Издана монография доцента МДА игумена Герасима (Дьячкова) «Икона Преображения Господня последней четверти XVII века из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря»
Монография доцента кафедры церковной истории Московской духовной академии игумена Герасима (Дьячкова) посвящена более чем трехсотлетней истории иконы Преображения Господня из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря — уникального памятника русской иконописи. Она была выполнена в последней четверти XVII века мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Этой иконой царь Иоанн Алексеевич благословил окольничего Т.Б. Юшкова. Его отец, боярин Б.Г. Юшков, в 1699/1700 году передал ее в Белёвский Спасо-Преображенский монастырь, где она и находилась до 1922 года. Многосложная судьба образа не оставит равнодушными интересующихся русским религиозным искусством и историей Белёвского края.
Рекомендовано кафедрой церковной истории Московской духовной академии в качестве учебного пособия по комплексному источниковедению для магистратуры.
О книге игумена Герасима (Дьячкова) «Икона Преображения Господня последней четверти XVII века из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря»
Настоящая книга относится к хорошо известному в XIX веке классическому жанру церковно-археологического исследования.
Автор рассматривает историю иконы Преображения Господня из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря на широком историческом фоне. Он изучает документальные свидетельства о вкладе иконы в монастырь боярином Б.Г. Юшковым. Сравнивает и сопоставляет документы с текстом в дробнице на окладе. Выяснив личность вкладчика, игумен Герасим подробно исследует его род и его связи с обителью. Здесь представлена история рода Юшковых в его отношении к Белёвскому монастырю. Еще одним лицом, упомянутым во вкладной записи, которому автор уделяет внимание, был окольничий В.И. Хилков.
Следующий большой раздел посвящен непосредственно образу Преображения Господня из Белёвского монастыря. В этом разделе игумен Герасим с редкой обстоятельностью и полнотой изучает историю иконы, пишет ее настоящую «биографию» с подробными комментариями откликов о ней в исторических источниках и литературе.
Представленное исследование важно методически, его можно назвать удачным опытом не только по содержанию, но и по форме. Этот труд — хороший пример церковно-археологического исследования, как особого направления в науке о церковных древностях.
Хочется отметить, что книга написана интересно, читать ее увлекательно, занимательно и поучительно, а в некоторых местах текст обретает поэтичность изложения.
Думаю, что книга будет хорошим подарком для читательской публики.
Доктор искусствоведения,
академик Российской академии художеств
Хромов Олег Ростиславович