Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Билет 2

Понятие о вере в Бога. Необходимость веры.

Господь сказал: «Веруяй в Мя, имать живот вечный» (Ин.6:47).

Вера – основная христианская добродетель, заключающаяся в добровольном согласии человеческой воли на принятие БогооткровеннойИстины.

На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»  (Евр.11:1).

Существуют три типа веры, три ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.[1]

Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит. Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.

о. Александр Мень

Для чего нужна вера? – Ни для чего. Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасать свою душу – всё это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что Бог есть для нас – совокупность всего самого светлого, чистого, короче – всего самого желанного. Любовь к Богу ведёт за собой веру в Бога.

о. Александр Ельчанинов

Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том, что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие логические доводы его не убедят.

Клайв Стейплз Льюис

Вера по своей первичной основе или сущности есть не слепое доверие, а непосредственная достоверность, прямое и непосредственное усмотрение истины веры. Поскольку верно, что вера основана на откровении, — под «откровением» надо разуметь не что-либо, о чем мы думаем, что в нем заключается откровение, или что мы по субъективному расположению нашего духа  готовы признать носителем откровения (все равно, будет ли то слово основателя нашей религии, или Священное Писание, или учение церкви), а только само откровение в буквальном, строгом смысле этогослова — самообнаружение самого Бога, Его собственное явление нашей душе. Его собственный голос, нам говорящий, Его собственная воля, которую мы свободно внутренне воспринимаем, за которой мы следуем потому, что знаем, что это есть Его воля — святая воля, воля Святыни, чарующая и привлекающая нашу душу — нечто, обладающее для нас внутренней, свободно признанной убедительностью и ценностью. 

Вера есть в конечном счете встреча человеческой души с Богом, явление Бога человеческой душе. Правда, только редким и только немногим своим избранникам Бог открывает себя с совершенной явственностью, обнаруживает себя во всей всепобеждающей, всеозаряющей силе своего света.

ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА, НОВОГО БОГОСЛОВА деятельные и богословские главы

  1. Вера есть (быть готовым) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, – нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время как ничто не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь, – особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на всё видимое, как на прах или дым.
  2. Вера во Христа есть не только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтоб терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас, – подражая Давиду, который говорит: «терпя потерпех Господа и внять ми» (Пс. 39:1). (Т.е., терпя скорби, я уповал, что Господь поможет мне; почему и Господь, видя, что я не колеблясь чаю помощи от Него, призрел на меня и явил мне милость Свою).
  3. Предпочитающие в чём-либо родителей своих заповеди Божией не имеют веры во Христа. Конечно, и собственная совесть их обличает их в таком неверии, если только совесть жива в них. Ибо истинно верующих отличительный знак есть ни в чём никогда не преступать заповеди великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
  4. Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводят к строгому исполнению заповедей, а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; Отречение от мiра и совершенное из него удаление, – если воспримем при сем и совершенное отрешение от всех житейских вещей, нравов, воззрений и лиц, с отвержением тела и воли своей, в короткое время великую принесёт пользу тому, кто с таким жаром ревности отрёкся от мiра.
  5. Желающий возненавидеть мiр из глубины души должен возлюбить Бога, и память о Нём стяжать непрестанную, ибо ничто другое, как сие, не побуждает с радостью оставить всё и отвращаться от того, как от уметов.
  6. Ни по благословным ни по бессловесным причинам, не оставайся долго в мiре; но как только позван будешь, спеши послушаться. Ибо ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости (в исполнении воли Его), так как лучше скорое послушание с бедностью, нежели медлительность со множеством имений.
  7. Если мiр и что в мiре преходит всё, а Бог нетленен и бессмертен; то радуйтесь все, которые ради него оставили тленное. Тленно же не только богатство и деньги, но и всякое удовольствие и наслаждение греховное есть тля. Одни заповеди Божии свет суть и жизнь, – и так всеми именуются.[2]

[1]https://pravoslavie.ru/80404.html

[2]https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2

Многодневные посты в Православной Церкви. Однодневные посты в Православной Церкви. Отмена постов.

Пост – универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него – трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия). 

По учению религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» – духа, души и тела. 

Современное вегетарианство, проповедующее идеи сострадания к живым существам, основано на материалистических представлениях, стирающих грань между человеком и животным. Если же быть последовательным эволюционистом, то следует признать живыми существами все формы органической жизни, в том числе деревья и траву, то есть обречь себя на голодную смерть. Вегетарианцы учат, что растительная пища сама по себе механически изменяет характер человека. Но вегетарианцем был, например, Гитлер. 

По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной. Христианский пост имеет несколько видов – в зависимости от степени строгости. 

К посту относятся: 

  • совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);
  • сыроядение– пища, не приготовленная на огне; 
  • сухоядение– пища, приготовленная без растительного масла; 
  • строгий пост – без рыбы; 
  • простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи. 

При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг – это дни поста древних фарисеев. 

В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально. В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения. 

У монофизитов и несториан пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции. 

Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма. 

Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц – боязливость, верблюд – злопамятство, медведь – ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны. 

По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.[1]

Отношение к посту Христа Спасителя 

Упоминание о посте в Его устах встречаем неоднократно. Сам Спаситель признавал пост, причем выдержал самое суровое из возможных испытание – он провел в пустыне 40 дней без еды: «Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1–2). Он же говорил, что бесовский род из мира сего изгоняется «только молитвою и постом» (Мф. 17, 21)2.

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6, 16–18).[2]

Многодневные посты:

  1. Рождественский – 40 дней (28 ноября – 7 января).
  2. Великий – 7 недель — 48 дней (не ранее 15 февраля и не позднее 7 мая).
  3. Апостольский от 8 до 42 дней (неделя после Троицы – 12 июля).
  4. Успенский – 2 недели (14-28 августа).

Однодневные посты:

Количество постных дней в году – от 178 до 212.

Степени поста (зависят от поста, состояния здоровья и условий постящегося):

  1. Отказ от мяса.
  2. Отказ от молочного.
  3. Отказ от рыбы.
  4. Отказ от елея.
  5. Воздержание от пищи на определённый срок.

Послабление в посте принято для тяжело болящих, беременных, путешествующих (пешком или на лодке с вёслами, а не на самолёте или автомобиле).

Начало поста – в полночь. Окончание поста – после Божественной Литургии.

Разновидности поста:

  • Гастрономический (пищевые ограничения)
  • Информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание)
  • Евхаристический пост – полное воздержание от пищи и пития с полуночи до Причастия.[3]

Отмена постов:

1. В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Апостолов Петра и Павла, Апостола Иоанна Богослова.

2. Сплошные седмицы – недели, в которых нет поста в среду и пятницу.

a) Святки — с 7 января до 19 января.

b) Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого Поста.

c) Сырная (масленица — народн.) — неделя перед Великим Постом (но без мяса).

d) Пасхальная (светлая) — неделя после Пасхи.

e) Троицкая — неделя после Троицы.

3. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется.[4]


[1]http://www.pravoslavie.ru/smi/60225.htm

[2]http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavnyj-post-drevnost-i-sovremennaya-praktika.html#sdfootnote1sym

[3]https://azbyka.ru/shemy/kratko-o-postakh-pravoslavnoj-tserkvi.shtml

[4]https://studopedia.ru/7_177385_mnogodnevnie-posti-v-pravoslavnoy-tserkvi.html

Призвание Аврама и переселение его в Обетованную Землю. Аврам в Египте. Аврам и Лот. Встреча Аврама с Мелхиседеком. Четвертое Богоявление Аврааму. Сара и Агарь, рождение Измаила. Пятое Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов. Рождение Исаака и изгнание Агари с Измаилом. Принесение Исаака в жертву Богу. Смерть Сарры и женитьба Исаака на Ревекке. Смерть Авраама.

Рекомендуем использовать для подготовки соответствующие главы из: епископ Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история Ветхого Завета[1]

АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ

Авраам(евр. ‘abraham- отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ первоначально Аврам, евр. ‘abram- великий отец), библейский патриарх, родоначальник еврееви через сыновей от Агарии Хеттурыразличных арабскихплемен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11;Гал. 3, 6).

Память 9 октябряи в Неделю праотец

Родословие Авраама восходит к Симу(Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра(Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).

Книга Деяний святых Апостоловговорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран(Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотоми женой Саройон вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан(Быт 11, 31).Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране(Быт 11, 32).

75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «…пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» — и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»(Быт 12, 1-3).

Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. 

В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 — в Сихеме; Быт 12, 8 — в Вефиле;Быт 13, 8 — в дубраве Мамреблиз Хеврона). 

Из-за начавшегося в Палестинеголода Авраам со своими людьми переходит в Египет. Здесь он выдал Саруза свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараонаи дом его; Авраам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20).

Между пастухами Авраама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Авраам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Аврааму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Авраама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Во главе вооруженного отряда Авраам нанес поражение эламскомуцарю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддими захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16).

В этом рассказе об Аврааме впервые в Ветхом Заветепоявляется слово «еврей» (Быт 14, 30). По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24). 

Бездетному, состарившемуся Аврааму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Авраам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность. 

Господь заключил с Авраамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханааниз египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства — «от реки Египетскойдо великой реки Евфрата…» (Быт 15, 7-21).

Тем временем престарелая Сара, согласно существовавшему обычаю, предложила Аврааму «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сара могла «иметь детей от нее»; так у Авраам родился сын Исмаил(Быт 16). Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сары(Быт 17, 8).

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов — Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын АгариИсмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21). 

Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Саррагостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содоми Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).

Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней СаррыСаррыи столетнего Авраама родился Исаак(Быт 21, 5), затем последовало удаление Исмаилаи Агари(Быт 21, 9-21).

Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориаи принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господеньостанавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). 

После смерти СаррыАвраам женился на Хеттуреи имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела— месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам — «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13;Исх 33, 1;Втор 1, 8;Втор 6, 10;Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированныхиудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20;1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 54 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).[2]

Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь:

  1. Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество (Быт. 12, 1–3).
  2. Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов (Быт. 12, 7).
  3. Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом (Быт. 13,3,14). Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом (Быт. 15).
  4. Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание (Быт. 17, 1–21).
  5. Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома (Быт. 18).
  6. Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила (Быт. 21)
  7. Восьмое, при жертвоприношении Исаака (Быт. 22). 23. Исав и Иаков (Быт. 25)[3]

[1]https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-vethogo-zaveta/4

[2]https://drevo-info.ru/articles/13826.html

[3]https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta-ivanov/#0_39

Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев. Смерть Ирода и возвращение святого семейства на родину. Отрочество Иисуса Христа. Жизнь Иисуса Христа в Назарете, двенадцатилетний отрок Иисус в Иерусалимском храме.

События после рождения Богомладенца (см.: Мф 2, 1–23)

Праведный Иосиф с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом еще некоторое время оставались в Вифлееме, а в это время в Иерусалим из восточных стран прибыли волхвы. Восточные мудрецы, изучая звезды, стремились найти в их движении скрытый духовный смысл. Кроме того, предание полагает, что им могло быть известно пророчество древнего предсказателя Валаама, который некогда возвестил: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Волхвам была явлена небывалая звезда, и поиски новорожденного Иудейского Царя привели их в столицу Иудеи Иерусалим.

 Услышав об этом, царь Ирод встревожился. Он понимал, что сам на царский престол посажен захватчиками-римлянами и для людей, ожидающих воцарения помазанного Богом Царя из рода Давида, его правление ненавистно. Он задался целью погубить новорожденного Царя. Для этого Ирод созвал священников и знатоков ветхозаветных книг и сперва выяснил у них, где должен родиться обещанный пророками Христос, Помазанник Божий. Они ответили ему, что, согласно предсказаниям древнего пророка Михея, это произойдет в иудейском селении Вифлеем. 

Тогда Ирод тайно пригласил к себе волхвов и, узнав время появления звезды, послал их в Вифлеем с наказом: «Идите и все разузнайте о Младенце. Когда вы Его найдете, известите и меня, чтобы я смог пойти и поклониться Ему». Волхвы отправились в путь, и звезда, виденная ими ранее, вела их, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец. Увидев Младенца Христа и Богоматерь, волхвы поклонились Христу и поднесли Ему свои дары: золото (как Царю), ладан (ароматное курение, подобающее одному Богу) и смирну (благовонное масло, которым обычно помазывали умерших, — как Человеку, Которому предстоит умереть).

Ночью во сне Бог открыл волхвам, что им нельзя возвращаться к Ироду, и они вернулись в свою страну другим путем. Ирод в Иерусалиме так и не дождался их возвращения и, когда понял, что волхвы не придут, пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Это бесчеловечное повеление было выполнено. Но еще когда волхвы только ушли, Ангел Господень, явившись праведному Иосифу во сне, предупредил об опасности и велел бежать с Младенцем Христом и Богородицей в Египет и оставаться там. В Египте в то время жило немало евреев, и там Святое Семейство оставалось до тех пор, пока Ирод не умер.

После смерти Ирода Ангел вновь явился праведному Иосифу в сонном видении и передал повеление возвращаться в Израиль. Иосиф с Младенцем Христом и Богородицей вернулись в землю Израильскую и, узнав, что в Иудее правит жестокий сын Ирода — Архелай, поселились в своем родном городе Назарете в Галилее, где правил другой сын Ирода I — Ирод Антипа.

После смерти Ирода I, в правление которого родился Иисус Христос, царство было разделено между его сыновьями: Архелай получил область, в которую входили Иудея (с городом Иерусалимом), Идумея и Самария; Ирод Антипа получил Галилею (область, где прошли детство и юность Иисуса и где Он начал Свою проповедь) и Перею (Заиорданская страна); а Филиппу достались земли на северо-востоке от Галилеи (Итурея и Трахонитида). Архелай отличался особой жестокостью. Из-за бесчеловечного обращения с подданными император Август в 6 году по Р.Х. отстранил Архелая от правления и отправил его в ссылку. Владения Архелая стали управляться императорскими наместниками. В 26 году пятым по счету наместником стал Понтий Пилат.[1]

Отрок Иисус в Иерусалимском храме(см.: Лк 2, 40–52)

Евангелия почти не пишут о детстве и юности Иисуса. Очевидно, Иисус жил в Назарете со Своей Пречистой Матерью и названым отцом Иосифом. Праведный Иосиф, по свидетельству Евангелия, работал плотником и, как приемный отец, по закону заботился об Иисусе, а Иисус, исполняя Божию заповедь, почитал его и Свою Пречистую Матерь. Он рос, преуспевая в премудрости, и люди любили Его.

Евангелие рассказывает нам об этом периоде лишь одну историю. Каждый год по традиции на праздник Пасхи праведный Иосиф и Богородица ходили в Иерусалим, где был храм.

Когда Иисусу было двенадцать лет, они, как обычно, пошли на праздник. После окончания праздника, когда все возвращались домой, Иисус остался в Иерусалиме, но Иосиф и Богородица не знали об этом. Полагая, что Он идет среди других путников, Иосиф и Мария прошли день пути и стали искать Его среди родственников и знакомых. Не найдя, возвратились в Иерусалим и стали искать там.

Наконец через три дня нашли Иисуса в храме, где Он сидел среди учителей закона, слушал их и задавал вопросы. Все, кто Его слышал, поражались тому, как Он понимает и отвечает им. Пресвятая Богородица сказала Ему: «Чадо, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». А Иисус сказал: «Зачем вы искали Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Засвидетельствовав так о Своем богосыновстве, Иисус возвратился с Богородицей и праведным Иосифом в Назарет и был послушен им.[2]


[1]https://pravoslavie.ru/104221.html

[2]https://pravoslavie.ru/104222.html