The International Scientific and Practical Conference "Orthodox Theology: Traditions and Modernity"
On November 23, the Theology Department with a support of the Russian Orthodox Church Educational Committee hosted the International Scientific and Practical Conference "Orthodox Theology: Traditions and Modernity" which was dedicated to the memory of the Moscow Theological Academy professors N.K. Gavryushin, A.I. Sidorov and A.T. Kazaryan.
It gathered scientists, teachers, graduate and undergraduate students of both theological and secular higher educational institutions. Participants had a chance to present their researches in Theology, Patrology, Philosophy, Religious and Cultural studies, Orthodox Anthropology, Psychology and Philology.
The Rector Bishop Theodorite made a welcoming speech in which he shared his memories of the deceased professors. The Bishop of Belogorodsk Sylvester, Vicar of the Kiev Metropolitan and Rector of the Kiev Theological Academy and Seminary, noted in his greeting letter that in 2010 he defended his Ph.D. thesis under the guidance of Professor N.K. Gavryushin on “The Religious and Philosophical views of M.М. Tareev". The rectors called God's help and blessing onto the participants and wished them to maintain productive work and have interesting discussions in order to open new prospects for further cooperation.
1. Протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии.
Философия Канта как Wahrheitskriterien для русской религиозной мысли (в оптике профессоров МДА Н.К. Гаврюшина и А.Т. Казаряна).
2. Протоиерей Дмитрий Предеин, доктор богословия Киевской духовной академии, доктор философии PhD, преподаватель Одесской духовной семинарии, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.
Н.К. Гаврюшин как выдающийся представитель духовно-академического философского теизма в Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI вв.
3. П.К. Доброцветов, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии.
Вклад профессора А.И. Сидорова в отечественную церковную патрологическую науку.
4. В.В. Бурега, кандидат богословия, кандидат исторических наук, профессор Киевской духовной академии и семинарии.
Полемика свт. Феофана Затворника со св. прав. Иоанном Кронштадтским: малоизвестная страница из истории русской богословской мысли.
5. Протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Интерпретация мч. Иоанном Поповым учения свт. Афанасия Великого о первозданном человеке и ее истоки.
6. О.Г. Ульянов, доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ, ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева».
Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации).
7. М.А. Прасолов, доктор философских наук, профессор, Воронежская духовная семинария.
Гипотетические логосы Дионисия Ареопагита.
A plenary session program included the following reports.
1. Archpriest Alexander Zadornov, PhD in Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Theological Work of the Moscow Theological Academy.
Kant’s Philosophy as Wahrheitskriterien for Russian religious thought (in the views of professors of the Moscow Academy of Sciences N.K. Gavryushin and A.T. Kazaryan).
2. Archpriest Dmitry Predein, Dr. of Theology at the Kiev Theological Academy, Dr. of Philosophy, teacher at the Odessa Theological Seminary, member of the Theological and Canonical Commission at the Ukrainian Orthodox Church Holy Synod.
N.K. Gavryushin as an outstanding representative of theological and academic philosophical theism in the Russian Orthodox Church of the late XX - early XXI centuries.
3. P.K. Dobrotsvetov, PhD in Philosophical Sciences, PhD in Theology, Associate Professor of the Moscow Theological Academy.
Professor A.I. Sidorov’s contribution into Russian church patrological science.
4. V.V. Burega, PhD in Theology, PhD in Historical Sciences, Professor of the Kiev Theological Academy and Seminary.
Polemics of St. Theophan the Recluse with St. John of Kronstadt: a little-known pages from the history of Russian theological thought.
5. Archpriest Pavel Khondzinsky, Dr. of Theology, St. Tikhon’s Orthodox Humanitarian University.
St. martyr John Popov’s interpretation of St. Athanasius’s the Great teachings about primordial man and its origins.
6. O.G. Ulyanov, Dr. of Historical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Arts, Federal State Budgetary Institution of Culture "Central Museum of Ancient Russian Culture and Art named after Andrei Rublev."
Theology of the image in hesychasm (Byzantine Palamism and its latest interpretations).
7. M. A. Prasolov, Dr. of Philosophy, Professor at the Voronezh Theological Seminary.
Hypothetical logos of Dionysius the Areopagite.
8. И.Т. Регульский, студент ΙΙ курса магистратуры НИУ «Высшая школа экономики», Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия.
Попытки идентификации богословия Исаака Ньютона: критический анализ.
9. А.С. Козуля, студент I курса магистратуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Статус римской Церкви в раннехристианский период в трудах богословов Парижской школы (на примере Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа).
10. А.С. Биджамов, студент 5 курса бакалавриата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Богословский взгляды А.В. Карташева на Халкидонскую формулу.
11. А.А. Лагунов, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета.
Православная теология перед вызовом современности.
12. М.С. Иванов, доктор богословия, заслуженный профессор, Московская духовная академия.
Иван Киреевский: «Новые начала» философии.
13. Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент МДА.
Соотношение понятий долга и вины в библейском и богословском контекстах.
14. А.А. Парпара, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры богословия, научный сотрудник кафедры богословия МДА.
Любовь к себе в контексте христианской психологии: грех или добродетель?
After lunchtime, participants could join sectional sessions.
«Samaritanus bonus»: ключевой документ Ватикана об уходе из жизни и эвтаназии с позиций православного учения.
16. Иеромонах Дамиан (Воронов), преподаватель МДА.
Религиозно-философские основания принципов биомедицинской этики Т. Бичампа — Дж. Чилдреса.
17. Г.В. Паутов, студент магистратуры ИДО ПСТГУ.
Кафолическая парадигма прот. Георгия Флоровского в контексте русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв.
18. И.Г. Галкин, студент 2 курса бакалавриата Саратовской православной духовной семинарии.
Сравнительный анализ понятия «свобода» в современном мире и в творениях святых отцов на примере учения об образе Божьем в человеке.
В секции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» были заслушаны следующие доклады.
1. М.В. Ковшов, кандидат богословия, доцент кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии.
Православная библеистика — богословская или историко-филологическая наука? К вопросу о методологии современных православных библейских исследований.
2. Диакон Сергий Кожухов, кандидат богословия, доцент МДА.
«Экзегеза и богословие Оригена на Иер. 1, 6: «Я не умею говорить, ибо я слишком молод».
3. С.Н. Горбунов, магистр богословия, старший преподаватель Нижегородской духовной семинарии.
Об объективности сравнительно-статистического анализа уникальных слов: на примере лексики Послания к Евреям.
4. О.И. Ласточкин, преподаватель философии, Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции.
Экклесиологическая проблематика в труде св. Кирилла «Толкование Евангелия от Иоанна».
5. Иерей Дмитрий Ледовский, магистр искусствоведения, Вологодская духовная семинария.
«Утро христианства»: богословие полунощницы.
6. Д.А. Регульская, студентка II курса магистратуры НИУ «Высшая школа экономики», Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия.
Понятие ближнего в отечественных толкованиях притчи о добром самарянине.
7. А.В. Болдырева, студентка 4 курса бакалавриата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Две апологии прор. Давида свт. Амвросия Медиоланского: своеобразие экзегезы.
Секция «Патрология» состояла из десяти выступлений.
1. Иерей Павел Лизгунов, кандидат богословия, доцент, проректор по учебной работе МДА.
Русская патрология как наука: предыстория и современное состояние.
2. Игумен Дионисий (Шлёнов), кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии.
Учение о Промысле у свт. Фотия и прп. Никиты Стифата.
3. Иерей Алексей Чёрный, кандидат богословия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Действительно ли свт. Игнатий отрицал духовничество?
4. Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия, кандидат философских наук, старший преподаватель Тобольской духовной семинарии.
Концепция духовного возрождения в трудах прпмч. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы: компаративный анализ.
5. Иерей Роман Алексеевский, старший преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии, аспирант МДА.
К вопросу о некоторых спорных высказываниях прп. Порфирия Кавсокаливита.
6. С.С. Пучкова, докторант Лёвенского католического университета.
О методологических преимуществах изучения «Огласительных гомилий» для исследований богословия Феодора Мопсуестийского.
7. Монах Феодор (Бенедисюк), аспирант Киевской духовной академии.
Краткий анализ основных аспектов понятия совершенства человека в монашеской письменности эпохи Вселенских Соборов.
8. Иерей Константин Аникин, магистр богословия, докторант Галле-Витенбергского университета.
Богословские взгляды пресвитера Космы в его полемике с ересью богомильства.
9. С.В. Кожевников, кандидат экономических наук, студент III курса магистратуры ИДО ПСТГУ.
Источниковедческий анализ гомилетического наследия свт. Луки (Войно-Ясенецкого) из библиотеки МДА (с акцентом на тамбовский период (1944–1946)).
10. М.А. Горшенин, студент II курса магистратуры отделения заочного обучения МДА.
Сотериология Богообщения: свт. Феофан Затворник.
В секции «Философия» были представлены следующие доклады.
1. В.В. Петрунин, кандидат философских наук, доцент, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева.
Концепт социального богословия в философии С.Л. Франка (на примере трактата «Свет во тьме»).
2. Д.А. Репин, кандидат философских наук, старший преподаватель Тульского государственного университета.
Реконструкция метафизических взглядов В.А. Снегирёва.
3. Н.Н. Плужникова, доцент, Российский православный университет св. Иоанна Богослова.
Философское осмысление религии в экзистенциальной логотерапии.
4. Е.В. Бутылкина, старший преподаватель Вологодской духовной семинарии.
Красота искусства в представлении русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв.
5. М.А. Шилова, ассистент кафедры теологии и религиоведения философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Проблемы религиозной этики в философском наследии Б.П. Вышеславцева.
6. Максим Злобин, выпускник аспирантуры МДА.
Отношения Востока и Запада в историософии А.С. Хомякова.
7. Анастасия Маслакова, студентка II курса магистратуры Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Экзистенциализм в контексте современных философских течений.
8. Дмитрий Москвин, студент 1 курса бакалавриата Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.
Философия и религия в творчестве Ф.М. Достоевского.
MThA Press Office