Вышел в свет 51-й номер журнала «Богословский вестник»
В Издательстве Московской духовной академии вышел 51-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», четвертый за 2023 год.
Номер содержит 19 статей по самым разным тематикам:
- библеистике;
- религиозной философии;
- патрологии и христианской литературе;
- нравственному богословию;
- истории Поместных Православных Церквей;
- истории Русской Православной Церкви;
- агиографии;
- русской литературе;
- церковному искусству;
- миссионерскому движению;
- источниковедению.
Кроме того, в номер включена рецензия на монографию 2022 года П.К. Дашковского и Н.С. Дворянчиковой о советской и российской государственно-конфессиональной политике на юге Западной Сибири.
В этом номере:
Михаил Анатольевич Скобелев в статье «Значение метафоры “кости ваши расцветут” (Ис. 66:14; Сир. 46:14; 49:12) в библейском контексте: церковное Предание и современная библеистика» рассматривает смысл метафоры «и кости ваши расцветут, как молодая зелень» в Книге пророка Исаии (Ис. 66:14) и немного в ином варианте — «да процветут кости их от места своего» в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 46:14; 49:12); показана очевидная взаимосвязь между указанными библейскими цитатами. Если в Книге Исаии это пророчество о праведниках (рабах Господа), то в Книге Иисуса, сына Сирахова, это пожелание самого автора, которое он адресовал судьям Израиля (Сир. 46:14) и малым пророкам (Сир. 49:12). Как выявило проведенное исследование, метафора «кости ваши процветут» в библейском контексте указывает на божественное покровительство. Но каким образом проявлено это покровительство? В истории библейской экзегезы на поставленный вопрос даются существенно разные ответы. В статье приводится понимание указанной метафоры традиционными церковными экзегетами и современными библеистами критического направления, анализируется контекст указанных библейских фрагментов, лексика, переводы.
Vladimir Viktorovich Belsky в статье «Организация иудейского богослужения в Иерусалиме при Теиспидах» поставляет в центр внимания свидетельство Книги Ездры (Езд. 3:1–6) о сооружении жертвенника в Иерусалиме при Кире II (539–530 гг. до Р.Х.) иудеями первой волны репатриации. На основании текста Книги Ездры создается впечатление, что сооружение алтаря открытого типа в первый год Кира Великого является началом реконструкции Иерусалимского Храма, но некоторые факты и их сопоставление заставляют усомниться в том, что сообщение Езд. 3:1–6 исторически достоверно. Автор утверждает, что исследователи начального периода эпохи Второго Храма в большинстве своем не учитывают особенностей древнеизраильских богослужебных практик с их градацией сакральных мест, и предпринимает попытку объяснить содержание указанного фрагмента Книги Ездры в контексте многообразия ветхозаветных литургических практик и различия мест, приспособленных для совершения богослужения; в результате приходит к выводу, что упоминающийся в указанном фрагменте жертвенник мог быть сооружен в правление Кира II, однако это был не алтарь реставрируемого Иерусалимского Храма, а одиночный жертвенник с ограниченным богослужебным функционалом.
Александр Александрович Байрон в статье «Формальная логика в Евангелиях и Деяниях апостолов» ставит целью выяснить значение формально-логических законов и правил в новозаветном библейском повествовании. Для этого он применяет метод контент-анализа, герменевтический метод, системный подход, а также объективный текстологический анализ. Также в статье предупреждаются возможные возражения относительно «логических парадоксов» и «противоречивости» в евангельском повествовании. Устанавливается, что «парадоксы», как и противоречия, обнаруживаемые в новозаветных текстах, в действительности вовсе не свидетельствуют об игнорировании объективного значения логических правил и законов, так как оказываются мнимыми. В завершение статьи делается вывод о придании в рассматриваемых текстах Нового Завета объективного значения формальной логике и рациональному мышлению как главнейшему средству познания и верховному критерию истины.
Иеромонах Александр (Богдан) предлагает статью «Понятия “знак/образ” М. Экхарта и “символ” Н. Бердяева: сравнительный анализ», в которой анализирует содержание данных концептов и проводит их компаративный анализ. Если М. Экхарт использовал понятие «знак/образ» в гносеологии, антропологии, триадологии, христологии, то Н. Бердяев с помощью концепта «символ» пытался разрешить проблему двойственности мира, а именно его разделения на две сферы — падшую эмпирическую и подлинную духовную.
Елена Сергеевна Семенова в статье «Тема дружбы в толкованиях блаженного Августина на 5-й и 7-й псалмы» рассматривает понимание дружбы в толкованиях блаженного Августина Иппонийского. В статье впервые представлен перевод на русский язык фрагментов толкований, выполненный автором публикации. Автор пришел к выводу, что, как богопознание, дружба соединена с нравственным совершенством и представляет собой одну из добродетелей, относящихся к заповеди о богопочитании. Такая дружба является Божиим даром человеку.
Диакон Сергий Кожухов в продолжение своего исследования предлагает статью «Церковная политика императора Анастасия I и богословское содержание “Типоса”. Часть 3». Данная публикация является третьей, завершающей частью исследования касательно церковной политики императоров Восточной Римской империи Василиска, Зинона и Анастасия I, в царствование которых были выпущены соответственно указы: «Энциклика», «Энотикон», «Типос», касающиеся религиозной церковной жизни. Главный вопрос, который в них решался, — это отношение к Халкидонскому Собору, утвердившему учение о двух природах и одной ипостаси во Христе. Автор рассматривает исторический фон, в котором начиналось правление императора Анастасия I, его отношения с последователями Халкидона, а также его противниками — Севиром Антиохийским и Филоксеном Маббугским, условия появления «Типоса». В статье приводятся мнения современных исследователей относительно авторства и времени появления «Типоса», дан его перевод на русский язык, анализируется богословское содержания «Типоса».
Священник Вячеслав Клюев в статье «Лингвистические аспекты христианской теологии прощения: концепт прощения» исследует фундаментальное понятие христианской теологии, воплощающее суть Божией любви и милосердия к человечеству и указывающее на вершину христианской нравственности — прощение. Автором подчеркивается значение языка в выражении, получении и воплощении прощения, в связи с чем он начинает теологическое исследование христианского прощения с анализа лингвистического концепта прощения и покаянного дискурса в русском языке. Язык, используемый в Священном Писании для описания Божиего прощения, отражает Его божественную природу. Такие слова, как благодать, милосердие, любовь, примирение, используются для того, чтобы передать существо, глубину и величие Божиего прощения. С помощью этих языковых выражений раскрывается христианский принцип подражания Богу, позволяющий христианину распространить прощение на других.
Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Церковь-Мать в византийской и поствизантийской традиции» показывает, что в настоящее время в семье Поместных Православных Церквей всё более и более усугубляется болезненное разделение между двумя группами Церквей: теми Церквами, которые поддерживают Константинопольский Патриархат и «привилегии» его главы, как будто бы первенствующего на Востоке и во всемирном Православии иерарха, и теми, которые не принимают такое первенство Константинополя, а именно Русской Православной Церковью и рядом других Поместных Церквей, придерживающихся соборной экклесиологии. Однако, несмотря на иллюзию поиска Константинополем царского пути, правда — в экклесиологии, исключающей земное первенство по власти одного человека в Церкви. В статье данная тема освещается на примере истории понятия «Церковь-Мать» в византийской и поствизантийской традиции.
Протоиерей Сергий Звонарёв в статье «Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960-х — начале 1970-х годов по данным архивных церковных источников» знакомит читателя с хроникой и состоянием взаимоотношений двух Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Церковные документы свидетельствуют о том, что отношения Русской и Чехословацкой Православных Церквей в период, когда ОВЦС возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отличались высокой степенью братского сотрудничества в различных сферах взаимодействия: межправославных отношениях, межхристианских контактах, христианском мирном движении, академических связях и, наконец, в духовном и молитвенном единении. Духовное родство лежало в основе поддержки со стороны Московского Патриархата в деле признания автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии в семье Поместных Церквей, в том числе Константинопольским Патриархатом, включения Чехословацкой Церкви в круг участников общеправославных встреч, а также во времена испытаний униатским ренессансом 1968 года и в последующий период.
Светлана Николаевна Азарова в статье «Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь в годы фашистской оккупации и межконфессионального противостояния в Югославии» освещает период в истории одной из крупнейших женских обителей Российской империи — Леснинского Свято-Богородицкого монастыря, после революции оказавшегося в эмиграции. На его примере исследуется малоизученная, имеющая противоречивые оценки тема церковной жизни русского зарубежья на территориях, оккупированных фашистской Германией, в частности в Сербии, где с 1921 года находилось Высшее Церковное Управление Заграницей (РПЦЗ), выявляются особенности религиозной политики нацистского государства на сербских территориях, где власть перешла в руки усташей — фашистской ультраправой национальной клерикальной организации. Эта задача решается с учетом опубликованных документов нацистов, связанных с проводимой ими религиозной политикой. Для раскрытия темы кратко изложена история Леснинского монастыря, а также история политических событий в Сербии, процесс формирования в стране обстановки межконфессионального противостояния. Положение монастыря в оккупации сопоставлено с современной ситуацией на Украине, где Православная Церковь испытывает открытые гонения со стороны украинского неонацистского режима.
Татьяна Ивановна Шевченко в статье «Проблемы русского церковного рассеяния в Западной Европе в письмах духовенства из Парижа на Валаам межвоенного периода» анализирует содержание писем 1927–1938 годов трех священнослужителей-эмигрантов, которые писали письма из Парижа и его окрестностей в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, находившийся в Финляндии. Авторы писем — будущие архимандриты Афанасий (Нечаев), Стефан (Светозаров), протоиерей Симеон Солодовников. Все трое возглавляли приходы и вели активную пастырскую деятельность. В письмах отражены их мысли о происходивших событиях, аргументы в пользу выбора той или иной стороны в юрисдикционных спорах между митрополитом Евлогием (Георгиевским), Архиерейским Синодом РПЦЗ и Московской Патриархией, а также упоминаются малоизвестные факты того времени. Автор статьи представляет содержание писем в контексте исторической ситуации, сложившейся в русском церковном зарубежье в межвоенный период, рассматривает такое явление, как «церковный параллелизм» юрисдикций, и то, как оно отразилось на судьбе каждого из упомянутых священнослужителей.
Тимофей Александрович Балыко в статье «Священномученик Василий Крылов: формирование жизненной позиции», поднимающей актуальную тему нарушения религиозных и политических прав православного духовенства и верующих, поставил цель существенно расширить историю жизни и мученического подвига иерея Василия Крылова, служившего в Троицкой церкви села Рязанцы Щелковского района Московской области. Ныне это Балашихинская епархия. Автор вводит в повествование важные контекстные данные, позволяющие по-новому оценить истоки формирования личности новомученика. Для этого в статье используется историко-генетический метод, исследуются подробности церковной жизни тех храмов, где в разное время служил будущий священномученик, выявляются деятели Церкви, которые могли оказать влияние на выработку жизненной позиции иерея Василия Крылова, выступившего в 1937 году за реализацию конституционных прав духовенства. Автор делает вывод: подвиг священномученика Василия Крылова явно показывает, что даже после двадцати лет атеизма власти серьезно опасались распространения церковного мировоззрения в общественно-политической жизни и могли приостановить этот процесс только насилием, изоляцией и убийством активных носителей духовных ценностей.
Юлия Александровна Ростовцева в статье «Географическое и духовное странничество. К постановке проблемы» поднимает актуальную проблему гуманитарных наук — разграничение географического и духовного странничества. На основании анализа исследований последних десятилетий автор приходит к выводу о контаминации двух понятий в работах по филологии, философии и искусствоведению. В статье озвучивается тезис о необходимости выделения нескольких типов странничества, обоснованием чему служат примеры из истории культуры. В статье предлагается собственная типология, согласно которой выделяются такие типы, как молитвенное уединение, послушничество, юродство и собственно странничество. Правомерность вычленения указанных типов демонстрируется на основании множества примеров из христианской аскетической и классической литератур.
Диакон Дионисий Макаров в статье «Рождественский рассказ А.П. Чехова “Ванька” в контексте жанра и современной критики» осуществляет попытку расширения традиционного прочтения рождественского рассказа А.П. Чехова «Ванька». Цель статьи — выявить новые источники и смыслы рассказа А.П. Чехова «Ванька» путем рассмотрения его в контексте жанра рождественского рассказа и современной критики, а также в рамках подхода к исследованию художественного текста в русле православной культурной традиции. Основу методологии исследования составляет системный подход к анализу поэтики художественного произведения в контексте православной культурной традиции. Исследуются сюжет, мотивы, образы, символика рассказа и предпринимается попытка выявления авторской концепции чуда на данном материале.
Диакон Сергий Красников в статье «Представление М.М. Пришвина о Боге на материалах дневниковых записей» ставит целью представление взглядов писателя о Боге в дневниках в их диахроническом аспекте в период с 1908 по 1954 год; выявление внешних и внутренних факторов, которые повлияли на переход к православному учению. Методология исследования характеризуется сочетанием биографического, герменевтического, культурно-исторического и богословского методов анализа. Автор приходит к выводу, что на протяжении всего времени ведения дневников у М.М. Пришвина прослеживается четкая эволюция взглядов от пантеизма к православному пониманию Бога, на что существенно повлиял внутренний душевный кризис, войны XX века, революция 1917 года и знакомство с В.Д. Лиорко.
Епископ Серафим (Амельченков) посвящает статью «Духовная музыка С.В. Рахманинова» 150-летию со дня рождения прославленного церковного композитора. Одним из ярких символов русской культуры является личность С.В. Рахманинова, при этом весь мир по-прежнему помнит это великое имя. В статье раскрываются новаторские особенности творческого наследия С.В. Рахманинова с опорой на истоки и традиции русской духовно-музыкальной культуры. Использование биографического, исторического методов, а также применение анализа, синтеза, аналогии позволило автору статьи показать особенности и генезис духовно-музыкальной культуры и определить роль С.В. Рахманинова в развитии духовной музыки. Прослеживается непосредственное влияние той среды, в которой формировалась личность выдающегося композитора, что повлияло на непрестанное памятование имени Бога в его произведениях. Автором выявлен личный вклад С.В. Рахманинова в духовное музыкальное наследие. Подчеркивается, что его творчество представляет собой некий синтез стилей различных эпох, при этом уже в первом духовном сочинении сформировались отличительные черты авторского стиля. Это послужило основой для дальнейшего обогащения русской духовной музыки посредством создания «Литургии святителя Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения» — произведений, являющихся вершиной творчества великого композитора.
Андрей Юрьевич Литвин предлагает статью «История развития Православной миссии в провинции Хэнань», посвященную развитию Православия в Китае. После разрушения Миссии в 1900 году в Пекине и некоторого периода скитаний по городам севера и северо-востока Китая она была перенесена в Шанхай, и это послужило началу деятельности миссионеров в центре и на юге Китая. Одной из важнейших провинций, где утвердилось Православие, стала расположенная в восточной части центрального Китая провинция Хэнань. Необходимо отметить, что начало миссионерской деятельности возникло здесь не обычным образом, а было положено крупным пожертвованием местного жителя, бывшего уездного начальника, который в благодарность Миссии за помощь русских во время беспорядков 1900 года пожертвовал Духовной миссии свою усадьбу в г. Вэйхуэйфу и более двадцати одного гектара земли, где для начала сам же и устроил здания для школы и жилья миссионеров, а также молитвенный дом. Благодаря внушительной материальной базе этот стан стал основным для деятельности Миссии по всей провинции. Миссионеры активно посещали Вэйхуэйфу и, как правило, надолго там останавливались, совершая поездки по всей Хэнань и в соседнюю Хубэй, где также было много верующих и готовящихся ко Крещению. Таким образом, появление здесь миссионерского стана стало важным событием для просвещения центрального Китая как в собственно провинции Хэнань, так и в соседней Хубэй.
Ольга Владимировна Баранова в статье «История собрания книг кирилловской печати библиотеки Московской духовной академии» рассказывает о формировании собрания книг кирилловской печати в библиотеке Московской духовной академии после ее открытия в 1946 году. Увидеть процесс создания коллекции стало возможно благодаря информации, содержащейся в инвентарных книгах библиотеки Московской духовной академии, а также пометам, штампам, экслибрисам и владельческим записям в самих древних книгах. Для решения поставленной задачи потребовалось просмотреть и сфотографировать несколько десятков книг кирилловской печати, находящихся в древлехранилище библиотеки, расшифровать некоторые вкладные записи, штампы, печати и т.п., найти возможную информацию о вкладчиках. Особое внимание было уделено Евангелиям. В результате на примере печатных Евангелий мы имеем представление об уникальном собрании кириллических книг XVI–XX веков.
Владислав Андреевич Тулянов в предлагаемой в журнале рецензии, подводя итог, констатирует, что монография П.К. Дашковского и Н.С. Дворянчиковой насыщена новым фактическим материалом и содержит серию важных концептуальных выводов. Она представляет собой шаг вперед в изучении регионального аспекта государственно-конфессиональных отношений в СССР и постсоветской России, а также позволяет наметить пути дальнейшего изучения роли религиозных организаций в истории нашей страны.
MThA Press Office