Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Аспирант Академии принял монашеский постриг

Древний Троицкий собор, где почивают мощи основателя святой Лавры и игумена Русской земли, в нынешний вечер вновь наполнился теплым светом свечей и лампад. Этот свет стал символом нетварного Божественного сияния, к которому стремится каждый христианин; прообразом пламени Пятидесятницы, которым объяты сердца святых. Сегодня в сиянии этого света совершилось рождение к новой равноангельной жизни — Таинство монашества. 

Вечером 19 апреля, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры наместник обители и ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл совершил монашеский постриг аспиранта Академии Константина Хачапуридзе.

Как и более 600 лет назад преподобный Сергий принимал в число братии своего монастыря всех, кто искал подвижнической жизни, так и ныне он принимает в монашескую общину нового брата во Христе — монаха Владимира.

Облекшись в одежду спасения и взяв в свои руки меч духовный, новый воин Христов получил имя в честь преподобномученика Владимира (Волкова), который был добрым тружеником на ниве Христовой и принял мученическую смерть в годы гонений на Церковь безбожной советской власти.

Совершил монашеский постриг наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

Помолиться о новопостриженном монахе Владимире в Троицком соборе собрались монашеская братия Академии, преподаватели и студенты, а также его родные.

После пострига епископ Кирилл обратился к монаху Владимиру и всем свидетелям и участникам Таинства с напутственным словом:

«В имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья, сестры, поздравляем академическую монашескую семью с постригом нового брата — монаха Владимира. Имя ему выбрано в честь новомученика, который в начале XX века принял постриг в скиту Параклит, относящемся к Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Чуть позже уже в самой Лавре его назначили смотрителем типографии. После закрытия обители он служил в разных приходах и имел особые духовные дары. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, просил его даже стать своим духовником, но буквально через неделю после этого он был арестован и в короткий срок после краткого судебного разбирательства, хотя ни в чем он не был виноват, был расстрелян на Бутовском полигоне и вошел в число новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. 

Благодарим Бога, что, несмотря на трезвое понимание сложности монашеского пути, находятся студенты, которые желают посвятить себя Богу в полноте, о которой Сам Христос сказал: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19:20). Мы знаем по слову преподобного Серафима Саровского, что и девство славно, и брак честен. И молимся, чтобы это особое служение молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена не только сей Лавры, но и всей Русской земли, не оскудело в нашем Отечестве. Конечно же, испрашиваем в общей молитве помощи новопостриженному монаху, чтобы действительно жизнь его была во славу Господа и Бога нашего. 

В чине пострига сказано очень много высоких слов, и одни из самых высоких — о подражании земной жизни Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который не осуждал брак, но в силу извращения и уродливого искажения грехом человеческой природы благословил и то, что считается в этом мире противоестественным, — монашеский образ жизни. Люди не только маловоцерковленные и невоцерковленные, но подчас и церковные не понимают, что это такое, зачем это нужно. Но опыт Церкви и слова Самого Спасителя благословляют этот образ подвига. Единственное, о чем мы сугубо молимся сегодня, — чтобы все мы, особенно новопостриженный брат наш, сподобились действительно проходить этот путь во славу Христа Спасителя. Действительно, это наш вроде бы личный выбор — кто-то выбирает быть семейным, кто-то монашествующим. И надлежит тебе, брат Владимир, безусловно, рукоположение в священный сан. Но все-таки на монаха всегда смотрят с особенным вниманием. Так же как, строго говоря, и на священнослужителей, но к монахам всё равно особое внимание. И здесь мы имеем особую ответственность: либо прославить Церковь, Самого Бога, либо, не дай Бог, посрамить. И здесь, конечно, много ты знаешь сам, но в качестве особенной заповеди прими наставление святых отцов, которые говорили о главном оружии, как мы слышали в послании апостола Павла, о “всеоружии Божием”, в которое ты должен облечься. 

Одно из главных оружий, по мысли отцов Церкви, — это самоукорение. Всегда укорять себя и не искать виноватых в обстоятельствах. В самоукорении есть источник особой духовной силы. Когда человек себя оправдывает, то нам зачастую кажется, что это какой-то малый грех. Ну что там себя оправдать? Вроде бы это не прелюбодеяние, не пьянство, не что-то такое, самое скверное. Но необходимо вспомнить слова Христа о том, кто может стать Его учеником. Лишь тот, кто отвергается себя. Значит, тот, кто себя укоряет и отвергается себя, сохраняет себя в ученичестве Христовом. А тот, кто себя оправдывает, как ни страшно это звучит, становится учеником дьявола. Невозможно оправдывать себя и быть учеником Христа. Кроме того, здесь, конечно же, и дьявольский обман коренится. Человеку кажется: если я себя оправдаю, то мне будет легче. Я выйду из какого-то сложного состояния, у меня появятся дополнительные силы. Но на самом деле оказывается, что человек теряет всякую силу сопротивляться новым искушениям. Он оправдает себя и при следующем искушении войдет в еще более тяжелое состояние. Человек начинает заявлять всем о своей правоте, но никто этого не понимает. Если мы укорим себя, то у нас появится понимание, почему мы должны терпеть те или иные находящие испытания. Мы становимся сильными благодатью и силою Господа нашего Иисуса Христа. 

Конечно же, и в самоукорении, как и в других добродетелях, должна быть мера, оно не должно доходить до так называемого самоедства. Уничижая себя, мы должны знать, что каждый из нас призван послужить Богу. И здесь также постарайся помнить слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что если человек не научится не любить себя ради любви к Богу, то он любви к Богу по-настоящему не достигнет. Нам кажется, что можно, конечно же, любить и себя, и Бога одновременно, но великий духовник Русской земли — преподобный Серафим Саровский говорит обратное. Если не научимся не любить себя ради любви к Богу, то настоящей любви к Богу никогда не достигнем. Дай Бог, чтобы молитвами всех новомучеников, и древних святых, и новых святых, Господь помог тебе, наш брат Владимир, проходить монашеское поприще, сочетать образованность с благочестием, не превозноситься знаниями, не превозноситься какими-то благочестивыми трудами. Всегда помнить, что всё это то, что мы должны сделать, и даже больше должны были бы сделать. Это наш малый дар Господу Богу, Которого мы никогда не сможем отблагодарить в той мере, как это должно быть, за его спасительные страдания на Голгофском Кресте. 

Старайся приобщаться к святоотеческому учению, не оставляя духовного чтения, которое и опытные подвижники не оставляли, назидая свой ум и сердце духовным чтением и Священного Писания, и святых отцов. Старайся во всём, что делаешь, просить, чтобы все твои дела были во славу Божию, чтобы какие бы степени ты ни достиг, помнил слова святителя Василия Великого, который в свое время сказал: «Наша жизнь не в почестях и званиях, но в любви ко Христу». Желаю, чтобы внимательное твое внутреннее око всегда оценивало, насколько твои труды и усилия направлены к тому, чтобы действительно прославить Господа нашего Иисуса Христа.

Наверное, много можно говорить, но последнее разве что скажу об одном священноигумене, который в Псково-Печерском монастыре много трудился и как раз не смог соблюсти завета посвящать все труды во славу Божию. Ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что лучше, если бы все эти его труды сгорели в огне, потому что его сердце больше укоренено в этих трудах, чем во Христе. Дай Бог вот это всегда помнить, чтобы и молитвы, и труды, и богословие, и труды просвещения народа Божиего были бы с тобой, но были во славу Божию».

Справка:

Песнопения чина монашеского пострига пел братский хор Лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). 

Пресс-служба МДА