В Покровском храме Академии ректор епископ Звенигородский Кирилл совершил воскресные богослужения
Богослужения воскресного дня являются для Церкви теми небольшими, но важными отрезками времени, когда христианин может отстраниться от суеты этого мира и приобщиться к вечности через Таинства. Сам Господь выходит к человеку и даёт Себя в Своих Святых Дарах, дабы сделать его соучастником вечного общения и Божественной жизни.
Накануне воскресного дня, 15 октября, в Покровском храме ректор Московской духовной академии епископ Кирилл совершил всенощное бдение. Владыке сослужило академическое духовенство.
Перед чтением кафизм студент 1 курса магистратуры Артемий Матюхин произнес проповедь, в которой поделился размышлениями над воскресным евангельским отрывком. Воскресное Евангелие, положенное Церковью для чтения на утренне, повествует о том, как ко гробу Воскресшего Спасителя прибежали два ученика — Петр и Иоанн. Проповедник обратил особое внимание на качества любимого ученика Христова — Иоанна. Вера в Воскресение, любовь ко Христу и стремление исполнить Его заповеди являются теми качествами, которые отличают любимого ученика Христова, и эти же качества должны быть в каждом христианине.
16 октября, в воскресный день, преподаватели и студенты Академии приступили к Таинству Евхаристии за Божественной литургией в Покровском академическом храме. Возглавил богослужение епископ Звенигородский Кирилл.
После отпуста владыка ректор обратился с проповедью к преподавателям, студентам и прихожанам храма:
Сегодня мы слышали в чтении Апостольских Деяний о том, как святой апостол Павел был отвергнут большей частью афинского собрания в Ареопаге именно в тот момент, когда Апостол стал говорить о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же представители философских школ Афин сказали Апостолу: “Послушаем тебя в другой раз” (Деян. 17:32). А кто-то из философов и вовсе стал издеваться, надсмехаясь (ἐχλεύαζον) над словами Апостола.
Действительно для древнего мира, эллинского мира Воплощение Бога и Воскресение телесной природы человека было достаточно глупой и до некоторой степени бредовой идеей. Для них это казалось ненужным, чуждым их философии, чем-то не только фантастическим, но и противоречащим смыслу бытия. Во многом, конечно, это было связано с представлением о Боге, которое было распространено в то время в греческом мире. Например, Аристотель считал, что Бог Своим божественным промыслом действует только в сферах далеких от этого грешного и скверного мира. Начиная с уровня луны и ниже, как считали некоторые философы древности, Богу просто неприлично действовать и просто прикасаться. Да, существует какой-то более низкий промысл, вторичный и третичный, но Великий Верховный Бог не может Сам участвовать непосредственно в делах этого мира из-за скверны этого самого мира. Исходя из этой же позиции, что мир и материя являются носителями скверны, понятие о воскресения всего человеческого состава для них было чем-то противоестественным и не нужным.
Для нас, дорогие братья и сёстры, события Боговоплощения и Воскресения — это живейшие свидетели того, что Бог наш есть Бог любви, Бог милосердия, Который и сотворил нас, ибо в языческом сознании и само творение в материальном мире принадлежало каким-то низшим богам демиургам, а не самому Богу.
Мы — ученики Христа и Его подрожатели. Сегодня мы также слышали отрывок из послания к Коринфянам, где апостол Павел говорил о добродетели милостыни. Во втором послании к Коринфянам он посвящает две главы — восьмую и девятую — увещанию первохристианских общин к делам милосердия, и говорит о том, что “кто сеет скупо, тот скупо будет и пожинать, а кто сеет щедро, тот щедро благодать Божию будет пожинать” 2 Кор. (9:6). Мы знаем, что первые христиане жили в братской любви, но всё-таки Апостолу понадобилось особенно развивать эту тему. О милосердии, к которому призваны и мы, говорит и Христос в сегодняшнем воскресном евангельском чтении. Оно заключается в любви ко врагам: “Чем вы будете лучше язычников, если станете творить добро только тем, кто отвечает вам взаимностью, давать взаим только тем, кому вы доверяете и знаете, что он вам отдаст?”
Для христианина, таким образом, грех — это не только какие-то тяжкие деяния или скверные мысли и слова, или явная злоба, но и просто теплохладное отношение к ближнему. Отсутствие настоящей любви и теплохладность — есть грех, и грех не малый.
Мы все об этом знаем, говорим, но где же нам взять причастие этой божественной любви? Как нам напитаться ей?
Сегодня Христова Церковь совершает память блаженного Исихия Синайского. Преподобный Исихий — это аскет, о котором повествует преподобный Иоанн Лествичник в своей Лествице, в шестом слове. Этот инок жил весьма нерадиво и беспечно, — рассказывает святой Иоанн, — но затем у этого инока по Промыслу Божию было какое-то очень болезненное состояние и он на целый час впал, современным языком говоря, в некую кому. Как говорит преподобный Иоанн, Исихий был без признаков жизни, в некоем оцепенении. Когда же он пришёл в себя, то затворился и целых двенадцать лет пробыл в затворе. Братия монастыря, беспокоясь за старца, разобрала запечатанную дверь, и видя, что старец уже приближается к смерти, просила его дать краткое наставление. Преподобный Исихий сказал им: “Простите меня, Но скажу вам одно — кто стяжал память смертную, тот никогда не согрешит”.
Преподобный Иоанн Лествичник развивает эту мысль о памяти смертной не просто как о мысленном упражнении, но как о чувстве сердечном. Он учит о том, что кто стяжал память смерти в чувстве сердца, тот достиг высоких ступеней добродетели, к которым призваны мы все.
Мы находим эту мысль и в Ветхом Завете: “Помни последняя твоя и во веки не согрешишь” (Сир. 7:39). Однако в нашу христианскую эру мы обогащены тем, что для нас сделал наш Спаситель. Когда мы, христиане, думаем о словах, сказанных о памяти смертной, то для нас это ещё не только наша личная смерть. Это прежде всего смерть Самого Господа Иисуса Христа, ибо каждая Божественная Литургия, по мысли толкователей, есть прежде всего воспоминание о Его страданиях. Как Христос сказал: “Сие творите в Моё воспоминание”, — воспоминание Его страданий, Его смерти и Воскресения. Это даёт нам гораздо большие силы, чем людям древнего мира, стяжать память смертную, которая была бы не просто мыслями, но состоянием нашей жизни. Тогда, по мысли святых отцов, мы сможем приблизиться к тем высоким заповедям, которые Господь нам дал.
Более того, преподобный Иоанн Лествичник сравнивает память о смерти с самой питательной и насущной пищей. Если человек будет молиться, трудиться, читать Священное Писание, поститься, но не будет иметь духовного делания “памяти смертной”, то он будет духовно подобен очень слабому человеку, которого чуть толкнёшь, и он падает. Любому христианину, чтобы обрести духовную силу, необходимо непременно иметь опыт памяти смертной. Тогда он обретает духовную силу, побеждает всякие искушения и приближается к высоте нравственных Христовых заповедей. Аминь».
Background information:
За всенощным бдением и Божественной литургией епископу Кириллу сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Мелетий (Соколов), игумен Адриан (Пашин), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Дмитрий Барицкий, иерей Валерий Духанин, иеромонах Кассиан (Плоский), иеромонах Дамиан (Воронов), иерей Георгий Гуторов, иеромонах Серапион (Залесный), иеромонах Михей (Копытов), иеромонах Мефодий (Агус), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, иеродиакон Иоанникий (Паджан), иеродиакон Иов (Урум), диакон Дмитрий Кузьмин.
Пели хора под управлением В.В. Чувилова и К.А. Тарелкиной.
MThA Press Office