Вышла новая статья игумена Адриана (Пашина)
В Вестнике Екатеринбургской духовной семинарии вышла совместная статья заведующего кафедрой богословия игумена Адриана (Пашина) и выпускника аспирантуры МДА, старшего преподавателя кафедры библеистики и богословия Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иерея Николая Михальцова «Преподобный Анастасий Синаит и преподобный Иоанн Дамаскин: Преемственность в христологической терминологии».
В статье рассматривается преемственность в формулировке христологической терминологии между двумя православными отцами Церкви — преподобным Анастасием Синаитом (VII в.) и преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Исследуется определение, этимология, взаимосвязь и употребление этими отцами важнейших в христологии терминов: «природа», «сущность», «ипостась», «лицо», «свойство», «энергия», «воля» и «воипостасное». Прослеживаются истоки богословской терминологии в античной философии — у Аристотеля и его комментаторов, у стоиков и в неоплатонизме, реализация у великих Каппадокийцев в триадологии и перенесение ее на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, пресвитером Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими православными богословами.
Прп. Анастасий Синаит проявляет строгую приверженность православной христологии, выраженной на Халкидонском Соборе. По мнению Синаита, христология еретиков противоречит святоотеческому Преданию и поэтому они подпадают под анафемы трех первых Вселенских Соборов. Святой отец активно использует наработки неохалкидонского богословия. При этом он использует не только достижения предшествующих ему православных богословов и систематизирует их, но и сам привносит в полемику с еретиками оригинальные аргументы, что позволяет ему более полно освятить христологическое учение Церкви.
Большая часть христологического учения прп. Иоанна Дамаскина, как и прп. Анастасия Синаита, имеет полемическую направленность. Для успешного ведения полемики необходимо прежде всего определиться с основными понятиями, на которые будут опираться стороны, либо указать на конкретные терминологические ошибки оппонентов. И тот, и другой компоненты широко представлены в трудах Дамаскина. Итогом исследования является констатация большого вклада в развитие и систематизацию христологической терминологии прп. Анастасия, который является предшественником прп. Иоанна с его «Источником знания». У него мы видим на период VIII в. самую развитую терминологическую богословско-философскую систему.