В МДА прошел вебинар по внедрению программ подготовки воспитательных работников и индивидуальных наставников
5 июня воспитатели и индивидуальные наставники Московской духовной академии обсудили стратегию внедрения программ подготовки сотрудников воспитательной и тьюторской службы. Мероприятие прошло с использованием платформы Zoom. Открыл вебинар первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Михаил Вахрушев. В работе семинара приняли участие 18 сотрудников.
Данные программы были разработаны по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в целях совершенствования учебно-воспитательной работы. Все мероприятия в рамках этого направления проводятся при непосредственном участии Учебного комитета Русской Православной Церкви. Первое представление программ прошло в рамках Рождественских чтений 2020 года на ежегодном семинаре воспитателей и индивидуальных наставников духовных школ. Весной того же года программы были рассмотрены и приняты на заседании кафедры церковно-практических дисциплин МДА.
Обучение в рамках программы предполагает практическую направленность с опорой на комплекс педагогических и методологических дисциплин. Особое внимание уделено накоплению и передаче опыта работы со студентами. Тесная связь с практикой, гибкий подход к учебе, добровольный выбор помогут избежать формального подхода и обеспечить большую вовлеченность учащихся.
В ходе семинара специалист Учебного комитета О.А. Суханов сделал доклад «Реализация программ подготовки воспитательных работников: возможные формы, пути развития и стратегия».
Проректор по воспитательной работе иеромонах Вячеслав (Сорокин) рассказал об основных этапах развития рассматриваемых программ и документальном фиксировании результатов.
Старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Дометиан (Курланов) затронул тему интеграции воспитательного и учебно-образовательного процессов.
Участники, обсудив возможные формы реализации рассматриваемых программ, пришли к выводу, что начинать занятия надо сразу, используя те возможности, которые есть. С нормализацией обстановки необходимо тщательным образом отработать прежде всего очный вариант, положив его в основу подготовки. При этом необходимо обеспечить фиксацию и параллельное обсуждение выявленных трудностей и ошибок. Такая обратная связь станет инструментом совершенствования учебного процесса.
Отдельно был рассмотрен вопрос о возможности прохождения обучения учащимися МДА, не несущими соответствующих послушаний. Участники высказались за предоставление такой возможности. Было высказано пожелание построить обучение таким образом, чтобы семинаристы могли видеть, как и в какой форме они могут применить полученные знания уже после выпуска.
Были затронуты вопросы информационного сопровождения программ, использования в интересах обучения педагогических практик, организации исследовательской работы.
Основным выводом семинара стало понимание, что подобные программы будут полноценно работать, только став частью комплекса учебно-воспитательной системы. Для этого принято решение разработать Стратегию развития воспитательной службы МДА. По решению участников следующий семинар будет посвящен работе над этим документом.
Мероприятие прошло с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Study Committee/MThA Press Office