Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V — начале VI века

Диакон Сергий Кожухов, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия, patrology@yandex.ru

Для цитирования: Кожухов С. А., диак. Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V — начале VI вв. // Богословский вестник. 2019. Т. 34. № 3. С. 000–000. doi:

Аннотация

В статье даётся краткий обзор богословского, исторического и культурного восприятия Халкидонского Собора на христианском Востоке во второй половине V — нач. VI в. Его итоги побудили многих богословов предпринять попытку защиты или опровержения решений Халкидона. Причина этому — в учении Собора о наличии двух природ во Христе после воплощения Бога Слова и их единения «в одно Лицо, или Ипостась, Христа». Со стороны последователей Халкидонского Собора, таких как свв. Лев Великий, Геннадий Константинопольский, монах Нефалий, Иоанн Кесарийский, был предпринят ряд попыток объяснить учение о двух природах Христа и единой Ипостаси, или Лица. Христологический синтез Халкидона и свт. Кирилла Александрийского был наиболее представлен Грамматиком через формулу «в Лице Бога Слова», для соединения двух природ, и теопасхитской формулой «Один от Святой Троицы пострадал», что можно назвать первыми шагами к формулированию учения о включении плоти в Ипостась Бога Слова.

Ключевые слова: Халкидонский Собор, христология, Ипостась, Лицо, природа, Христос, Бог Слово, халкидониты, свт. Лев Великий, свт. Геннадий Константинопольский, монах Нефалий, Иоанн Кесарийский Грамматик.

Источники

Ad Petrum Antiochenum. Epistulae // ACO. Т. 3 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1940. S. 6–25.

Cyrillus Alexandrinus. Ad Augustas de fide // ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 5 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 26−61.

Cyrillus Alexandrinus. Ad Succensum. Epistulae 1–2 // ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 6 / ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 151−162.

Cyrillus Alexandrinus. Apologia // ACO. Т. 1. Vol. I. Pars 6 / ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 107−146.

Cyrillus Alexandrinus. Contra Nestorium // ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 13−106.

Cyrillus Alexandrinus. Epistula altera ad Nestorium // ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 25−28.

Synodus Chalcedonensis. Actio III. Epistulae Cyrilli et Tonus Leonis // ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67−84.

Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei // ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 129−130.

Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. Roma: Pontificium Institutus Orientalis, 1938. (Orientalia christiana analecta; vol. 117).

Epistolae Cyrilli et Tomus Leonis // ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67−84.

Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxae // PG. Т. 94. Col. 790–1227.

Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici Opera quae supersunt / ed. M. Richard, M. Aubineau. Turnhout: Brepols ; Leuven: University Press, 1977. (CCSG; vol. 1).

Grégoire de Nazianze. Lettres théologique / éd. et trad. par P. Gallay. Paris: Cerf, 1974. (SC; vol. 208).

Jean Rufus, évêque de Maiouma. Plérophories, c’est-à-dire témoignages et révélations contre le concile de Chalcédoine / version syriac et traduction français par F. Nau. Paris: Firmin-Didot, 1911. (PO; vol. 8/1). P. 1−208.

Leo Magnus. Tomus Leonis // ACO. Т. 2. Vol. 2. Pars 1 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 24−33.

Leo Magnus. Ad Leonem Augustum (Epistula 104) // ACO. Т. 2. Vol. 4 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 113−119.

Severi Antiocheni Liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et secunda / еd., interpr. I. Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1933. (CSCO; vol. 111−112. Scriptori Syri; t. 58−59).

Severi Antiocheni Oratio ad Nephalium, Eiusdem ac Sergii Grammatici: Epistulae mutuae / éd. et trad. par J. Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1949. (CSCO; vol. 119−120. Scriptori Syri; t. 64−65).

Zacharie le Scholastique. Vie de Sévère / textes syriaques publés, traduits et annotés par M.-A. Kugener. Turnhout: Brepols, 1993. (PO; vol. 2/1).

Евагрий Схоластик. Церковная история / пер. с греч., вступ. статья, коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.

Литература

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.

Давыденков О., прот. Из истории сирийского монофизитства. Исторические предпосылки распространения монофизитства в Сирии // Богословский сборник. 1999. №. 3. С. 24−41. № 4. С. 20−29.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.

Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии / пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова. М.: ПСТГУ, 2000.

Dell’Osso C. L’inno Trisagion: origini e dispute teologiche. Motivi e forme della poesia cristiana antica tra Scrittura e traditione classica. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2008. (Studia ephimeridis «Augustinianum»; vol. 108).

Dell’Osso C. Cristo e Logos, il calcedonismo del VI secolo in Oriente. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2010. (Studia ephimeridis «Augustinianum»; vol. 118).

Gray P. T. R. The Difense of Chalcedon in the East (451–553). Leiden: Brill, 1979.

Grillemeier A., Heinthaler Th. Christ in Christian Tradition. Vol. 2/2. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604). The Church of Constantinople in the Sixth Century. London: Mowbray, Westminster John Knox Press, 1995.

Helmer S. Der Neochalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffe. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelm-Universität, 1962.

Klein W. Der Autor der Joannis Orthodoxi Disputatio // Oriens Christianus. 1990. Bd. 74. S. 234–244.

Lebon J. Le Monophysisme sévérien. Étude historique, lettéraire et théologique sur la resistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la costitution de l’Église Jacobite. Louvain: J. Van Linthout, 1909.

Moeller Chr. Un représentant de la christologie néo-chalcédonienne au début du VIe s. en Orient, Naphalius d’Alexandrie // Revue d’histoire ecclésiastique. 1944–1945. Vol. 40. P. 73–140.

Moeller Chr. Le chalcedonisme et le neo-chalcedonisme en Orient de 451 à la fin de VIe siècle // Das Konzil von Chalkedon. Вd. 1. Würzburg: Echter-Verlag, 1951. S. 637–720.

Moeller Chr. Un fragment du Type de l’empereur Anastase I // Studia patristica. 1961. Vol. 3. P. 240–245.

Patrologia. Vol. 5. Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno (750). I Padri orientali / а cura di A. di Berrardino. Genova: Marietti, 2000.

Steppa J.-E. John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture. New-Jersey: Gorgias Press, 2002.

Chalcedon Cathedral, Its Reception and Some Aspects of Christology in V — Early VI Century

Deacon Sergiĭ A. Kozhukhov, PhD in Theology, Associate Professor of the Department оf Biblical Studies of Мoscow Theological Аcademy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia, patrology@yandex.ru

For citation: Kozhukhov Sergiĭ A., deacon. “Chalcedon Cathedral, Its Reception and Some Aspects of Christology in V — Early VI Century” // Theological Herald, vol. 34, n. 3, 2019, pp. 000. (In Russian) doi:

Abstract

This article provides a brief overview of the theological, historical and cultural perception of the Chalcedonian Councel in the Christian East in the second half of the V — and the early VI centuries. Its results prompted many theologians to attempt to defend or refute Chalcedon. The reason for this is the teaching of the Council about the presence of two natures in Christ after the incarnation and their unity «in one person or hypostasis of Christ». From the followers of Chalcedon Counsel, such as St. Leo the Great, Gennady of Constantinople, monk Nephalius, John of Caesarea was a number of attempts to explain the doctrine of the two natures and single hypostasis or person. The Christological of synthesis Chalcedon and St. Cyril of Alexandria in the largest degree was presented by the Grammarian in the formula «in the person of God of the Word» to connect the two natures and the theopaschite formula «Unus de Trinitate passus est carne» (заменил на латинское), which can be called the first steps to the formulation of the doctrine of the inclusion of flesh in the hypostasis of God of the Word.

Keyword: The Council of Chalcedon, the chalcedoniens, hypostasis, person, nature, Christ, God the Word, Leo the Great, Gennadius of Constantinople, the monk Nephalius, John the Grammarian of Caesarea.

References

Ad Petrum Antiochenum,“Epistulae”, ACO [Acta Conciliorum Oecumenicorum], E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1940, vol. 3,  pp. 6–25.

Bolotov V. V., Lekcii po istorii drevnej Cerkvi [Lectures on the history of the ancient Church], Saint-Peterburg: Spaso-Preobrazhenskij Valaamskij Stavropigial’nyj monastyr’, 1994, vol. 4 (in Russian).

Cyrillus Alexandrinus, “Ad Augustas de fide”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1938, t. 1, vol. 1, pars 5, pp. 26−61.

Cyrillus Alexandrinus, “Ad Succensum. Epistulae 1–2”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1938, t. 1, vol. 1, pars 6, pp. 151−162.

Cyrillus Alexandrinus, “Apologia”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1938, t. 1, vol. I, pars 6, pp. 107−146.

Cyrillus Alexandrinus, “Contra Nestorium”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1937, t. 1, vol. 1, pars 6, pp. 13−106.

Cyrillus Alexandrinus, “Epistula altera ad Nestorium”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1937, t. 1, vol. 1, pars 1, pp. 25−28.

Davydenkov O., prot.,“Iz istorii sirijskogo monofizitstva. Istoricheskie predposylki rasprostranenija monofizitstva v Sirii” [“From the history of Syrian Monophysitism. Historical background of the spread of Monophysitism in Syria”], Bogoslovskij sbornik [Theological collection], 1999, no. 3, pp. 24−41; no 4, pp. 20−29 (in Russian).

Dell’Osso C., L’inno Trisagion: origini e dispute teologiche. Motivi e forme della poesia cristiana antica tra Scrittura e traditione classica, Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2008, (Studia ephimeridis “Augustinianum”; vol. 108).

Dell’Osso C., Cristo e Logos, il calcedonismo del VI secolo in Oriente, Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2010, (Studia ephimeridis “Augustinianum”; vol. 118).

Diekamp F., Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik, Roma: Pontificium Institutus Orientalis, 1938, (Orientalia christiana analecta; vol. 117).

“Epistolae Cyrilli et Tomus Leonis”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1933, t. 2, vol. 1, pars 2, pp. 67−84.

Evagrij Sholastik, Cerkovnaja istorija [Church history], I. V. Krivushin (per., komment.), Saint-Peterburg: Izd. Olega Abyshko, 2010 (Russ. translation).

Gray P. T. R., The Difense of Chalcedon in the East (451553), Leiden: Brill, 1979.

Grégoire de Nazianze, Lettres théologique, P. Gallay (ed., trans.), Paris: Cerf, 1974, (SC; vol. 208).

Grillemeier A., Heinthaler Th., Christ in Christian Tradition. Vol. 2/2. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604). The Church of Constantinople in the Sixth Century, London: Mowbray, Westminster John Knox Press, 1995.

Helmer S., Der Neochalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffe, Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelm-Universität, 1962.

Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici Opera quae supersunt, M. Richard, M. Aubineau (ed.), Turnhout: Brepols ; Leuven: University Press, 1977, (CCSG; vol. 1).

Jean Rufus, évêque de Maiouma, Plérophories, c’est-à-dire témoignages et révélations contre le concile de Chalcédoine, F. Nau (trans.), Paris: Firmin-Didot, 1911, (PO; vol. 8/1), pp. 1−208.

Joannes Damascenus, “Expositio fidei orthodoxae”,  PG [Patrologia Graeca], 1864, vol. 94, col. 790–1227.

Kartashev A. V., Vselenskie Sobory [Ecumenical Councils], Moscow: Respublika, 1994 (in Russian).

Klein W., “Der Autor der Joannis Orthodoxi Disputatio”, Oriens Christianus, 1990, vol. 74, pp. 234–244.

Lebon J., Le Monophysisme sévérien. Étude historique, lettéraire et théologique sur la resistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la costitution de l’Église Jacobite, Louvain: J. Van Linthout, 1909.

Leo Magnus, “Ad Leonem Augustum (Epistula 104) ”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1937, t. 2, vol. 4, pp. 113−119.

Leo Magnus, “Tomus Leonis”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1937, t. 2, vol. 2, pars 1, pp. 24−33.

Mejendorf I., protopr., Iisus Hristos v vostochnom pravoslavnom bogoslovii [Jesus Christ in Eastern Orthodox theology],priest Oleg Davydenkov (per.), Moscow: PSTGU, 2000 (Russ. translation).

Moeller Chr., “Le chalcedonisme et le neo-chalcedonisme en Orient de 451 à la fin de VIe siècle”, Das Konzil von Chalkedon, Würzburg: Echter-Verlag, 1951, vol. 1, pp. 637–720.

Moeller Chr., “Un fragment du Type de l’empereur Anastase I”, Studia patristica, 1961, vol. 3, pp. 240–245.

Moeller Chr., “Un représentant de la christologie néo-chalcédonienne au début du VIe s. en Orient, Naphalius d’Alexandrie”, Revue d’histoire ecclésiastique, 1944–1945, vol. 40, pp. 73–140.

Patrologia. Vol. 5. Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno (750). I Padri orientali, A. di Berrardino (ed.), Genova: Marietti, 2000.

Severi Antiocheni Liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et secunda, I. Lebon (ed.), Louvain: Secrétariat du CSCO, 1933, (CSCO; vol. 111−112. Scriptori Syri; t. 58−59).

Severi Antiocheni Oratio ad Nephalium, Eiusdem ac Sergii Grammatici: Epistulae mutuae, J. Lebon (ed., trans.), Louvain: Secrétariat du CSCO, 1949, (CSCO; vol. 119−120. Scriptori Syri; t. 64−65).

Steppa J.-E., John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture, New-Jersey: Gorgias Press, 2002.

 “Synodus Chalcedonensis. Actio III. Epistulae Cyrilli et Tonus Leonis”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1933, t. 2, vol. 1, pars 2, pp. 67−84.

“Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei”, ACO, E. Schwartz (ed.), Berlin: W. de Gruyter, 1933, t. 2, vol. 1, pars 2, pp. 129−130.

Zacharie le Scholastique, Vie de Sévère, M.-A. Kugener (publ., trans.), Turnhout: Brepols, 1993, (PO; vol. 2/1).