Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Иеромонах Варнава (Лосев): «Самое главное богослужение христианин совершает в своем сердце». Благочинный академического храма пообщался со студентами о духовной жизни

Вечером в свободное от учебы и послушаний время студенты Московской духовной академии собираются в Большом зале, чтобы пообщаться на темы духовной жизни с известными пастырями и духовниками, задать свои вопросы, познакомиться с опытом священнослужителей и вдохновиться на новые свершения.

Сегодня учащиеся встретились с благочинным Покровского академического храма, преподавателем кафедры церковно-практических дисциплин иеромонахом Варнавой (Лосевым). Встреча продолжила цикл бесед «Богослужение и молитва», посвященных актуальным для студенческой среды вопросам: как совместить духовную жизнь с учебой и академическими послушаниями; как в плотном распорядке дня найти время на личную молитву; как не привыкнуть к общим богослужениям и не охладеть к ним.

В начале беседы отец Варнава рассказал студентам об истории формирования утренних и вечерних молитв, входящих в молитвослов, который стал для мирян келейным правилом. На вопрос о непрерывной занятости студентов на уроках и послушаниях он также заметил:

«Служба повечерия, текст которой содержится в часослове, а также полунощница и утреня предназначены для освящения ночи. Ведь ночь с точки зрения христианского благочестия — это не только время, когда можно поспать и набраться сил, но это также и время для молитвы, для общения с Богом, когда нет дневной суеты. Господь, очень часто молившийся по ночам, Своим примером показывает ученикам, что какое-то время ночи необходимо посвящать молитве. Конечно же, это нужно делать по мере сил. Но здесь также важно выработать некое постоянство. Так, уже первые христиане, следуя примеру Спасителя, молились некоторое время ночью и вновь ложились спать. Постепенно эта практика вошла в монастырские уставы и закрепилась, в частности, в часослове. Современным христианам весьма непросто молиться ночью. Но ночь имеет начало и конец. Совершая молитвы в начале ночи, непосредственно перед сном и в конце ночи, сразу после пробуждения, мы совершаем небольшое бдение, ибо бдением называется «неспание» ради молитвы. «Аще поминах Тя на постели моей; на утренних поучахся в Тя», то есть, если я засыпаю с памятью о Боге, то и по пробуждении буду поучаться о Нем».

Кроме того, священнослужитель поделился со студентами своими рассуждениями о том, как христиане должны относиться к своей духовной жизни:

«В духовной жизни должен присутствовать энтузиазм. Жизнь по заповедям Христа должна не тяготить нас, а быть любимым и важным занятием. Не стоит бояться экспериментировать, конечно, без фанатизма и не “расшибая лоб”. Не стоит бояться пробовать молиться как древние подвижники, пробовать творить Иисусову молитву. Если не попробуем, то никогда не узнаем каково это. Каждый день вы слушаете утреннее и вечернее молитвенное правило, часто бываете на службе в храме, и сетуете на то, что непросто молиться в суете, в присутствии многих людей, порой сложно разобрать слова молитв и песнопений. Афонские отцы настаивают на том, что успех в общественной молитве и в целом в повседневных делах христианина напрямую зависит от того, как тот исполняет свой канон (келейное правило). «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Очень важно молиться в уединении, самостоятельно. Хорошо начать молиться встав ровно перед иконами, вслух, неспешно произнести «Царю Небесный» и прочее, со вниманием и с удовольствием (лучше сказать с любовью к Богу и святым словам написанным в молитвослове), мягким и умиленным голосом, чинно совершая крестное знамение и поклоны. Когда нам непонятно, что такое Страх Божий и благоговение, то начнем хотя бы с внешнего, тогда внутренний наш человек может пробудиться от «окамененного нечувствия». Чтение псалмов было всегдашним занятием христиан. Псалтирь — учитель молитвы и богомыслия, в ней показаны чувства и расположения души кающейся Богу. Пока вы сейчас читаете эти возвышенные пророчества, от вас ускользает их смысл, но рано или поздно эти стихи придут вам на память и вы почувствуете их спасительную силу и помощь. Молитва — не монолог, а диалог. Надо хоть понемногу, но каждый день читать Евангелие. Когда вы будете читать Священное Писание, Бог будет вас утешать и отвечать на ваши воздыхания. Как заботимся о теле, так надо заботиться и о душе, даже сильнее, ибо душа важнее тела. Воспринимайте келейное правило, как возможность подкрепить душевные силы. Подобно тому, когда кружится голова мы открываем окно и вдыхаем свежий воздух, или подташнивает — выпиваем воды, оставляют силы и внимание — пьем кофе или едим шоколад. Тогда правило не покажется тяжелым, а наоборот будет хотеться скорее уединиться и в сладость помолиться. Цель духовной жизни — умом и сердцем всегда предстоять пред Господом. Жить в присутствии Бога дабы Он стал содержанием всей нашей жизни».

Отец Варнава отметил:

«Мы причащаемся Христовых Таин и приобщаемся великой благодати. Необходимо «хранить и возделывать» Рай, то есть, хранить благодать после Причащения и трудиться в исполнении Христовых заповедей. Ибо благодать нам дается для жизни по заповедям и никто не вправе потом сказать, что у него не доставало сил для добрых дел и борьбы со страстями. Для приготовления к Таинству и хранения благодати нам предписаны пять деяний: пост, бдение, молитва, чтение Писаний и поучение. «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть». Велик бывает труд что-то получить, и в два раза больше необходимо трудиться, чтобы не потерять. Когда готовимся к Причастию, в первую очередь, будем думать о том, Кого мы приглашаем в свое сердце, с какой любовью и вниманием, слезами и трепетом мы должны приступить к Богу, как не прогнать Милостивого Владыку из сердца вскоре, и какое понесем наказание за пренебрежение Святыней».

«Если постоянно понижать планку, то окажемся «ниже плинтуса». На кого нам равняться? На святых. Читайте «Жития Святых» — это продолжение книги «Деяний Святых Апостолов», история Церкви. Они в свою очередь подражали святым ангелам. Как сказано: «Земный ангеле и Небесный человече». В храме мы предстоим Престолу Божию как ангелы и вместе с ангелами. Каждый из нас должен стать архангелом Божиим, архиереем своего сердца, ибо в сердце человека вселяется Христос, там в сердце мы приносим ему “жертву хваления”. Как сказано: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Самое главное богослужение христианин совершает в своем сердце».

В завершение встречи студенты поблагодарили священнослужителя и задали вопросы.

Пресс-служба МДА