В Московской духовной академии прошли Вторые Юстиниановские чтения
26 ноября, в канун памяти святого императора Юстиниана Великого, в Елизаветинском зале кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии совместно с Комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви провела Вторую национальную научно-практическую конференцию с международным участием «Юстиниановские чтения». В своем приветственном слове ректор Академии епископ Звенигородский Феодорит отметил, что если в прошлом году Юстиниановские чтения проходили в достаточно камерном формате, то в этому году конференция собрала значительное количество ученых-богословов и светских юристов из разных городов и стран, а также студентов, что свидетельствует об особом интересе к каноническому праву не только внутри Церкви, но и в светской среде. Настоящая конференция наряду с научным журналом МДА «Праксис» и новой магистерской программой Академии по профилю «Современное каноническое право», первый набор на которую состоялся в этом учебном году, способствует активному развитию научной школы кафедры в сфере канонического права.
Первый докладчик — профессор протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия, — выступил с сообщением «Законодательство Русской Православной Церкви в 2009–2021 гг.», в котором отметил, что важнейшей новацией в устройстве Русской Церкви в указанный период стало учреждение митрополий и, в связи с этим, разукрупнение епархий, потребовавшее значительного увеличения числа епископских кафедр. Помимо актов, относящихся к области церковного управления, в обозначенный период издавались и другие законодательные документы. Одним из важнейших среди них стало «Определение о канонических аспектах церковного брака», содержащее ряд важных новаций.
Заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерей Александр Задорнов посвятил свое выступление вопросу делегированных епископских полномочий в области совершения Таинств и душепопечения приходскому клирику.
Протоиерей Иоанн Лапидус, доцент кафедры церковно-практических дисциплин, в докладе «Епископ и епархия. Каноны о границах иерархических полномочий» проанализировал содержащиеся в каноническом корпусе Православной Церкви нормы, регламентирующие полномочия епископа в своей епархии, а также каноны, предусматривающие прещения в результате нарушения пределов иерархических полномочий.
Ректор Тульской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) выступил с сообщением «Фактор церковно-государственных отношений в деле миссии на примере святого Бонифация». В докладе игумен Евфимий особо отметил, что святой Бонифаций, архиепископ Майнцский (672–754), получивший в западной церковной традиции именование «Апостол Германии», в своей миссионерской деятельности уделял внимание соработничеству с государственной властью. Есть достаточные основания утверждать, что, следуя этому принципу, он стремился воплотить в жизнь сформулированную императором Юстинианом концепцию симфонии государства и Церкви. Историческая заслуга святого Бонифация заключается в том, что в эпоху раннего средневековья, когда формировался новый духовный облик европейского континента, он оказал самое серьезное влияние на формирование европейской государственности, что обусловило появление такого феномена, как христианская Европа.
Кандидат юридических наук Н.С. Семенова, доцент кафедры церковно-практических дисциплин, выступила с докладом «Понятие “человеческое достоинство” в светской теории прав человека и учении Церкви». В докладе было показано, что слабость светского института прав человека заключается в том, что он, защищая свободу выбора, всё менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха. На сегодняшний день с опорой на человеческое достоинство утверждается, что человек сам имеет право выбирать и определять критерии «достойной» для себя жизни безотносительно какой-либо морально-нравственной оценки. Церковь же говорит о том, что признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности, поскольку в восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права ЮФУ доктор юридических наук А.И. Овчинников в докладе «Правосознание и его архетипы в фокусе святоотеческой антропологии» отметил важность правосознания как основного контекста понимания и интерпретации права, нормативно-правовых актов смыслопорождающим элементом толкования права. В выступлении было рассмотрено правосознание с позиции нового междисциплинарного направления — правовой теологии. Синтез учения об интуитивном праве и правосознании одного из основателей психологической теории права Л.И. Петражицкого с идеями христианского персонализма и христианского понимания естественного права позволяет разработать теологическую концепцию правосознания, углубляющую современные представления о сущности права.
Доклад студента 2 курса магистратуры церковно-практического отделения Санкт-Петербургской духовной академии А.А. Тарнакина «Принцип гласности в церковном суде: за и против» был посвящен коллизии между наличием фундаментального принципа гласности светского судопроизводства России и закрытым рассмотрением всех дел в церковных судах Русской Православной Церкви. Были рассмотрены история появления принципа гласности в судебных уставах Александра II и мнения выдающихся российских ученых-канонистов относительно перспектив внедрения данного принципа в духовный суд. Суждения автора доклада были основаны на изучении практики работы современного церковного суда Пятигорской и Черкесской епархии.
Студент 1 курса магистратуры МДА (профиль «Современное каноническое право») Леонид Певень в докладе «Симфония отношений Церкви и государства при императоре Юстиниане Великом» рассмотрел проблему практической реализации принципа симфонии во время царствования святого императора Юстиниана.
В завершение первой части конференции прошла презентация книги ректора Тульской духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) «Апостол Германии. Бонифаций, архиепископ Майнцский: просветитель, миссионер, мученик» (М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Тула, 2020).
Доклад иерея Максима Плякина, секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, «Некоторые проблемы рецепции канонизации святых на современном этапе» был посвящен описанию некоторой части правовых проблем и коллизий, возникших во второй половине XX в. в вопросе почитания местночтимых святых. В докладе рассмотрены случаи прославления святых, совершённые без прямой санкции Предстоятеля Автокефальной Церкви, — прежде всего канонизаций, совершённых в пределах Украинской Православной Церкви, а также канонизаций, совершённых в Русской Православной Церкви Заграницей в дни разделения с Церковью в Отечестве; а также современное почитание святых (преимущественно древних, в том числе домонгольского и монгольского времени), о канонизации которых не издавалось отдельного именного постановления высшей церковной власти, но чьи имена при Патриархах Алексии I, Пимене и Алексии II были включены в соборные памяти.
Иерей Виктор Ленок, аспирант Московской духовной академии, в своем докладе «Канонические границы проповеди в интернет-пространстве» предпринял попытку выявления корреляции между значимыми анализируемыми параметрами канала и теми способами ведения православной миссии, которые используются его авторами. Была предпринята попытка выявить темы православной миссии, находящие наибольший отклик у аудитории, а также проанализировать каноническую приемлемость внешней формы их разработки автором канала.
Аспирант Московской духовной академии иеродиакон Георгий (Пименов) изложил опыт кодификационной работы Русской Православной Церкви в рамках подготовки Всеправославного Собора.
Вслед за этим проректор по лицензированию и аккредитации Казанской православной духовной семинарии священник Никита Кузнецов в докладе «Возможность имплементации отдельных положений Corpus iuris civillis в действующее право Российской Федерации» отметил использование материалов кодификационной работы святого императора Юстиниана Великого в подавляющем числе действующих правовых систем. Этот же процесс наблюдается и в истории отечественного государства и права. Автор привел примеры имплементации в действующие нормы, а также возможность и необходимость рецепции иных норм в российское законодательство.
В докладе игумена Дионисия (Шлёнова), профессора кафедры богословия Московской духовной академии, «Юрисдикция Первой Юстинианы и ее канонические интерпретации» рассматривается новая церковная юрисдикция Первой Юстинианы созданная императором Юстинианом в 535 г. на своей родине, в 45 км южнее от города Ниш, на территории Сербии — там, где ныне ученые изучают археологические остатки Каричин Града. Несмотря на то, что на своем историческом месте данная юрисдикция просуществовала недолго — с 535 г. до начала VII в., она стала символом духовной столицы новооснованной с сер. IX в. Болгарской Церкви, архиепископы которой стали носить титул Новой Юстинианы и Болгарии эпизодически с сер. XII в. и регулярно начиная с архиепископства Димитрия Хоматена (XIII в.). Болгарские и даже византийские авторы понимали под Первой Юстинианой Охрид или Тырново, которая с нач. XIII по нач. XV в. была центром самостоятельного патриархата. Самостоятельность Первой Юстинианы — принципиальный дар императора Юстиниана Церкви на своей родине — была принципиально важна для Поместных Церквей Балкан и шире славян, которые по мере становления своих наций стремились не только сохранить государственную независимость, но и приобрести церковную автокефалию.
Глава адвокатского бюро Zverinata advokata A. Ponomarjova birojs А.Н. Пономарев (Рига, Латвия) сообщил о законодательстве Латвийской Республики нового времени о православных религиозных организациях. Особым образом докладчик остановился на правовом обосновании антиковидных мер, распространяющихся на религиозные организации в Латвии.
Дистанционное выступление докторанта юридического факультета Белградского университета, аспиранта Киевской духовной академии Николая Сапсая (Белград, Сербия) «Институт патриаршества в период правления святого Юстиниана Великого» имело целью попытку выяснить особенности патриаршего управления в этот период. Также в работе кратко представлено соотношение модели патриаршего управления эпохи святого Юстиниана с современным патриаршеством.
В заключение конференции заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерей Александр Задорнов поблагодарил всех участников и объявил о начале подготовки Третьих Юстиниановских чтений, посвященных 50-летию со дня кончины выдающегося русского канониста профессора С.В. Троицкого (†27.11.1972).
MThA Press Office