В МДА прошли первые Юстиниановские чтения
27 ноября Церковь празднует память святого благоверного царя Юстиниана. В этот день в Московской духовной академии прошла научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам канонического права.
Конференция была организована кафедрой церковно-практических дисциплин МДА совместно с комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Открывая конференцию, ректор Академии епископ Звенигородский Феодорит отметил, что имя святого императора Юстиниана выбрано для чтений неслучайно. Византийский василевс является не только покровителем церковного и гражданского права, но также и богословом, автором литургических текстов, защитником православной веры и православного царства. Выраженная в его новелле знаменитая формулировка симфонии до сих пор остается идеалом церковно-государственных отношений.
От комиссии по церковному праву Межсоборного присутствия участников чтений приветствовал заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва. Владыка рассказал о работе комиссии над темами в области канонического права, в том числе теми, которым посвящена конференция: «Кодификация источников церковного права» и «О значении канонического корпуса в современной церковной жизни».
Первый доклад под названием «Эпитет “вселенский” и его новое значение в законодательстве императора Юстиниана» прочел игумен Дионисий (Шлëнов), профессор кафедры филологии и директор Библиотеки МДА. При помощи глубокого и точного филологического анализа текстов как самого императора Юстиниана, так и его предшественников и современников, отец Дионисий установил точную дату применения эпитета «вселенский» в официальном законодательстве и значение этого понятия как для гражданского права Византии, так и для канонической теории и практики Православной Церкви по сей день. Как было продемонстрировано докладчиком, этот вопрос является не просто византологической или филологической теорией, но имеет важнейшее значение для актуального состояния межправославных отношений.
В сообщении «Практические измерения “симфонии” Юстиниана: государственное принуждение и церковный правопорядок» протоиерей Димитрий Пашков, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин МДА, показал, что теория «симфонии» (согласия) гражданской и церковной власти («царства» и «священства») изложена императором Юстинианом I в преамбуле к его 6-й новелле (535 г.) в качестве ответа на доктрины пап конца V – начала VI вв. Геласия и Симмаха. Последние утверждали превосходство священства и исключительное его заведование церковными делами. В отличие от них, Юстиниан говорит не о соотношении двух иноприродных обществ, но о соотношении двух служений в едином церковно-государственном теле. При этом, ограничивая деятельность священства богослужением, императорская власть берет на себя заботу «об истинных догматах» и «о чести священников», а также о соблюдении канонов, т.е. о церковном устроении.
В докладе было показано на примере ряда конституций 535–556 гг., насколько широко и свободно Юстиниан пользовался мерами государственного принуждения в обеспечении церковного правопорядка. Так, новелла 6 гл. 1 предусматривает лишение сана клирику, прибегающему к взятке при рукоположении; новелла 123 гл. 1 назначает (впервые в истории церковного правообразования) срочное (на 1 год) запрещение для епископа, совершившего рукоположение вопреки установленной процедуре; новелла 134 гл. 10 устанавливает наказание за прелюбодеяние насильным заключением в монастырь. Такие гражданско-правовые меры обеспечения вырабатываемых императором чисто церковных правил сообщало им самую высокую социальную действенность, которая является одним из важнейших признаков права, наряду с надлежащим установлением и справедливым содержанием. В докладе проводятся параллели такого византийского подхода с правовой ситуацией в Российской империи Синодального периода.
Н.С. Семенова, доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА, выступила с докладом «Симфония отношений Церкви и государства святого Юстиниана Великого и современный принцип “симфонии”: сравнительный анализ». В докладе представлена история и содержание принципа «симфонии» отношений Церкви и государства, который впервые был сформулирован святым Юстинианом Великим в 6-й новелле. Принцип «симфонии» является идеалом, к которому следует стремиться, но который вряд ли достижим на практике. Причем сам святой Юстиниан занимался церковным правотворчеством. Кроме того, докладчик представила сравнение принципа «симфонии» святого Юстиниана и современного конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства (ст. 14 Конституции РФ 1993 г.). Несмотря на то, что в современном принципе указан термин «отделение» вместо «симфония», содержательно его можно охарактеризовать как сотрудничество религиозных объединений и государства без вмешательства в исключительную компетенцию друг друга, т.е. принцип, похожий в своей основе на принцип отношений симфонии Церкви и государства, с исторической поправкой на то, что изначальный принцип симфонии был сформулирован для православного государства. Иными словами, отношения симфонии были не со всеми «религиозными объединениями», а только с Церковью. Однако сегодня, учитывая особый статус Православия в истории и культуре России как государства, его косвенное закрепление в ст. 67.1 Конституции РФ, возложение государством на Церковь роли основного духовно-нравственного воспитателя, поддержку проповеди, сотрудничество Церкви и государства в области образования, культуры, семьи, можно говорить о том, что идет постепенный возврат к принципу юстиниановской симфонии, но с учетом современных реалий.
В своем сообщении «Применение в Византии 15-го правила Двукратного Собора (861 г.)» диакон Андрей Псарëв, профессор Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Нью-Йорк, США), рассмотрел причины появления на свет канона, в первой своей части требующего от митрополитов обязательного поминовения за богослужениями имени патриархов, а во второй — объясняющего обстоятельства, при которых иерархическое подчинение может быть приостановлено. Отец Андрей коснулся приложения теории симфонии императора Юстиниана на практике, отметив противоречивую роль в церковных делах императоров Льва VI и Михаила VIII. Докладчик остановился на отношении к правилу в Византии, а также отметил его востребованность в наше время и высокий уровень некорректного применения.
Доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Иоанн Лапидус начал свой доклад «Канонический корпус и его значение в современной жизни Православной Церкви» с констатации того, что нынешняя ситуация в мировом Православии не располагает к оптимизму. Односторонние, нарушающие предыдущие договоренности и декларации, несогласованные ни с кем и антиканонические действия одной Поместной Церкви, вторгшейся в каноническое пространство другой Поместной Церкви, привели к чрезвычайно опасному положению. При этом отсутствие активного интеллектуального диалога между экспертными сообществами Поместных Церквей неминуемо ведет к утрате взаимопонимания и к отсутствию возможности своевременного предупреждения опасных тенденций, в том числе и в интерпретации канонов. Необходима широкая дискуссия по теме понимания и имплементации в древней Церкви канонических норм, содержащихся в 9, 17 и 28-м правилах IV Вселенского Собора, в виде конференций, круглых столов, качественных и быстрых переводов публикаций на европейские языки, в первую очередь на английский и греческий. Эта дискуссия со временем может привести к правильному и адекватному пониманию ключевых канонических норм Халкидонского Собора и к соответствующему оформлению канонической оценки действий ныне здравствующего Константинопольского Предстоятеля Синодами Православных Поместных Церквей.
Аспирант Московской духовной академии, исполняющий обязанности секретаря Ученого совета Казанской православной духовной семинарии диакон Никита Кузнецов рассмотрел предпосылки правовой кодификации императора Юстиниана. Кодификационную работу, которая осуществлялась при Юстиниане Великом, можно с уверенностью назвать законодательной реформой, а не простой компиляцией и сбором законодательного материала. Она стала не только одним из самых значительных событий его правления, но и является самой грандиозной реформой римского права вообще. Такое масштабное событие требует определенных условий, предпосылок, которые необходимы для успешного проведения реформ такого уровня. Их можно выделить три: состояние законодательства Римской империи к началу правления Юстиниана, внешние и внутренние политические процессы, а также личность самого правителя.
Аспирант Московской духовной академии Николай Сапсай (Белград, Сербия) продолжил тему значения канонов Православной Церкви и их кодификации для единства в православном мире. Он отметил, что сегодня в православном мире много вопросов и проблем, которые требуют соборного решения. В качестве одного из способов для преодоления этих сложностей нужно рассмотреть возможность кодификации имеющихся канонов в Православной Церкви и их возможное значение для единства в православном мире. Докладчиком были указаны примеры попыток и предложений осуществить кодификацию в XX и XXI вв.
Завершая выступления, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Александр Задорнов отметил сходства и различия в проектах продолжения жизни Римской империи у двух великих современников — остготского короля Теодориха и святого Юстиниана. По мнению докладчика, именно особое внимание к законотворчеству, кодификации и правоприменению позволили византийскому василевсу выиграть в этой конкурентной борьбе и заложить те основы церковно-государственных отношений, которые являются примером и сегодня.
В завершение конференции, поблагодарив всех участников, протоиерей Александр Задорнов выразил надежду на то, что Юстиниановские чтения станут постоянным местом обсуждения актуальных канонических вопросов.
MThA Press Office