Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

Анализ критики и разбор спорных положений тринитарного персонализма митр. Иоанна (Зизиуласа)

Alexander Alexandrovich Solonchenko
Магистр богословия, аспирант Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, solonchenko81@yandex.ru

Вопросы богословия. 2019. Т. 1. № 1. С. 32-45

doi: 10.31802/2658-7491-2019-1-1-30-43

Аннотация
В статье рассматриваются спорные положения тринитарной концепции митрополита Иоанна (Зизиуласа). Приводится критика отдельных идей названного богослова со стороны таких исследователей как Ж.-К. Ларше, Дж. Уилкс, иером. Мефодий (Зинковский). Особое внимание уделяется таким понятиям, как «причинность», «порядок», «монархия Отца». Констатируется отличие богословского языка Зизиуласа от святоотеческой терминологии. Автор указывает, что в своей богословской системе Зизиулас применяет понятие «природа»/«сущность» в двух противоположных значениях: неипостазированная природа-Urgrund и воипостазированная сущность. В Троице Зизиулас усматривает только воипостазированную сущность.

Ключевые слова: Зизиулас, триадология, личность, ипостась, сущность, персонализм, Ларше.

Bibliography
Бобринский Б., протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.
Бернацкий M. M., Асмус В., прот., Желтов М., диак., Герасименко Н. В., Саенкова Е. М. Григорий Палама // Православная энциклопедия. Т. 13. М: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2006. С. 6–41.
Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви / пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. (Современное богословие).
Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. 4-е изд. М.: Вече, 2013.
(Larchet J.-Cl.. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом / пер. с франц. О. Николаевой; вступ. ст. А. Сидорова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. (Православное богословие).
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Боговидение / пер. с фр. В. А. Рещиковой; сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. (Philosophy).
Мануссакис Дж. П. Бог после метафизики: богословская эстетика. Киев: Дух и Литера, 2014.
Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития: дис. … д-ра бог. М.; СПб., 2014.
Солонченко А. А. Богословская методология митр. Иоанна (Зизиуласа). Сергиев Посад. МДА. 2014. [На правах рукописи].
Фокин А. Р. Григорий, свт., еп. Нисский // Православная энциклопедия. Т. 12. М: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2006. С. 480–522.
Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. (Современное богословие).
Halleux А. de. Personnalisme ou essentialisme trinitaire chez les Cappadociens? Une mauvaise controverse // Revue théologique de Louvain. 1986. Vol. 17. P. 129–155; 265–292.
Larchet J.-C. Personne et nature. La Trinité — Le Christ — L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. Paris: Cerf, 2011. (Col. Théologie).
Wilks J. G. F. The Trinitarian Ontology of John Zizioulas // Vox Evangelica. 1995. Vol. 25. P. 63–88.
Zizioulas J., metr. Person and nature in the Theology of St. Maximus the Confessor // Knowing the Purpose of Everything through the Resurrection. Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor. Belgrade, 18–21 Oct. 2012 / Ed. by Bishop Maxim (Vasiljević). Alhambra, California: Sebastian Press & The Faculty of Orthodox Theology, University of Belgrade, 2013. P. 85–113.

Aleksandr A. Solonchenko
MA in Theology, PhD student of Moscow Theological Academy Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia, solonchenko81@yandex.ru

Theological Questions, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 32-45 (In Russian)

doi:

Abstract
The article seeks to review some controversial points of Metropolitan John Zizioulas’s Trinitarian concept. His critics are quoted including J.-C. Larchet, J. Wilkes, Hieromonk Mefody Zinkovsky. Special attention is paid to such concepts as “causation”, “order”, and “the Father’s monarchy”. The author states the difference between Zizioulas’s theological language and patristic terminology. The author also points that in his theological system Zizioulas uses the term “nature”/“essence” in two mutually contradicting senses, that is non-enhypostatic nature and enhypostatic essence. Zizioulas can see only enhypostatic essence in the Holy Trinity.

Keywords: John Zizioulas, triadology, person, hypostasis, essence, personalism, Jean-Claude Larchet

References
Bobrinskiĭ, B. Taĭna Presviatoĭ Troitsy. Ocherk dogmaticheskogo bogosloviia [Mystery of the Holy Trinity. Essay on Dogmatic Theology]. Moscow, 2005. (In Russian)
Bernatskiĭ, M., et al. Grigoriĭ Palama [Gregory Palamas]. Pravoslavnaia Ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 13, 2006, pp. 6–41. (In Russian)
Halleux, А. de. “Personnalisme ou essentialisme trinitaire chez les Cappadociens? Une mauvaise controverseˮ. Revue théologique de Louvain, vol. 17, 1986, pp. 129–155, 265–292.
Hart, D. Krasota beskonechnogo: Ėstetika khristianskoĭ istiny [The Beauty of the Infinite: The Aesthetics of Christian Truth]. Moscow, St. Andrew`s Biblical Theological Institute, 2010. (In Russian)
Ilarion (Alfeev), metr. Zhiznʹ i uchenie sviatitelia Grigoriia Bogoslova [The Life and Teachings of St. Gregory the Theologian]. Iss. 4, Moscow, Veche, 2013. (In Russian)
Larchet, J.-C. Prepodobnyĭ Maksim Ispovednik posrednik mezhdu Vostokom i Zapadom [Rev. Maxim the Confessor — Mediator Between East and West]. Translated by O. Nikolaeva, Moscow, Sretensky monastery, 2004. (In Russian)
––– Personne et nature. La Trinité — Le Christ — L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. Paris, Cerf, 2011. (Col. Théologie).
Losskiĭ, V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoĭ Tserkvi [“The Mystical Theology of the Eastern Churchˮ. Bogovidenie [God Vision]. Translated by А. Reshchikova, complied by А. Filonenko, Moscow, АSТ, 2006. (In Russian)
Manussakis, Dzh. P. Bog posle metafiziki: bogoslovskaia ėstetika [God after Metaphysics: A Theological Aesthetic]. Kiev, Dukh i Litera, 2014. (In Russian)
Mefodiĭ (Zinkovskiĭ), ierom. Pravoslavnoe bogoslovie lichnosti: istoki, sovremennostʹ, perspektivy razvitiia [Orthodox Theology of Personality: The Origins, the Present, Development Prospects]. Moscow, St. Petersburg, 2014. (In Russian)
Solonchenko, A. A. Bogoslovskaia metodologiia mitr. Ioanna (Ziziulasa) [Theological Methodology of Met. John (Zizioulasa)]. Moscow Theological Academy, 2014. (In Russian)
Fokin, A. R.Grigoriĭ, svt., ep. Nisskiĭ [Gregory, sv., Ep. Nyssa]. Pravoslavnaia Ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 12, 2006, pp. 480–522. (In Russian)
Wilks, J. G. F. “The Trinitarian Ontology of John Zizioulasˮ. Vox Evangelica, vol. 25, 1995, pp. 63–88.
Zizioulas, J., metr. Obshchenie i inakovostʹ. Novye ocherki o lichnosti i tserkvi [Communion and Otherness. Further Studies in Personhood and the Church]. Moscow, St. Andrew`s Biblical Theological Institute, 2012. (In Russian)
––– “Person and nature in the Theology of St. Maximus the Confessorˮ. Knowing the Purpose of Everything through the Resurrection. Proceedings of the Symposium on St. Maximus the Confessor. Belgrade, 18–21 Oct. 2012, edited by Bishop Maxim (Vasiljević), Alhambra, California, Sebastian Press & The Faculty of Orthodox Theology, University of Belgrade, 2013, pp. 85–113.