Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Протоиерей Александр Задорнов выступил на конференции по каноническому праву в СПбДА

8 декабря 2023 года Общество изучения церковного права им. Тимофея Васильевича Барсова (Барсовское общество) Санкт-Петербургской духовной академии провело VII Барсовские чтения на тему «Актуальные вопросы церковного права». Конференция открылась панихидой, совершенной на месте захоронения профессора Т.В. Барсова в храме св. кн. Феодора Новгородского Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 

В начале конференции секретарь Барсовского общества Д.В. Волужков презентовал вышедшую в Издательстве СПбДА монографию «“К покаянию и исправлению”: суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви». Как указал издатель, в работе систематизирован и обобщен значительный объем фактического материала по трем периодам эволюции церковного права и церковного суда (XI — первая треть XIV в., конец XVI — начало XVIII в., конец XX — начало XXI в.), описаны конкретные виды наказаний, применявшихся к архиереям в рассматриваемые периоды. Официальными рецензентами монографии выступили, в частности, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов, а также заслуженный профессор протоиерей Владислав Цыпин. 

На пленарном заседании конференции с докладом на тему «Божественное право как единство онтологии, гносеологии и аксиологии канонического права» выступил протоиерей Александр Задорнов. 

В докладе было отмечено, что согласно действующему каноническому Уставу Русской Православной Церкви «Русская Православная Церковь, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания». Тем самым постулируется присутствие среди церковно-правовых источников элементов Божественного права, зафиксированных в Священном Писании в качестве одного из проявлений Божественной воли церковного законодателя. К сожалению, правовая мысль Православной Церкви не сделала понятие Божественного права предметом рефлексии в рамках философии канонического права в том должном объеме, который бы позволил отметить содержательное единство этого понятия с иными источниками канонического права, а также отметить разницу в понимании Божественного права в классической схоластике и современной канонике Римско-Католической Церкви (примеры того и другого приведены в докладе). 

Автором доклада предлагается рассмотрение Божественного права как единства онтологии, гносеологии и аксиологии канонического права. Для этого, как показал докладчик, необходимо рассмотреть такие аспекты проблемы, как присутствие в Божественном праве самого понятия правовой нормы, соотношение объекта и субъекта Божественного права, а также взаимодействие Божественного и позитивного права. 

Пресс-служба МДА