Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Билет 21

Седьмой член Символа веры. Учение Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Отличие Второго Пришествия от Первого. Всеобщность суда. Время Второго Пришествия Христова. Признаки его приближения. Понятие об антихристе.

7 член Символа веры

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. 

   В седьмом  члене   Символа   Веры  говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха. Родился Он в пещере для скота, жил, не имея где главу преклонить, умер посреди злодеев на кресте. Во второй же раз Он придет, как Царь, во всем Своем величии и внезапно: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).

     Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно:

  1. «солнце, померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
  2. тогда явится знамение Сына Человеческого (Крест) на небе;
  3. тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:29-30)
  4. «и все святые ангелы с Ним.
  5. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира)»,
  6. будет Он судить всех людей, — всех нас — и праведных и грешных (Мф.25:31-46).

   Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

   По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

«Наступает время», говорит Сам Господь, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29)

   Когда именно придет Господь второй раз на землю, никому не открыто, — это тайна, которую, по слову Самого Господа, никто не знает, не знают даже ангелы Божии, а только один Отец Небесный, — поэтому должны мы всегда быть готовы предстать на Божий суд.

   Хотя это время нам и неизвестно, однако в Слове Божием (т. е. в Свящ. Писании) открыты некоторые признаки приближения пришествия Господа:

  1. Перед этим временем Евангелие будет проповедано всем народам.
  2. Евреи во множестве обратятся ко Христу.
  3. Но вместе с тем среди людей наступит крайнее развращение:
  4. уменьшение веры и любви к ближнему,
  5. умножение пороков и бедствий.
  6. Затем появятся лжепророки;
  7. между народами усилятся несогласия и войны;
  8. будут глады, моры (болезни) и землетрясения по местам.
  9. Наконец, когда зло достигнет своего высшего проявления на земле, явится 
  10. антихрист.

   Антихрист — противник Христа — который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но, с пришествием Христа, владычество Антихриста окончится ужасною гибелью, как его самого, так и его последователей и самого диавола. После этого наступит вечное Царство Христово.

Слово антихрист или антихристы четыре раза упоминается в первом ивтором послании Иоанна Богослова. Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много антихристов (1Ин. 2:18), а «дух антихриста .. уже в мире» (1Ин. 4:3—9). Также обычно ассоциируется c антихристом «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминает апостол Павел (2Фес. 2:3). По словам апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа (Мф. 24:4), за Самого Бога (2Фес. 22Фес. 3 и след.). В конце времён этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом (2Фес. 2:8). Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский, утверждали, что антихрист будет родом из колена Данова.

Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое царство (Дан. 2:40), как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в самом Нероне видели антихриста.

Антихрист — персонаж христианской эсхатологии, который должен предварить собой второе пришествие Христа и Страшный суд.

Антихрист — это злой двойник и антипод Христа, учение которого должно внешне соответствовать учению последнего, но на деле ему противоречить. При этом «анти» чаще толкуется не как «противоположность» или «противник», а как «вместо», так как Антихрист будет претендовать на место Христа. В Антихристе должно собраться всё зло мира.

Второе пришествие Сына Человеческого

Духовный взор христиан должен быть направлен к грядущему радостному событию — второму пришествию Христа на землю: «Когда же начнет это сбываться (последние бедствия), тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Действительность этого пришествия со всей определенностью засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей (Мт. 16:27; Мт. 24 гл.; Мр. 8:38; Лк. 12:40; Лк. 17:24; Иоан. 14:3). Об этом событии возвестили ангелы при вознесении Господа (Деян. 1:11) и часто напоминали апостолы (ап. Иуда (Иуд. ст. 14-15); ап. Иоанн (1 Иоан. 2:28); ап. Петр (1 Петр. 4:13); в том числе и ап. Павел (1 Кор. 4:5; 1 Фес. 5:2-6 и др.).

Сам Господь изобразил Свое пришествие в следующих чертах: оно будет внезапным и для всех явным — «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мт. 24:27..). Перед Его вторым пришествием на небе явится знамение Сына Человеческого, увидев которое «восплачутся все племена земные.» Это будет, по общему мнению свв. отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня.

Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей«И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, со святыми Ангелами» (Мр. 8:38). Тогда «Он сядет на престоле славы Своей» (Мт. 25:31). Из этих слов Спасителя видно, что Его второе пришествие будет совсем иным, чем первое, когда Он добровольно смирил Себя, придя в образе простого человека, жил в нищете и терпел всякие унижения.

Он придет, чтобы праведно судить вселенную (Деян. 17:31) и воздать каждому по делам его (Мт. 16:27). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но спасти мир, приходил положить душу Свою для спасения многих[1].

О ЛИЧНОСТИ АНТИХРИСТА

Всю жизнь и деятельность Антихриста можно рассматривать в виде трех периодов:

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД жизни Антихриста, со дня его рождения и до момента его общественного выступления, протечет в сокровенной неизвестности. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Антихрист будет воспитан тайно» («Точное изложение Православной веры», кн. 4, гл. 26).

ВТОРОЙ ПЕРИОД жизни Антихриста откроется его громким выступлением в роли всемирного учителя, или «пророка». Весьма возможно, что он начнет свою деятельность в условиях мировой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика, ибо все тайные рычаги, для разрешения его будут в руках тайного общества, ему содействующего. Антихрист предложит проект самого удачного, с точки зрения политической и социальной мудрости, разрешения мирового кризиса — в установлении единообразного политического и социального строя во всем мире. И уставшее от потрясений войны, духовно ослепшее человечество не только не увидит в этом проекте коварной для себя ловушки, заманивающей его в самое безысходное и беспощадное рабство, а, напротив, признает его проявлением учености и гениальности.

Мировая реклама об Антихристе как о гениальном мыслителе, новом вожде и спасителе народов в кратчайший срок возгремит во всех странах. «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение к нему» (Св. Ефрем Сирин, слово 16).

В этот период своей деятельности Антихрист не употребит никакого насилия и будет стараться завоевать доверие и расположение к себе людей обманом и своей лицемерной показной добродетельной личиной. Он, по выражению Владимира Соловьева, «набросит блестящий покров добра и правды на тайну беззакония». Он придет, говорит св. Ефрем Сирин, «в таком образе, чтобы прельстить всех; придет смиренный, кроткий, ненавистник (как сам скажет о себе) неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия… Примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ, не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится» (там же)…

В результате такого обмана «в самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение Антихриста. … Раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле… благоденствие» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 313).

Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит даже с готовностью своего покровительства им. В своей внешней, показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают Антихриста Христом, вторично пришедшим на землю.

Для обольщения людей Антихрист покажет многие изумительные чудеса. Его пришествие, говорит апостол Павел, будет «по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных» (2 Фее. 2, 9). «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будто видит хромых ходящих и слепых презирающих, тогда как не было исцеления» (св. Кирилл Иерусалимский, «Огласительное поучение» XV, 14).

Все эти меры Антихриста — его учение и слава гениального мыслителя, его ложные чудеса и вся его лицемерная показная добродетельная жизнь — будут иметь одну цель: захватить в свои руки всю мировую власть над всеми народами. Первым этапом на этом пути будет достижение популярности среди иудеев. Антихрист примет все старания, чтобы иудеи признали его своим обетованным мессией. Ему удастся закончить устройство еврейского государства и приступить к осуществлению тысячелетней мечты иудейской — восстановлению храма Соломонова. И тогда «понудится от человек, и царь проповестся, и возлюбит множае еврейский род, и во Иерусалим достигнет, и храм их воздвигнет» (Синаксарь в неделю Мясопустную. -Триодь Постная).

Все эти старания Антихриста выдать себя за истинного Мессию встретят неожиданное и чудесное противодействие в лице двух ветхозаветных пророков-обличителей, которые, по воле Божией, не познав смерти, были взяты живыми на небо до времени и которые должны явиться на земле перед концом мира, чтобы исполнить свою миссию и вкусить смерть. Имена этих святых пророков — Енох и Илия. Их пошлет Господь в Иерусалим, чтобы в эти последние земные сроки дать людям последнее и чудесное предупреждение против охватывающего их обмана. Они три с половиной года будут невозбранно обличать всю ложь Антихриста на протяжении всего второго периода, когда он будет готовиться к захвату всей мировой власти в свои руки. Не расставаясь со своей личиной кротости и доброжелательства даже к своим противникам, Антихрист в это время не сможет помешать обличительным речам пророков и употребить в отношении их какое-либо насилие.


ТРЕТИЙ ПЕРИОД, и последний, деятельности Антихриста откроется захватом им всей мировой власти в свои руки. Этому будет весьма способствовать обстановка крайнего разорения народов от мировой войны. В едином мировом управлении, сосредоточенном в руках всеми прославляемого Антихриста, большинство увидит единственную гарантию против возможности новых войн и единственный путь дальнейшего мирного процветания человечества.

После победы Антихриста над тремя государствами и устранения в лице их единственного препятствия на пути к мировому владычеству Откровение изображает его (Антихриста) в виде красного зверя, имеющего десять рогов (т.е. подчинившего себе десять государств) и семь голов (т.е. оставившего добровольно подчинившихся ему семерых правителей в качестве своих полномочных представителей в их странах). «Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12, 3; см. толкование св. отцов: Иринея Лионского и Кирилла Иерусалимского).

О всемирной политической власти Антихриста говорит Откровение: «И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (13, 7). Хотя в процессе захвата всей мировой власти Антихристом и будут иметь значение обычные человеческие усилия и средства, но главный источник его успеха будет не в них. «И укрепится сила его, хотя и не его силою» (Дан. 8, 24). Свою власть и свою силу Антихрист получит от Сатаны. «И дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть» (Откр. 13, 2). И только этим постоянным Сатанинским содействием ему возможно будет объяснить его необычный успех в быстром захвате всей власти над миром и его исключительную силу, которой никакая человеческая сила и власть не смогут противостать и помешать.

Всеобщее признание Антихриста всемирным монархом будет одновременно связано с всенародным признанием его и единым духовным возглавителем всех религий. Владимир Соловьев в своем последнем труде «Три разговора» высказал предположение, что Антихрист, достигнув власти, соберет Вселенский собор из представителей всех религий. На этом соборе (в Иерусалиме) Антихрист предложит всем объединиться в одно стадо под единым пастырем. Главное внимание он обратит на христиан всех исповеданий, обещая им за признание его своим владыкой всяческое покровительство.

Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста. Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Св. Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 фее. 2, 4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13,5-6).

Достигнув мировой власти, Антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу.

«Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их, утонченные, продуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя — поставит их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством… общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием»… «Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням»… (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 302-303).

Первыми жертвами Антихриста будут его обличители — св. пророки Енох и Илия. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны (Антихрист), сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят (Иерусалим). И многие из народов и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке, и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом, и воздали славу Богу Небесному» (Откр. II, 7-13).

Главное бедствие эпохи пред всемирным воцарением Антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, т.е. тот разум, который только и может ясно видеть свет Истины, станет крайне редким явлением. Человечество, руководствующееся плотским разумом, не только не узнает Антихриста, не увидит в нем коварного врага своего, но, напротив, признает его своим благодетелем. «Многие будут веровать в него, — сказал один блаженный инок, — и станут славить его как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе… увидят истину чистою верою, и познают Его. Всем бо имущим Боговидение Божие и разум — тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная — непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово (предупреждения об Антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия» («Письма Георгия, затворника Задонского, кн. 1, с. 62, 1850г.; см. также Слово 106 преп. Ефрема Сирина). Постоянным предостережением для нас является слово Христово: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34). Ибо чрезмерное погружение в интересы и заботы материальной жизни способствуют развитию плотского разума, который будет всегда в противоборстве с учением и откровением Божественным.

Для стяжания духовного разума нужно, прежде всего, послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Нужно всякое свое рассуждение проверять Словом Божиим и святоотеческим учением. «Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самими событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпадаем» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 227-228). «Не переставай, — говорит преп. Ефрем Сирин, — испытывать Божественные Писания, не переставай вопрошать Матерь свою-Церковь: когда приидет желанный Жених, — спрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не переставай спрашивать, пока в точности не узнаешь, не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности» (Творения, 1850 г., т. IV, с. 133). Св. Писание внушит ему и мужество: его не смутит тот факт, что количество истинно верующих окажется малым островком среди безграничного океана лжи и нечестия. Он будет помнить завет Христов: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).

Другое бедствие эпохи Антихриста будет заключаться в том, что тогда уже станет невозможным никакое организованное сопротивление его власти. Тогда «не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам; и этого с тебя достаточно» (еп. Игнатий Брянчанинов). «Будь доволен тем, — говорит старец Исаия, — что предоставлено спасаться людям, желающим спастись». Поэтому нужно бороться с надвигающимся царством тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята от нас. Всякое же уклонение от борьбы теперь, всякий хотя бы самый незначительный компромисс со злом во имя сосуществования с ним, допущенный сегодня, только еще более увеличит трудность борьбы с ним завтра. Нужно «делать дела… , доколе есть день», пока не настала «ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4; 12, 35).

Ночь есть то надвигающееся на нас Сатанинское царство духовной тьмы, которое готовится охватить все человечество. Тогда жизнь верующих будет настолько тяжкой, что они, даже несмотря на свою греховность, даже забывая страх грядущего Суда, будут восклицать: «Ей, гряди. Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20)[2].

Перечислить двунадесятые праздники и дни их празднования. Богослужебные книги.

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста) (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Богослужебные книги

Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

К первым относятся книги, заимствованные из Библии (ЕвангелиеАпостол и Псалтирь);

ко вторым – книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания Отцами и Учителями Церкви (СлужебникЧасословОктоихМинея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), ИрмологийТребникКнига молебных пений).

Богослужебные книги

Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно; Евангелие, Апостол и Псалтирь Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания, и святые предания отцами и учителями Церкви. Таковы суть: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений

Рассмотрим книги Священного Писания, которые употребляются за богослужением: Евангелие, Апостол, Псалтирь.

Богослужебное Евангелие имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на «зачала», т.е. отрывки, по которым Евангелие читается на богослужении. Кроме того, в нем указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: «Во время оно…» или «Рече Господь…» и т.д. В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года (каждая богослужебная книга имеет свое «ядро», основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой приложения могут быть одинаковыми у разных книг).

Апостол содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии, т. к. это очень удобно: чтец или диакон выходит, возглашает прокимен, читает Апостол, а затем произносит стихи, которые называются аллилуиариями. Есть в Апостоле праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.

Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три «славы» или три антифона. Невозможно не упомянуть Псалтирь следованную или, по-другому, Псалтирь с восследованием. По своему содержанию это не монолитная книга, а некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и чинопоследования, которые составляют содержание Часослова. Кроме того, в ней находятся каноны и последования, обычно входящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в полном виде он является частью Типикона, а в Псалтири следованной существует в очень урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника.

Ради сохранения иерархии мы должны упомянуть сначала те книги, которыми пользуются священнослужители.

Первая книга – Служебник (греч. «Ieratikon). Название, естественно, от слова «служба». Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому. Служебником пользуйся священнослужители, т.е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.

Назовем основные приложения книги Служебник: это, прежде всего, отпусты, т.е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей.

Упомянем книгу, которую вряд ли придется подробно изучать, она называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. «Arcieratikon). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов. Название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове находится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослужения. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Что же входит в эту книгу? Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга. При описании каждой книги мы должны говорить о характере песнопений, содержащихся в ней, и о том богослужебном круге, к которому она в первую очередь относится. Часослов также содержит довольно многочисленные приложения, первое из которых – 17-я кафизма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.

Следующая богослужебная книга – Октоих. Название этой книги состоит из двух частей: oktw (греч.) – восемь и hcoV (греч.) – глас. Дословный перевод названия этой книги – Осьмогласник; было еще древнерусское, вернее русифицированное название – Октай. Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Мы уже говорили о роли пения в богослужении, неразрывном единстве слова и звука в богослужении. В гласовой системе это очень легко почувствовать, потому что, когда меняются гласы, меняются не только напевы, но и тексты. Построены части Октоиха симметрично, но тексты в них различны.

Как известно, первый день церковной седмицы – это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

Каковы же тексты Октоиха и что они содержат? Тексты Октоиха полностью соответствуют литургическим темам дней седмицы, о которых мы говорили в прошлой главе. Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира.

Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

Обратимся к следующей богослужебной книге, которая называетсяМинея.Это название происходит от греческого слова mhn – месяц. Минеи бывают разные.

Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы.

Минея общая – довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковьназначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба – служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

В каких случаях она употребляется? Первый случай – если мы хотим совершить святому праздничную службу, полную, торжественную, а в Минее месячной ему помещена служба одного из низших разрядов празднования, где просто нет необходимых текстов для торжественного праздника. Недостающие тексты восполняются из Минеи общей. В каких случаях это может происходить? Например, если храмовый святой по месяцеслову – малый святой, но как храмовому ему следует совершать бдение. Бывают святые, которым вовсе не составлена служба: например, мученице Людмиле Чешской. Новопрославленные святые зачастую также не имеют собственного богослужения.

А теперь о системе Триоди. Прежде всего, объясним само слово: оно греческое, состоит из двух частей, первая из которых понятна: три. А вторая часть тоже понятна, если вспомнить, что есть торжественные стихи, называющиеся «ода». Триодь в переводе на церковнославянский означает «трипеснец». Она называется так потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Правда, там есть и двупеснцы и четверопеснцы, но самый частый случай – это трипеснец. По названию этого характерного песнопения называется вся богослужебная книга. Триодей существует две: Триодь Постная и Триодь Цветная.

Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение. Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова – это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней – это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Не удивляйтесь такой границе между богослужебными днями: Страстная седмица – особое время, к нему не всегда применимы обычные законы богослужебного времени.

В пасхальную ночь мы начинаем богослужение по Триоди Цветной,которая содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода.Мы говорили о пасхальном периоде – это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Вы помните, что Пятидесятница – это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники – Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т.д. – призваны явить плоды дела спасения рода человеческого, показать, что дело нашего спасения не осталось бесплодным, а принесло плоды – сонм святых.

Рассмотрим еще одну богослужебную книгу – Ирмологий(греч.«Eirmologion). Собственно, это название означает собрание ирмосов. EirmoV– слово греческое, означает сцепление, соединение, связь. Ирмос является организующим текстом канона, ключом строения песен. Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т.д. – до 8-го. Однако Ирмологий содержит и многочисленные приложения. Что можно в общем сказать о содержании Ирмология, как определить характер этой книги, ее константу? Ирмологий – книга певческая, в ней собраны все тексты, которые назначены Церковью для пения. Приложений в нем очень много. Назовем наиболее заметные: песнопения Божественной литургии (мы говорили о Служебнике, там содержатся тексты, которые произносят священнослужители, – а то, что поет хор, содержится в Ирмологий), песни Священного Писания, Богородичны (такое же приложение есть в Минее месячной).

Вспомним книгу Требник (греч. Eucologion), содержание которой очень трудно определить, оно не относится к системе богослужения времени. Самое название связано со словом «требование», т.е. все чины, которые есть в этой книге, совершаются не каждый день, как, скажем вечерня, утреня, а совершаются по необходимости, по требованию, называются «требы». В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. В терминах схоластического богословия эти богослужения называются частными. О. Александр Шмеман решительно восстает против такого определения, напоминая, что в Церкви нет ничего частного, в жизни церковной все общее. Будет ли это отпевание, будет ли это крещение – в этом участвуют все, это не относится к одному или к двум лицам. Церковь – это собрание, и все празднуется, все совершается вместе народом церковным. Но все-таки не выделить характер тех последований, которые есть в Требнике, не определить их отличие от прочих богослужений невозможно. И о. Александр предлагает выйти из этого положения так: субъектом совершения и таинств, и треб является Церковь во всей ее полноте, а объекты могут быть различны. Таинство Евхаристии или богослужение времени относится одинаково ко всем, а если мы пришли на крещение, мы все участвуем в нем, поскольку дерзаем думать, что мы являемся чадами церковными, но преимущественно оно относится ко крещаемому.

Типикон (греч. Tupikon) содержит дисциплинарную и богослужебную части. О богослужебной части можно сказать, что она содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Т.о., Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги[4].

Молитвословия и песнопения частного Богослужения содержатся в Требнике и Книге молебных пений. Православный Требник – это книга, в которой собраны воедино чинопоследования всех церковных треб, начиная с Таинств (крещения, венчания) и заканчивая бытовыми священнодействиями (освящение машины, квартиры). Требник вручается священнослужителю при рукоположении и с тех пор неотъемлемо сопровождает всю его пастырскую деятельность.

В православном Требнике содержатся древние молитвы, которые, согласно преданию, относятся по времени своего появления к апостольским временам. И, хотя самые первые экземпляры до нашего времени не сохранились, древнейшие экземпляры насчитывают уже более полутора тысяч лет.

Православный Требник – книга, предназначенная сугубо для священнической службы, поэтому мирянам самостоятельно читать содержащиеся в ней молитвы запрещено.

Всеобщее  ожидание Спасителя. Иудейские рассеяния: промыслительное значение Вавилонского плена, рассеяние народа-миссионера по всему миру, иудеи рассеяния и главные центры их жизни, внутренняя связь между ними, сношения с Иерусалимом, отношение к иудеям со стороны языческого мира. Религиозно-нравстенное разложение языческого мира, жажда высшего избавления, ожидание Спасителя, представления о Спасителе язычников и иудеев, заря новозаветной эры.

Всеобщее ожидание Спасителя

Освободившись от владычества греческих царей, иудеи не долго пользовались свободой. Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом (64 год до Р. X.). Они поставили над Палестиною правителем Антипатра из потомков Исава — идумеянина. Он очень ловко добился доверия римлян. Но вскоре был отравлен. После него был назначен правителем его сын Ирод, прозванный Великим.

Он был человек подозрительный, жестокий и хитрый. Он так же, как и его отец, умело добился доверия римских властей и был объявлен царем Иудейским. Чтобы обрести расположение иудеев, царь Ирод обновил Иерусалимский храм Получив звание царя, он все же был в подчинении у кесаря, т. е. римского царя, — императора. С тех пор, как Иудея стала под властью римлян, в ней всегда находился римский правитель, — наместник римского императора. Иудеям оставлен был также Синедрион, т. е. совет из первосвященников и старейшин народа, но и власть синедриона была во многом ограничена. Синедрион, например, никого не мог предавать смертной казни без разрешения римского правителя, которому и принадлежала высшая власть в Иудее.

Мировое господство римлян поколебало основы язычества. В Рим, как в столицу мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители от всех народов. Они несли с собою каждый свою языческую веру. Так люди, видя бесконечное разнообразие языческих богов-идолов, убеждались, что все языческие боги придуманы самими людьми.

Многие язычники стали терять веру и надежду на будущее. Чтобы забыться, они стали предаваться всякого рода увеселениям, а некоторые, впадая в уныние, кончали жизнь свою самоубийством.

Но лучшие из них, наблюдая, что мир идет к гибели, все же надеялись, что откуда-то должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. А иудеи, рассеянные по всей земле после плена вавилонского и других последующих пленений, всюду несли с собою весть о скором пришествии Спасителя мира. Поэтому взоры лучших людей языческого мира стали обращаться к востоку — к Палестине.

Среди римлян и других языческих народов ходила широкая молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит себе весь мир[5].

Иудейские рассеяния

Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще и другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее отчужденно от остального мира, и свет истинной религии лишь изредка проникал за пределы земли обетованной. Теперь же, с приближением мессианских времен свет этот должен был ярко засиять для всех, «живущих во тьме и тени смертной», т.е. для всех языческих народов, погрязших во тьме идолопоклонства. И этому великому делу оказали содействие те грозные ассиро-вавилонские завоеватели, которые, сами не сознавая того, послужили могущественным орудием промышления Божия.

Переселяя цвет избранного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и языческого просвещения, они вместе с тем переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии, которая постепенно рассеивала тьму языческих заблуждений. Влияние это сказалось отчасти уже на самих царях-завоевателях, как это видно из примеров Навуходоносора и Кира, а затем оно распространилось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался как бы народом всемирным.

Сначала иудеи рассеяния представляли три больших ветви: иудеев вавилонских, сирийских и египетских. Но затем завоевания греков и римлян значительно расширили области иудейского рассеяния. Их теперь можно было встретить в Малой Азии, Греции, Риме, Испании, по берегам Северной Африки. Одним словом, иудеи после плена вавилонского рассеялись по всему древнему миру, так что римский географ Страбон не без основания говорит, что «едва ли можно найти на земле такое место, где бы не было этого племени и которым бы оно не владело». А иудейский писатель Филон к этому свидетельству добавляет: «Иудеи, не как другие народы, запертые в границах своей страны; они обитают почти по всему миру и расселились почти по всем материкам и островам».

Рассеиваясь по всему миру, евреи не затерялись между иноплеменными и чужеземными народами, но продолжали составлять один народ, связанный между собой неразрывными узами. Правда, они забыли свой язык, но общая вера в живого Бога соединяла их воедино и предохраняла от ассимиляции с другими народами. Где бы только ни жили иудеи, там они строили синагоги и каждую субботу собирались туда для слушания Закона Моисеева. Но одним из самых сильных средств поддержания единства между иудейским миром было его постоянное сношение с Иерусалимом, как общим центром всего иудейства.

Эта национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев рано стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах, и это неприязненное чувство еще более усилилось, когда евреи явились сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Но, несмотря на враждебное отношение языческого мира к евреям, влияние их на этот мир не отрицали сами язычники, и оно усиливалось с каждым годом. Этому содействовало самое состояние языческого мира.

Состояние языческого мира

Перед пришествием Спасителя языческий мир клонился к упадку и разложению. Великие монархии востока – Египетская, Вавилонская и Персидская – все поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался возродить их на почве греческой культуры, но созданная им монархия не пережила своего основателя и после его смерти распалась на несколько отдельных частей, которые легко сделались добычей Рима, – «железного царства», ставшего властелином всего мира.

Римские орлы победоносно пронеслись от берегов Евфрата на востоке до столбов Геркулеса на западе, и от берегов Северной Африки на юге до Британских островов на севере. Великолепные военные дороги соединяли между собой самые отдаленные страны, а римское управление и общераспространенный греческий язык сблизили между собой народы всего цивилизованного мира. Началось изумительное круговращение в области религии, литературы, искусства и промышленности, какого еще не видно было в истории человечества. Рим – столица мира, собирал все лучшее в тогдашнем мире, чтобы потом распространять во все страны своеобразную римскую цивилизацию. Это необычайное взаимообщение народов имело влияние на религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеждению, что языческие боги являются произведением самих же народов и не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в истинной религии. Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских сочинений, прямо издевавшихся над олимпийскими богами как над измышлениями человеческого разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, в поисках Которого были перебраны все известные тогда религии и культы, и чем таинственнее был культ, тем больше имел он приверженцев.

В это время многие стали обращать внимание и на таинственного Бога Иегову, о Котором проповедовали евреи. Иудеи утоляли жажду ищущих правду язычников и обращали их в иудейство. Язычников, которые принимали иудейскую религию, называли прозелитами. Прозелиты разделялись на два класса: пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собой степенью принятия иудейства. Для первых достаточно было общей веры в Иегову с принятием «Новых законов», а от вторых требовалось полное подчинение всем постановлениям Закона Моисеева.

Обращению в иудейство сильно способствовало и нравственное падение языческого мира, как неизбежное следствие падения религиозного. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали себе исхода в безумных оргиях наслаждений или же в самоубийстве, которое сделалось самым обычным явлением. Удрученный печальной действительностью древнеримский философ Сенека считал самоубийство лучшим способом избавления от невыносимого положения. Но инстинкт самосохранения противодействовал принятию такого ужасного способа, и потому, естественно, большинство искало другого исхода и находило его в присущей человеческому сердцу надежде на лучшее будущее.

Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее нарастало в иудейском мире и все шире распространялось через иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот должен снизойти с неба, и на земле водворится мир. Щедро он будет изливать свои дары; стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта, несомненно, было отголоском знаменитого пророчества Исаии о том, что родится младенец, Которому нарекут имя: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира«, и «тогда волк будет жить вместе с козленком» (Ис. 9:6; 11:6).

Но особенно сильного напряжения достигло ожидание Мессии в иудейском народе. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и толкования. Самой любимой книгой у евреев была книга пророка Даниила с ее точными определениями времени пришествия Мессии. Ожидание Мессии в Иудее до такой степени было живо, что сами правители еврейского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк верный» (1Мак. 14:41). При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство. Но более духовные люди ожидали в Нем истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех страждущих и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14)[6].

Сошествие  Святого   Духа   на   апостолов  –   рождение  Церкви Христовой.   Положение  учеников после Вознесения Господня. Праздник Пятидесятницы и наплыв народа в Иерусалим. Сошествие Святого Духа на апостолов. Говорение иными языками. Изумление народа. Проповедь апостола Петра и крещение многих. Общее состояние христианского братства.

Избрание апостола Матфия. Сошествие Святого Духа на апостолов

Деян. Ап. I, 11.

По вознесении Иисуса Христа одиннадцать Апостолов возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и здесь неразлучно пребывали в молитве и ожидании Св. Духа, вместе с Мариею, матерью Господа, братьями Его и с некоторыми женами. Однажды, когда собралось учеников около 120-ти, Петр предложил на место Иуды избрать в апостолы одного из постоянно находившихся при Иисусе Христе от крещения Иоаннова до вознесения Господня. Собрание указало на Иосифа, прозывавшегося Иисусом и Матфия. После общей молитвы, посредством жребия, сопричислен был к одиннадцати Апостолам Матфий.

При наступлении дня Пятидесятницы, когда ученики Христовы, находившиеся в Иерусалиме, были все вместе, внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил тог дом, в котором они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал провещать. Когда сделался сей шум, собрались иудеи, между коими много было приехавших на праздник Пятидесятницы уроженцев Аравии, Персии, Египта и других стран. Сии последние, слыша Апостолов говорящими их наречием, изумлялись и спрашивали друг друга:

— Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божьих? Что это значит?

Тогда Петр возвысил голос и сказал:

— Мужи Израильские! Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете… сего, пригвоздив руками беззаконных, вы убили; но Бог воскресил Его, чему все мы свидетели. Итак, Он был вознесен десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли! 

Слушавшие эту речь Петра умилились сердцем и сказали ему и прочим Апостолам:

— Что нам делать, мужи-братья!

Петр же сказал им:

— Покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Св. Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Бог наш.

Уверовавшие апостольской проповеди крестились в числе трех тысяч человек. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Так как в день сошествия Св. Духа Апостолы получили посвящение на предназначенное им от Господа пастырское служение, а через обращение и крещение трех тысяч уверовавших явилась паства, и в то же время началось совершение таинств, то этот день и считается днем начала Христовой Церкви, как общества верующих, соединенных между собою верою, законом Божьим, таинствами и священноначалием[7].


[1] http://www.verapravoslavnaya.ru/?Episkop_Aleksandr_%28Mileant%29_Hristianskoe_uchenie_o_konce_mira_i_budushei_zhizni#g3

[2] https://azbyka.ru/antihrist

[3] http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniyu-ustava-bogosluzheniya.shtml#9

[4] https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/liturgika-krasovitskaja/4

[5] https://religion.wikireading.ru/178426

[6] https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-vethogo-zaveta/21

[7] https://azbyka.ru/svyashhennaya-istoriya-novogo-zaveta#a_z130