Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

«Как я буду погребать Тебя, Боже мой?»: в Академии совершили вечерню Великой Субботы с выносом Плащаницы Господа Иисуса Христа

Христос умер. Люди распяли Господа и показали всю свою жесткость. Но вместе с тем были и те, кто любили Его и шли за Ним несмотря ни на что. 

«Благообразный Иосиф с Креста сняв Пречистое тело Твое, чистой плащаницей обвив и благоуханиями, в новом гробе покрыв положил».

Христа покинули все ученики и, казалось бы, не осталось никого, кто мог бы похоронить с честью тело Спасителя. Но нашелся тот, кто все-таки смог это сделать. Тайный ученик Христов Иосиф Аримафейский.

«После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса».

Как написано в Евангелии, Иосиф был тайным учеником Спасителя, так как боялся открыто Его исповедовать. Сейчас же Иосиф, которого Церковь называет благообразным, или благородным, презрел страх. Ведь он понимал, чем может грозить ему эта просьба, но он не мог оставить Того, Кого любил всем сердцем, хотя бы и тайно.

Вся история Спасительных Страстей — это удивительный контраст человеческих поступков. В этой точке всё переплетается воедино. Тот, кто раньше не боялся — стал боязливым, тот, кто страшился — стал мужественным. Это история предательства Бога, Его убийства, проявления патологической человеческой жестокости, но в то же время это и проявление любви человека к Богу в лице святого Иосифа Аримафейского и тайного ученика Господа Никодима.

Смерть и жизнь, любовь и предательство — всё смешалось воедино. Страдания становятся освобождением, и боль со временем начинает претворяться в радость.

17 апреля великую вечерню Великой Субботы с выносом Плащаницы возглавил архимандрит Платон (Игумнов) в сослужении академического духовенства.

После выноса Плащаницы благочинный Покровского академического храма иеромонах Варнава (Лосев) зачитал проповедь ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Питирима:

«Какой трагичный сегодня день – самый темный в истории мира. День, когда люди потеряли живого Христа. Только что Он вечерял с учениками в Сионской горнице – и Его там нет. Еще вчера Он до кровавого пота молился в Гефсиманском саду – но и там Его уже нет. Может, Он в Кане Галилейской среди беспечных гостей претворяет воду в вино? Как бы хотелось видеть Его радующегося с детьми, или гневающегося на упрямых иудеев, даже плачущего над мертвым Лазарем. И вот, Лазарь жив, а Он мертв! И тело Его сегодня мертво и кровь Его неподвижна! И нет в этот день на земле нигде ни бессмертного Тела Его, ни животворящей Крови. Мир потерял Бога и сам потерялся. Отнялся Пастырь и рассеялись овцы. Везде смятение, уныние, страх и безысходность. Совершается великая тайна искупления и спасения мира. И уже совершилась – “Совершишася”! Но об этом знают только Трое – Отец, Сын и Святой Дух. На третий день и мир узнает об этом. Но как дожить до третьего дня, когда Он умер и лежит бездыханным во гробе, и никто не скажет Ему, кроме Него Самого: “Выйди вон!” А Он мертв. И мир потерял Его.

А вы, возлюбленные отцы, братья и сестры, в эти Страстные дни потеряли меня. Хотя я рядом, но меня с вами нет, и обращаюсь я к вам не своим голосом, и вы слышите сейчас мои слова, но видите не меня. Как это всё глубоко символично! И как бы всё было безысходно трагично, если бы мы не знали, что впереди Воскресение Его, победа над смертью и торжество жизни. А испуганные, растерянные, убитые горем ученики еще ничего не знают, думают, что навек потеряли Его, и не ищут Его. “Да и где искать: в Кане, в Гефсимании, в Вифлееме или Назарете, или здесь, в Сионской горнице, где Он еще вчера был посреди нас?” – недоумевают ученики и не находят ответа. И только ад знает, где Он, и трепещет, и стенает, и ужасается. Ад рушится, а земля безмолвствует – и да молчит всякая плоть человеческая!».

Справка:

Вечернее богослужение возглавил архимандрит Платон (Игумнов). Ему  сослужили: архимандрит Лука (Головков), игумены Никифор (Кирзин), Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Даниил (Василенко), иеромонахи Феодор (Юлаев), Вячеслав (Сорокин), Аполлинарий (Панин), Таврион (Смыков), Филофей (Артюшин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов), Дамиан (Воронов), Нектарий (Райкович), Василий (Мусса), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк и иеродиакон Павел (Полевой).

Фотогалерея

Пресс-служба МДА