В Большом зале МДА прошла лекция известного фониатра Н.В. Оленчик
18 октября в Большом зале Московской духовной академии в рамках программы «Академические чтения на факультете церковно-певческого искусства МДА» состоялась публичная лекция «Певческий голос и профилактика его заболеваний».
Перед слушателями выступила известный фониатр, кандидат медицинских наук, профессор вокальной кафедры Академии хорового искусства имени В.С. Попова Н.В. Оленчик.
Предваряя чтения и представляя именитую гостью, декан факультета церковно-певческого искусства игумен Лазарь (Гнатив) познакомил слушателей с видеозаписью, на которой была представлена ария Калафа «Nessun dorma» из оперы Дж. Пуччини «Турандот» в исполнении одного из величайших певцов XX в., автора многочисленных трудов по истории и теории вокального искусства, итальянского тенора Джакомо Лаури-Вольпи. Отметив, что на данной записи Лаури-Вольпи блестяще исполняет одну из самых известных и сложных по исполнению арий тенорового репертуара в возрасте 80 (!) лет, отец Лазарь предложил лектору поговорить о возможных предпосылках и условиях такой продолжительной и успешной карьеры Лаури-Вольпи в контексте основных проблем сохранения голоса певца и профилактики заболеваний голосового аппарата. Данная музыкальная иллюстрация стала своеобразным эпиграфом всей встречи, обозначив ее главную мысль: голос не стареет и не устает, уставать может только сам человек, теряя мотивацию для пения и общий настрой.
В ходе лекции Наталья Владимировна подробно объяснила и наглядно показала слушателям на слайдах строение голосового аппарата, а также изложила основные принципы правильного певческого дыхания. Она отметила, что, когда у певчих нет времени распеться (например, перед ранним богослужением), можно воспользоваться уже давно зарекомендовавшей себя среди поющих дыхательной гимнастикой Стрельниковой.
Наталья Владимировна рассказала о вопросах гигиены голоса, связанных с физиологией организма человека. Лектор остроумно подчеркнула, что на плохое качество пения может влиять лишь отсутствие слуха; а отдых для связок заключается не в прекращении пения как такового, а в смене режима воспроизведения звука, т.к. благодаря тому, что наша мыслительная система основана на принципах вербальности (т.е. мышления через слово), наши связки никогда по сути не находятся в состоянии покоя.
Фониатр показала на примере одной из студенток факультета церковно-певческого искусства технологию верного певческого дыхания, а также ответила на многочисленные вопросы педагогов и студентов, разобрав их на примере собственного многолетнего опыта работы как в Академии музыки имени Гнесиных, так и в Академии хорового искусства имени В.С. Попова.
В завершение встречи декан игумен Лазарь подвел ее итоги, отметив исключительную востребованность и практическую ценность лекции для учащихся и педагогов факультета. Он подчеркнул, что голос человека, являющийся сам по себе уникальным и неповторимым феноменом и самым совершенным музыкальным инструментом, — это прежде всего дар Божий, и, кроме отражения в нем определенной вокальной техники, он несет в себе отражение души человека, его духовного состояния. Именно поэтому очень важно не только правильно петь, но и правильно использовать этот бесценный дар Божий — бережно и по назначению. Потому что, как с доброй иронией подметила заслуженный фониатр Н.В. Оленчик, в грудной клетке человека у всех есть легкие, которыми он берет дыхание, чтобы петь, но у кого-то еще есть и сердце, которым он поет.
В завершение лекции игумен Лазарь поблагодарил Н.В. Оленчик за содержательную лекцию-беседу, вручил памятные подарки и в качестве назидания и пожелания слушателям процитировал небольшой отрывок из книги «Параллельные голоса» упоминаемого ранее Дж. Лаури-Вольпи: «Испанский философ Мигель де Унамуно писал, что если бы мы были уверены в существовании потустороннего мира, мы все были бы гораздо добрее. Антонио Котоньи (вокальный педагог Лаури-Вольпи — авт.) был бесконечно добр и по природе своей, и потому, что наивно и неколебимо верил в вечную жизнь. Восьмидесятилетним старцем, прожив жизнь среди звуков, пения, музыки, он с энтузиазмом преподавал в академии “Санта Чечилия”. В чем же состояло уменье и мастерство этого скромного педагога вокальной речи, не обладавшего ни дипломами, ни специальными знаниями? В том, что он положил в основу своего метода принцип “интенциональности”, то есть стремление воплотить в голосе идеальное звучание, мысленную устремленность к тому, чего хотят достичь. Котоньи создал, сам того не подозревая, “метафизическую” доктрину пения. В основе его метода лежало самослушание и внутренняя целеустремленность. “Сын мой, — умолял он, — стремись! Прошу тебя, надо стремиться!” — при этих словах его голубые глаза наполнялись нежностью и сияли, словно желая осветить мозги непонятливого ученика. Вот оно: стремиться! Если вы хотите, чтобы звук не увязал в слизистых оболочках трахей и зева, не застревал между горлом и нёбом и не уходил в грудь, резонаторы которой не откликаются на основные обертоны, если вы хотите, чтобы он достигал высшей сферы “мелодического дыхания”, стремитесь!»
К.А. Алексеева, преподаватель и регент хора факультета церковно-певческого искусства МДА.
Background information:
Наталья Владимировна Оленчик окончила Московский медицинский стоматологический институт по специальности лечебное дело (1976). В 1977 г. окончила интернатуру по специальности «оториноларингология». В разное время работала фониатром в различных медучреждениях, Российской академии музыки имени Гнесиных, ГИТИСе, музыкальных проектах «Метро», «Нотр-Дам де Пари», телевизионных проектах «Битва хоров» , «Один в Один», «Фабрика звезд», а также по индивидуальным вызовам на спектакли. Была фониатром сводного детского хора России, с которым участвовала в Зимних Олимпийских играх в Сочи (2014).
В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Заболевания голосового аппарата у студентов вокальных и дирижерско-хоровых факультетов: диагностика, лечение, профилактика».
В настоящее время штатный фониатр, профессор вокальной кафедры Академии хорового искусства имени В.С. Попова.
MThA Press Office