«Вознеслся еси во славе, Христе Боже»: Академия молитвенно почтила праздник Вознесения Господня
Вознесение Господне. Праздник, который, казалось бы, не несет в себе ничего радостного, ведь Спаситель покинул мир. В Евангелии от Матфея Спаситель говорит: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф.: 9, 15)», и ныне Жених отнимается. Столь Желанный для всех – покидает Своих учеников, но они не посыпают своей головы пеплом, не одеваются в грубые одежды, не омрачают своих лиц, но напротив, «возвратились в Иерусалим с радостью великой (Лк.: 24, 52)».
Святитель Тихон Задонский так объясняет причину этой великой радости учеников:
«Вознесся Христос-Глава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. “Завеса в храме раздралась” в смерти Христовой (Мф.: 27, 51), и открылся путь и вход в Царствие Небесное верным (Евр.: 10, 19–20)».
Именно поэтому Церковь ныне вспоминает и празднует этот день, поскольку теперь нам ничто не мешает всегда оставаться с Богом, как в земной жизни, так и по воскресении.
6 июня архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Покровского академического храма.
Во время причащения духовенства студент 1 курса магистратуры чтец Сергий Бадукин произнес проповедь на тему праздника:
«Событие Вознесения Господня открывает перед нами особый путь и объясняет предназначение человека. Этот путь – от земли на Небо, путь к Богу. Своей жизнью, Крестной смертью, Воскресением и Вознесением Господь Иисус Христос проложил человеку этот путь возвращения в Рай к Богу-Отцу. И Он призывает нас пойти по этому узкому пути, ведущему в Жизнь».
После богослужения архиепископ Амвросий обратился со словом к прихожанам храма:
Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Вознесения Господня!
Святитель Николай (Велимирович) в проповеди на сегодняшний день говорит о том, что Христос возносится на небо, будучи Сам Небом. И Он стремится к Тому, родным Кому является. Он стремится к Своему Небесному Отцу и единому по Божеству. То же самое, — продолжает святитель Николай (Велимирович), — происходит и с человеком. Человек, который содержит в сердце своем небо, устремляется к небу и на небо восходит. Тот же, кто же уже в этой жизни носит в себе ад, тот стремится к аду, и в ад нисходит.
Вознесение Господне учит нас тому, чтобы мы поразмыслили над тем, что является содержанием нашей жизни, что является для нас родным, своим, дорогим: небо или ад.
Мы знаем слова Священного Писания о том, что из злой сокровищницы невозможно вынести ничего доброго. И, действительно, если мы представим себе какое-то помещение, в котором только много нечистоты, ненужных вещей, что хорошего из этого помещения можно вынести? Но из доброй сокровищницы выносят доброе. Если то или иное помещение наполнено вещами нужными, полезными, добрыми, то из него эти вещи можно вынести. Так же происходит и в жизни человека. Если содержанием нашей жизни является добро, свет, правда, чистота, из этого сокровища можно вынести доброе, и человек уподобляется небу, стремится к небу и на небо пойдет. Если же содержанием нашей жизни является злое, то ничего доброго из этого не вынести. И внутренним нашим пространством является уже в этой жизни ни что иное, как ад.
Не случайно преподобный Авва Дорофей говорил: «Мнение о людях человека — это зеркало собственной души». Всякий раз, когда мы что-то говорим о других или имеем какое-то суждение, мы обычно проецируем свое внутреннее состояние на то, что мы говорим. И часто по суждениям человека можно обнаружить, что является внутренним содержанием его жизни: небо или ад.
Мы, христиане, призваны быть небом, и стремиться к небу, и вместе со Христом пройти и путь Голгофы, и Воскресения и Вознесения на Небеса. Он вознес на небо нашу человеческую природу, совершив залог, которым каждый из живущих на земле людей может воспользоваться. Все зависит в конечном итоге уже от нас и от нашего свободного выбора. Кем мы захотим стать уже здесь, на этой земле: небом или адом?
Пусть Господь поможет нам, считающим себя христианами, быть небом и стремиться к небу. Благодарю вас за служение, за молитвы и за пение.
Background information:
На Литургии в Покровском академическом храме архиепископу Амвросию сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумены Адриан (Пашин), Пантелеимон (Бердников), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонахи Феодор (Юлаев), Аполлинарий (Панин), Онуфрий (Сонькин), иерей Артемий Торопов, иеромонахи Нектарий (Райкович), Дометиан (Курланов), Василий (Муса), диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, иеродиакон Борис (Зелюченко), диакон Илия Гаврышкив.
На богослужении в Покровском академическом храме пели первый академический хор под управлением Марка Качанкина и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).