преподаватели и студенты поблагодарили Бога по Святом Причащении.

Справка:

За всенощным бдением и Божественной литургией архимандриту Кириллу сослужили: архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Фарковец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Адриан (Пашин), игумен Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, игумен Мелетий (Соколов), иерей Валерий Духанин, иеромонах Кассиан (Плоский), иерей Димитрий Степаненков, иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Борис (Зелюченко), иеромонах Дамиан (Воронов), иеромонах Прокопий (Рудченко), иеромонах Георгий (Пименов), иеромонах Афанасий (Итало), иеромонах Серапион (Залесный), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, иеродиакон Иоанникий (Паджан), иеродиакон Иов (Урум), иеродиакон Мефодий (Агус).

Песнопения всенощного бдения и Литургии исполнили второй академический хор под управлением В.В. Чувилова и смешанный хор под управлением К.А. Алексеевой.

13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст.ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Пресс-служба МДА