Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Преподаватели и аспиранты МДА приняли участие в конференции РУДН «Духовно-нравственная культура высшей школы. Образ будущего в контексте исторической памяти»

26 января 2024 года в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы прошла XI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура высшей школы. Образ будущего в контексте исторической памяти».

Организаторами конференции выступили Российский университет дружбы народов, Учебный комитет Русской Православной Церкви и Московская духовная академия. 

Конференция прошла при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Научно-образовательной теологической ассоциации.

В мероприятии приняли участие около 500 человек из 53 регионов России: представители духовенства, руководители, ученые и преподаватели духовных и светских высших учебных заведений, руководители и специалисты государственных органов власти, руководители и педагоги общеобразовательных и воскресных школ. 

В адрес участников конференции прозвучали приветствия от организаторов, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре, Управления внутренней политики Администрации Президента РФ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российской академии образования.

На пленарном заседании проректор по учебной работе священник Павел Лизгунов представил доклад «Православное старчество как форма традиционной церковной педагогики».

Затем доцент кафедры филологии МДА архимандрит Симеон (Томачинский) выступил с докладом «Художественная литература как средство очеловечивания человека».

Модераторами пленарной сессии выступили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов; директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы доктор исторических наук М.А. Симонова.

Участники конференции обсудили основные приоритеты и направления взаимодействия Церкви и государства в сфере высшего образования в контексте формирования образа будущего на основе исторической памяти в рамках следующих тематических линий:

  • Историческая память и будущее России. 
  • Настоящее и будущее России: вызовы и возможности. 
  • Преемственность поколений в контексте сохранения исторической памяти.

Работа конференции продолжилась по секциям.

В первой секции «Историческая память и будущее России» Московскую духовную академию представил К.А. Черепенников с докладом «Образ будущего сквозь уроки истории на примере дневника профессора МДА А.Д. Беляева».

На второй секции «Настоящее и будущее России: вызовы и возможности» выступил иеродиакон Георгий (Рамазян) с докладом «Российско-армянский межконфессиональный диалог: история и перспективы».

С докладами на третьей секции «Преемственность поколений в контексте сохранения исторической памяти» выступили:

  • священник Василий Равлик, ассистент кафедры церковной истории МДА — «Канонизация святых святителем Амвросием Медиоланским как способ сохранения исторической памяти в IV веке: итоги и значение для будущего»;
  • Р.И. Шилкин, ассистент кафедры богословия МДА — «Визуализация богословских идей в гомилиях святителя Прокла Константинопольского и ее роль в сохранении исторической памяти Церкви»;
  • С.В. Санаянц, научный сотрудник кафедры богословия МДА — «Развитие идеи кенозиса в трудах протоиерея Сергия Булгакова»;
  • И.С. Рязанов, ассистент кафедры церковной истории МДА — «Московская духовная академия и советская власть (1960 – 1970 г.)».

В своих выступлениях участники конференции поднимали вопросы, связанные с социокультурными механизмами самоопределения современной молодежи, ролью исторической памяти в системе традиционных ценностей.

Особое внимание уделялось проблемам актуализации ресурсов воспитательной работы с молодежью в условиях социальной эксклюзии, использования потенциала исторического образования как средства формирования социокультурной идентичности студентов.

Программный комитет продолжит работу по отбору наиболее актуальных материалов, поступивших в адрес конференции, обладающих научной новизной и значимостью, для их дальнейшего совершенствования авторами и последующей публикации в сборнике.

Пресс-служба МДА