
В МДА состоялась весенняя сессия Международной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания»
14 и 15 мая кафедра библеистики Московской духовной академии провела весеннюю сессию Международной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания».
В первый день конференции с докладами выступили преподаватели духовных и светских вузов, а также независимые исследователи. Во второй день были заслушаны доклады аспирантов и студентов. Участниками конференции стали представители Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской и Минской духовных академий, ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Саратовской, Екатеринодарской, Нижегородской, и Перервинской духовных семинарий.

14 мая в Большом зале Московской духовной академии конференцию открыл заведующий кафедры протоиерей Олег Мумриков. Передав участникам благословение ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, он обратился к участникам с приветственным словом:
Уважаемые коллеги, преподаватели и студенты! Поздравляю вас с открытием ежегодной весенней Международной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В прошлом году кафедре исполнилось 20 лет (8 февраля 2024 г.), отрадно отметить успехи наступившего года: открытие студенческого научно-богословского общества «Православная паулинистика» в рамках научной школы кафедры «Наследие апостола Павла в святоотеческой экзегезе, русской дореволюционной и современной библеистике», а также дальнейшее развитие школы «Православная библейская наука в современном мире». Особую радость нам принесла успешная защита 12 мая 2025 года в Объединенном докторском диссертационном совете Московской, Санкт-Петербургской, Минской и Сретенской духовных академий докторской диссертации по теологии Розалии Моисеевны Руповой «Богословское осмысление современной естественно-научной парадигмы». Пожелаем дорогой Розалии Моисеевне помощи Божией и дальнейших успехов на поприще богословия и библеистики. Целью нашей конференции является развитие отечественной православной церковной библеистики, а также повышение уровня интереса к изучению Библии среди учащихся, как духовных, так и светских учебных заведений. Поздравляю вас, дорогие участники с праздником Преполовения Пятидесятницы, несущим в себе целый пласт богословских смыслов и являющим нам благовествующего Христа».
Затем состоялось пленарное заседание, которое предварило работу двух преподавательских секций. Первым выступил доцент кафедры теологии и заведующего отделением апологетики ФДО ПСТГУ, старший преподаватель кафедры библеистики МДА и заведующий Библейским кабинетом протоиерей Александр Тимофеев. В своем докладе «Герменевтика “Библии Скоуфилда” и распространение идей христианского сионизма» отец Александр пояснил, что само по себе понятие христианского сионизма является сложным и специфическим явлением, оказавшим ощутимое влияние на мировую историю. Сионизм подразделяется на политический сионизм и религиозный сионизм, а последний, в свою очередь – на стихийный и организованный. Христианский сионизм предлагает оригинальную трактовку библейских событий – при этом, ключевыми понятиями здесь являются диспенсационизм и премилленаризм. Сторонники христианского сионизма полагают, что данные при заключении с ветхозаветным Израилем Божественные Обетования еще не исполнились, а потому их исполнение только ожидается и они сохраняют свое сотериологическое значение. Христиане-сионисты различают Церковь и Израиль, и обосновывают необходимость содействия в восстановлении ветхозаветного культа со всеми его атрибутами, что, по их мысли, никак не противоречит новозаветному Учению. Одним из основных выразителей данных идей стал Скоуфилд, опубликовавший снабженный обширным комментарием текст Священного Писания. В данном издании Скоуфилд представил целостную картину мира, основанную на его собственных эсхатологических представлениях.

Доцент кафедр библеистики и богословия МДА Розалия Моисеевна Рупова выступила с докладом на тему «Вопрос о прославлении Имени Божия и его литературная рецепция». В первой части доклада Розалия Моисеевна рассмотрела вопрос почитания Имени Божия в Ветхом и Новом Заветах, а затем проследила его развитие в истории Православной Церкви. Этот анализ позволил глубже понять, как формировалось богословское осмысление Имени Божия в христианской традиции. Во второй части выступления был представлен авторский «венок сонетов», посвященный Имени Божию. Поэтическое произведение Розалии Моисеевны было тепло встречено аудиторией. Коллеги и слушатели также поздравили Розалию Моисеевну с недавней успешной защитой докторской диссертации по богословию, отметив, что это значимое достижение не только для нее лично, но и для всей кафедры. Доклад вызвал живой интерес и показал, что тема богословия имени продолжает оставаться важной для современной церковной и академической мысли.

После пленарного заседание работа конференции продолжилась в рамках двух секций в Большом зале и в Библейском кабинете.
В Большом зале на первой секции прозвучало шесть докладов, касающихся актуальных вопросов библейского богословия и истории.
Заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков выступил с докладом: «Некоторые вопросы палеоантропологии в контексте библейской истории». Он представил обзор новой книги доктора исторических наук П. В. Волкова «Археология Начала» (РХГА, СПб, 2025), рассмотрев ее в свете новой парадигмы изучения палеолита. Отец Олег подчеркнул, что понимание древности во многом зависит от выбранной исследовательской парадигмы. Современная наука часто рассматривает первобытного человека через призму эволюционизма, представляя его примитивным существом. Однако библейский взгляд предлагает иную перспективу: древний человек был полноценной личностью, обладающей разумом, культурой и духовными устремлениями. Более того, как отметил докладчик, в некоторых аспектах современное общество даже уступает древним цивилизациям — например, в уровне ремесел, художественного мастерства или социальной организации. Книга «Археология Начала» предлагает переосмыслить подход к изучению древности, возвращаясь к традиционному взгляду на человека как на венец творения. Аудитория высоко оценила доклад, отметив его актуальность и глубину. Обсуждение показало, что диалог между наукой и богословием остается важным для адекватного понимания истории человечества.
Следующим доклад на тему «Концепция царя-пастыря в Священном Писании Ветхого Завета» представил заведующий кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии Алексей Сергеевич Кашкин. Его исследование было посвящено истории развития образа правителя как пастыря народа — от первых упоминаний в Пятикнижии до поздних ветхозаветных текстов. Докладчик отметил, что в Пятикнижии образ царя-пастыря почти отсутствует, поскольку израильтяне тогда жили без монархии. Однако уже в Быт. 49:24 встречается указание на «Яхве — Пастыря Израиля», что задает важный богословский контекст. Ключевым моментом стало установление царской власти. В 2 Цар. 5:2 народ говорит Давиду: «Еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля, и ты будешь вождем Израиля»». Этот отрывок закрепляет идею царя как пастыря, ответственного перед Богом за свой народ. Давид не был идеальным правителем (что видно в историях с Урией и Амноном), однако пророки развивают его образ в мессианском ключе: Пророк Иеремия (3:15; 23:4-5) предсказывает приход истинного «Пастыря» из рода Давидова. Пророк Иезекииль (34:23; 37:24) говорит о будущем царе, который будет пасти народ в правде. Пророк Захария (11-я глава) использует символику пастырства для описания Божьего суда и милости. Поздние библейские тексты (Сир. 18:13; 1 Макк. 2:57) также продолжают эту традицию, но полное воплощение образ находит только во Христе — Добром Пастыре (Ин. 10), Который возвещает Царство Божие. Алексей Сергеевич показал, как ветхозаветный образ царя-пастыря постепенно переосмыслялся, указывая на Мессию. Участники конференции отметили важность этой темы для библейской экзегетики и Христологии.
Преподаватель Минской духовной академии иерей Владимир Грицевич в своем докладе «Понятие о праведности в царских псалмах» раскрыл учение о праведности в царских псалмах на примере 44-го Псалма. В центре его внимания оказался 44-й Псалом, который докладчик рассмотрел через призму мессианской интерпретации. Праведность как ключевое качество Мессии-Царя. Основное внимание в докладе было уделено тому, как в 44-м Псалме раскрывается понятие праведности как основной характеристики Мессии-Царя. Отец Владимир отметил, что в этом тексте перед нами предстает образ Христа как Праведного Царя, правящего «жезлом правоты» (Пс. 44:7). Докладчик подчеркнул, что праведность в данном контексте – это не просто моральное качество, а онтологическое свойство Мессии. Такой взгляд на праведность находит свое полное воплощение во Христе. Образ царя в псалме полностью раскрывается только в свете Нового Завета. Особый интерес вызвала часть доклада, где отец Владимир отметил, что мессианское прочтение 44-го Псалма было характерно как для иудейских, так и для христианских толкователей. В христианской традиции этот псалом понимается как прямое пророчество о Христе. Иудейские экзегеты также видели в этом тексте описание будущего Мессии. Доклад иерея Владимира Грицевича продемонстрировал глубину богословского содержания царских псалмов. Показал преемственность ветхозаветных и новозаветных представлений о праведности. Подтвердил важность мессианского прочтения Псалтири для христианского богословия. Выступление вызвало живой отклик у участников конференции, подчеркнув актуальность изучения псалмов в христологическом ключе.
В докладе «Мотив испытания сердца человека Богом в Священном Писании» доцента кафедр библеистики МДА и ПСТГУ Михаила Анатольевича Скобелева рассматривались основные библейские эпизоды, раскрывающие глубину взаимоотношений Бога и человека. Докладчик выделил ключевые аспекты темы: В Учительных книгах (особенно в Псалтири) и пророческих текстах (преимущественно у пророка Иеремии) мотив Божественного испытания раскрывается наиболее полно. В качестве метафоры испытания в Писании иногда используется образ переплавки драгоценных металлов (Притч. 17:3). Были отмечены яркие примеры испытания в Писании: Авраам (Быт. 22), Иов, а также весь народ Израильский на протяжении Священной истории. Михаил Анатольевич провел детальный разбор терминологии: В Масоретском тексте (МТ) используются глаголы bāḥan и ḥāqar. В Септуагинте (LXX) — εταζω и δοκιμαζω («исследовать, испытывать, проверять»). Эти понятия часто сочетаются с выражением «сердца и утробы», что указывает на глубину Божественного испытания. Особое внимание Михаил Анатольевич уделил сердцу как духовному центру человека, порекомендовав классическую работу профессора П.Д. Юркевича «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия». Отвечая на ключевой вопрос — «Зачем Бог испытывает человека?» — докладчик выделил две основные цели: 1) Оценка духовного состояния (любить Бога «всем сердцем» — bǝḵol lēḇāḇ). 2) Очищение и обновление человека. Таким образом, испытание становится важным этапом самопознания и Богопознания для верующего. Доклад вызвал оживленную дискуссию, подчеркнув актуальность этой темы для современной библеистики и духовной жизни.
Доцент кафедры библеистики Саратовской духовной академии протоиерей Дмитрий Усольцев представил доклад на тему «Экзегеза Мк. 9:29: осмысление поста и молитвы в святоотеческой традиции». В своем выступлении он подчеркнул, что молитва и пост составляют основу аскетической жизни христианина, обратив особое внимание на толкование ключевого евангельского фрагмента. Отец Дмитрий начал с анализа Мк. 9:29, где Христос говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Эти слова стали ответом на вопрос апостолов, почему они не смогли изгнать злого духа из бесноватого. Особое внимание было уделено текстологической особенности этого стиха. В некоторых древних рукописях слова «и поста» отсутствуют, что порождает споры среди исследователей. Однако, как отметил отец Дмитрий, святоотеческая традиция (включая святителя Иоанна Златоуста) единодушно принимает эту фразу как подлинную и значимую. Церковное Предание твердо стоит на важности поста как средства духовной борьбы, что подтверждается всей аскетической практикой Православия. Докладчик подчеркнул, что молитва и пост — не просто дисциплинарные практики, но оружие против духов злобы (ср. Еф. 6:12). Опыт святых отцов показывает, что пост укрепляет веру и очищает сердце, делая его способным к восприятию Божественной благодати. Современные христиане призваны следовать этому учению, опираясь на многовековой опыт Церкви. Доклад отца Дмитрия стал важным напоминанием о непреходящей ценности молитвы и поста в жизни верующих.
Диакон Иоанн Змиёв, преподаватель Перервинской духовной семинарии, выступил с докладом: «Проблематика соотношения пророческого учения о тотальности и неизбежности Божественного суда с возможностью спасения остатка». Доклад стал продолжением его пробной лекции, прочитанной в МДА 26 марта 2025 года. Отец Иоанн обозначил одну из богословских дилемм пророческой литературы: с одной стороны, пророки провозглашают тотальность и неизбежность Божественного суда; с другой – сохраняется концепция спасения «остатка». Однако некоторые тексты говорят о крайней незначительности (ср.: Ис. 17:4-6; Ам. 2:13-16 и др.) или даже уничтожении этого остатка (ср.: Ис. 30:17; Ам. 5:19; 6:7; 9:1-4 и др.). Докладчик выделил основные образы, через которые пророки решают эту богословскую проблему: 1) Метафора сита (Ам. 9:9): Все будут «просеяны» через суд Божий, но чистые «зерна» (остаток) будут сохранены. 2) Метафора предродовых мук (Мих. 4:9-10 и др.): Народ переживет муки как роженица, но эти страдания приведут к новой жизни. 3) Метафора убежища (Ис. 26:20 и др.): Во время суда будет место спасения; Те, кто укрылся в Господе, сохранятся. 4) Растительная метафора (Ис. 6:13 и др.): Дерево (Израиль) будет срублено, но святой «корень» останется для будущего восстановления. В докладе было показано, что пророки не снимают ответственности с народа перед лицом суда. Одновременно они указывают на Божий промысел о спасении. Через яркие метафоры раскрывается парадокс Божественной справедливости и милосердия. Исследование вызвало живой интерес, продемонстрировав глубину библейского учения о суде и спасении.
Параллельно в Библейском кабинете МДА велась работа второй секции, где преподаватели и ассистенты представили шесть докладов, посвященных анализу проблем библейских исследований.

В начале был заслушан доклад старшего преподавателя Нижегородской духовной семинарии Сергея Николаевича Горбунова «Значимость концептуального пространства языка для выявления специфики языковой картины мира Евангелия». Основательный и подробный анализ обозначенной проблематики автор осуществил путем всестороннего исследования, с привлечением соответствующих ярких и наглядных примеров.
Преподаватель кафедры библеистики МДА Сергей Александрович Виноградов представил доклад «Церковные термины в переводе текста Божественной Литургии на иврит по изданию Синодальной типографии 1846 года». Объектом внимания автора доклада стал изданный в 1846 году Синодальной типографией служебник, содержащий перевод чина Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста на иврит, выполненный В.А. Левисоном – преподавателем СПбДА, бывшим раввином, перешедшим в православие. Неизвестно, была ли совершена по данному служебнику когда-либо Божественная литургия на иврите. Однако автор скрупулезно проанализировав данный вопрос, пришел к выводу, что вероятнее всего, такового прецедента не было. Обращает внимание специфическая и оригинальная церковная лексика данного перевода, а также ряд характерных особенностей языка (в частности, здесь не обнаруживается повествовательной формы – глаголов с вав-переворачивающимся). Автор заключает, что перевод, выполненный В.А. Левисоном, является уникальным не только в плане миссионерской попытки, но и в качестве примера оригинальной церковной терминологии на иврите. Доклад вызвал живой отклик слушателей.
Далее был заслушан доклад ассистента кафедры библеистики МДА аспиранта Эльдара Олеговича Костуева «Библейские цитаты в составе памятников славянской книжности». Автор проанализировал историю исследований, посвященных изучению функционирования библейского цитирования в составе памятников древнерусской книжности, рассмотрел характеристики и некоторые особенности работы с библейским цитированием, указал на существующие вопросы и проблемы при обращении к данному вопросу. Лейтмотивом доклада может служить цитируемое в его составе высказывание итальянского библеиста и слависта М. Гардзанити: «Библейские цитаты могут стать своеобразными вехами на пути изучения византийско-славянской символики мироздания, основанной на христианском учении Отцов Церкви и на традиции монастырской жизни, глубоко укоренившейся в балканском и восточнославянском мире».
Магистр богословия archpriest Аркадий Петровцев презентовал собственную книгу «Анатолийские послания апостола Павла (современный перевод посланий к Ефесянам, Галатам и Колоссянам)». Данное издание совмещает буквальный и литературный перевод Посланий апостола Павла с греческого языка, осуществленный с привлечением экзегетической святоотеческой традиции. Книга снабжена обширным фотографическим материалом, картами и схемами. Организация повествования строится по географическому принципу – в дальнейшем автор предполагает издание перевода других книг Священного Писания Нового Завета, выполненный по тому же принципу. Часть тиража книги отец Аркадий преподнес в дар библиотеке МДА.
Далее с докладом «Иудейский храм Элефантины: к вопросу о времени появления святилища» выступил ассистент кафедры библеистики МДА аспирант Петр Владимирович Абеленцев. Докладчик рассмотрел основные гипотезы, связанные с датировкой возникновения диаспоры евреев на острове Элефантина. Благодаря их анализу было высказано предположение о том, какое именно событие стало причиной эмиграции еврейского населения в Египет с последующим строительством Храма, тождественного по своим функциям Храму в Иерусалиме.
По окончании работы секций в Большом зале МДА состоялось подведение итогов первого дня конференции. Доцент кафедры библеистики МДА и руководитель магистерского профиля Михаил Всеволодович Ковшов подчеркнул, что главной задачей научных исследований остается верность Святоотеческому Преданию, что отражено в названии конференции — «в свете Православного Предания». «Библеистика — это прежде всего богословская дисциплина. Священное Писание дано нам не просто для изучения, а для спасения. Именно поэтому кафедра развивает сотериологический подход в библейских исследованиях, рассматривая текст Писания через призму его духовного и спасительного значения для человека» — отметил Михаил Всеволодович.
В завершение первого дня конференции заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков поблагодарил всех участников за содержательные доклады и дискуссии, вручив сертификаты об участии в конференции.
15 мая конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания» продолжила свою работу в стенах Московской духовной академии, открыв возможность аспирантам и студентам духовных и светских вузов поделиться с научным сообществом и друг с другом своими исследовательскими наработками.
Пленарное заседание второго дня конференции в Большом зале открыл доклад руководителя магистерского профиля, доцента кафедры библеистики МДА Михаила Всеволодовича Ковшова на тему: «Направление современной паулинистики “Павел в рамках иудаизма (Paul within Judaism (PwJ)”: критический анализ и оценка». В своем докладе Михаил Всеволодович коснулся вопросов толкования Послания Апостола Павла к Евреям, а также упомянул о продолжении дела русской Библеистики, главная особенность которой состоит в сочетании научности и церковности. Далее автор доклада обратил внимание на проблематику пост-нового взгляда на Апостола Павла, который видит личность Апостола в контексте традиции иудаизма. Было отмечено, что исторические предпосылки вопроса возникли в начале ХХ века. Сторонники данного взгляда выдвигали идею о том, что Богом установлено сосуществование иудаизма и христианства. Сторонников подхода также характеризует филоиудейская экзегеза посланий Апостола Павла. Автор доклада рассмотрел основные идеи пост-нового взгляда на Апостола Павла, а затем дал православную оценку данным взглядам. Было отмечено, что по проблематике данного вопроса за последнее время в стенах Академии была успешно защищена магистерская работа, а также готовится защита кандидатской диссертации.

После пленарного заседания работу первой секции открыл доклад диакона Ассирийской Церкви Востока Артура Авдышева, аспиранта МДА, на тему «Согита «Эда д-Гаяса» (праздник Благоразумного разбойника) по рукописи 77 РГБ (Ф186) и ее отражение в западно-сирийской мемре: введение в проблематику». В данном докладе были проанализированы особенности сирийской литургической традиции и содержащихся в ее текстах библейских цитат и образов.
Студент 1 курса магистратуры Минской духовной академии иерей Илия Жигула рассказал о понятии термина χάρισμα в русской библеистике XIX века. Так, архимандрит Макарий, А. П. Лопухин и епископ Феофан, акцентировали внимание на χάρισμα как на дарах Святого Духа, служащих для укрепления Церкви и духовного роста христиан. В отличие от протестантской трактовки харизм как личных привилегий, русские библеисты подчеркивают их общецерковный характер и роль в построении единства Церкви. Также понимание χάρισμα оказало влияние на богословие XX века, особенно на работы митрополита Антония Храповицкого и протоиерея Сергия Булгакова.
Иерей Евгений Тимофеев, аспирант СПбДА, выступил с докладом на тему: «К вопросу об интерпретации 2 Пет 1:19-21 в связи с библейским обоснованием учения о богодухновенности». Докладчик последовательно рассмотрел сложные места данного отрывка с учетом контекста Послания, имеющихся разночтений, употребления слов προφητεία и γραφὴ в Новом Завете. Было отмечено, что при применении текста 2 Пет 1:21 в частности и 1:19–21 в целом в качестве библейского обоснования богодухновенности необходимо учитывать целый ряд особенностей.
Магистр богословия, руководитель группы по изучению Священного Писания в Архиерейском подворье в честь Иверской иконы Божией Матери г. Первоуральска Евгений Александрович Янин поделился своим исследованием на тему: «Раскрытие понятия «δικαιοσύνη Θεοῦ» (Рим 1, 17) в современной западной библеистике: genitivus subjectivus или genitivus auctoris?» Выступающий отметил, что для догматического богословия Православной Церкви и отечественной библеистики характерно стремление к сочетанию смыслов, выраженных как genitivus subjectivus, так и genitivus auctoris (представление о правде как свойстве Божьем и как энергии Божьей, которая преображает человека). По мнению исследователя, при раскрытии содержания понятия «δικαιοσύνη Θεοῦ» в Рим 1, 17 необходимо говорить о смыслах, выраженных как genitivus subjectivus, так и genitivus auctoris.
Студент 2-го курса магистратуры МДА иерей Иоанн Кубасов в ходе своего выступления рассказал о Рудольфе Бультмане и его программе «демифологизации» (деконструкция картины мира). Данный проект Бультмана вобрал в себя определенные черты и воззрения либеральной теологии ΧIΧ-го века, некоторые идеи диалектической теологии Карла Барта и основы философии«раннего» Мартина Хайдеггера. Участники конференции услышали разбор и разностороннюю критику этой программы как современниками Рудольфа Бультмана, так и учеными-теологами, православными богословами и философами последующих поколений.
Студент 3 курса бакалавриата Саратовской духовной семинарии Арсений Александрович Лихачев выступил с докладом на тему: «Образ Мелхиседека в Священном Писании и параллельных источниках». Докладчик уделил внимание образу вина и хлеба, сопоставил употребление данного образа в текстах LXX и Кумрана. Также докладчиком был разобран образ Мелхиседека в апокрифе «Книга Еноха».
Учение о кенозисе в контексте христологического гимна в послании к Филиппийцам (Флп. 2:5-11) подробно раскрыл в своем сообщении Павел Эдуардович Маргиев, студент 2-го курса бакалавриата Перервинской духовной семинарии. Докладчиком были представлены к ознакомлению особенности гимнов Ветхого и Нового Заветов; по мысли автора, уникальность гимнов Нового Завета состоит в том, что они отражают воздействие Святого Духа. Таким образом, фрагмент Флп. 2, 5-11 – уникальный гимн, в котором излагаются тайны Боговоплощения Христа.
Николай Олегович Демидов, студент 2-го курса бакалавриата СДА, выступил с докладом на тему: «Противопоставление Сиона и Вавилона в книге пророка Исаии (40-55 глл.): сравнительный анализ». В результате исследования было заключено, что Сион в Книге Пророка Исаии предстает как символ избранного Божиего народа, чье унижение сменяется восстановлением и прославлением, тогда как Вавилон — как образ богоборческой державы, обреченной на разрушение. Образ Сиона ассоциируется с многодетной матерью (Ис 66), в то время как Вавилон — с бездетной вдовой (Ис 47), что подчеркивает контраст между будущим спасением Израиля и гибелью его притеснителей. Анализ текстов показывает, что подобная структура риторики не только усиливает пророческое послание утешения, но формирует и укрепляет мессианскую надежду, укорененную в историческом контексте.
На второй секции, которая прошла в Библейском кабинете МДА аспирант МДА иерей Дмитрий Конов представил доклад на тему «Вавилонский плен: библейский нарратив и археология в поисках исторической истины». Докладчик в своем выступлении рассмотрел проблему соотношения библейского нарратива о Вавилонском плене и клинописных табличек из Аль-Яхуду, анализируя, как новые эпиграфические данные помогают современным исследователям уточнить и дополнить библейский рассказ. Основное внимание в ходе выступления было уделено проблеме идентификации фрагментов из книги пророка Иеремии, которые отражают реалии эпохи Вавилонского плена, а не являются поздними пророческими или теологическими интерпретациями.
Далее с докладом «Эволюция понятия «Источники Откровения» в Римско-католической Церкви (Тридентский собор 1545 – Второй Ватиканский собор 1965)» выступил аспирант ОЦАД Андрей Юрьевич Кудряшов. Он отметил, что хотя проблема соотношения Писания и Предания в Римско-католической церкви впервые была затронута на Тридентском соборе (1545 – 1563) в контексте антипротестантской полемики, в дальнейшем она развивалась: Писание и Предание были признаны равнозначными Источниками Откровения (данное положение было подтверждено конституцией «Dei Filius» I Ватиканского собора (1869 – 1870) и энцикликой папы Льва XIII«Providentis simus Deus» (1893)). Однако в конституции «Dei Verbum» Второго Ватиканского собора (1962 – 1965) было сформулировано определение источников откровения, которое идёт вразрез с фундаментальным католическим учением. Второй Ватиканский собор помимо Предания и Писания вводит третий источник – церковное учительство. Таким образом, учение РКЦ о Священном Предании после Второго Ватикана стало ещё дальше отстоять от Православного понимания данного вопроса.
Протоиерей Геннадий Князев, магистрант 2-го года обучения ОЗО МДА, выступил с докладом: «Откровение о семидесяти седминах Даниила (Дан. 9:24-27) в сочинениях Иосифа Флавия». В докладе выступающий проанализировал пророчество, содержащееся в книге пророка Даниила, и сопоставил его с фрагментами из сочинения Иосифа Флавия.
Доклад «Символ веры в иллюстрациях Псалтири: поэтическая экзегеза в призме толкований святых отцов» представила Лариса Юрьевна Сторожилова, магистрант 1-го года обучения ОЦАД. В ходе доклада автор предложил понятие «поэтической экзегезы, отметив ее важную роль в катехизаторской деятельности.
Михаил Алексеевич Пелипенко, магистрант 1-го года обучения СДА, выступил с докладом на тему «Евангелие как античные биографии: история дискуссии о жанре». В сообщении были представлена основная палитра мнений современных ученых, которые исследуют жанровые особенности Евангелий и сопоставляют их с литературными памятниками Античности.
Далее был заслушан доклад диакона Александра Леншмидт, студента 4-го курса Саратовской духовной семинарии, на тему: «Проблематика экзегезы Мф.5:14-16 и Мф.6;1-4». Автор отметил, что кажущееся противоречие: Мф 5:14-16 призывает к видимому свидетельству («да светит свет ваш»), а Мф 6:1-4 – к сокровенности («пусть левая рука не знает, что делает правая»). Докладчик в ходе исследования прибегнул также к лингвистическому анализу избранных фрагментов, а также к их святоотеческой интерпретации.
Завершил работу секции доклад «Экзегетический анализ притчи о неправедном управителе», который представил студент 3-го курса Екатеринодарской духовной семинарии Николай Владимирович Бочкарев. Автор отметил сложность толкования притчи, обратившись к ее контексту и толкованию святыми отцами.
По итогам второго дня конференции всем участникам были вручены сертификаты, а несколько докладов были отмечены особыми наградами – ценными изданиями по библеистике. После чего было сделано совместное фото.

Вечером участники конференции имели возможность продолжить общение в неформальной обстановке, собравшись за традиционным мероприятием кафедры – «Библейским самоваром».
Работа конференции показала, что синтез научной библеистики и святоотеческого наследия открывает новые перспективы для понимания Священного Писания как живого Слова Божия, ведущего человека ко спасению.
Пресс-служба МДА/Кафедра библеистики МДА