В Академии прошла конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания»
13 и 14 ноября 2024 года в стенах Московской духовной академии прошла осенняя сессия ежегодной научно-практической конференции кафедры библеистики «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В первый день конференции с докладами выступили преподаватели духовных и светских вузов, а также независимые исследователи. Во второй день были заслушаны доклады аспирантов и студентов. Среди участников были представители Московской, Сретенской и Минской духовных академий, ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Саратовской, Коломенской, Калужской, Екатеринодарской, Нижегородской, Барнаульской, Казанской, Донской, Екатеринбургской, Перервинской и Новосибирской духовных семинарий, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Конференцию открыл заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков, который обратился к участникам с приветственным словом. Отец Олег отметил, что 2024 год является для кафедры библеистики знаковым, так как в этом году кафедра отмечает свое 20-летие.
Пленарное заседание открыл доклад заведующего кафедрой библеистики протоиерея Олега Мумрикова на тему «Православное учение о творении и современное богословие эволюции: возможен ли диалог?». Автором доклада в качестве предваряющих понятий было зафиксировано, что эволюционизм на сегодняшний день является одной из базовых концепций современного естествознания. Когда речь идет о вопросах богословского осмысления проблем современного естествознания, самой сложной является проблема естественного зла — возможности страдания и смерти с момента сотворения человека. Святоотеческая традиция говорит о творении как об особом состоянии мира, которое утрачено при грехопадении: в то же время научная картина подходит к вопросу иначе. Как осмысление проблемы появилось так называемое богословие эволюции Пьера Шардена: творение непрерывно, сам по себе космос является незавершенным процессом, а мир пребывает в процессе становления и потому может порождать новые явления. Согласно данной концепции, у творения существует определенная свобода, заключающаяся в том, что Бог не вмешивается (или ограниченно вмешивается, то есть так называемое Божественное самоустранение, поэтому, по мнению сторонников теории, в мире присутствует зло). Свобода рождает множество сценариев развития событий — из этого рождается случай; между тем первородный грех понимается как безразличие к Божественному творчеству. Так, исследователь Джон Хот отрицает историчность первых глав Книги Бытия. Совершенство возможно только в будущем, также концепция констатирует уязвимость Бога: Он слаб пред лицом естественного зла. Все вышеперечисленное является основными проблемы данной концепции. Тем не менее в православном вероучении можно провести некоторые параллели отдельным аспектам данной теории. Например, кеносис Спасителя (Божественная уязвимость). Главная проблема заключается в том, что богословие эволюции строит теодицею, взирая лишь на мир падший, воспринимая только его, а не тот мир, который был «хорош весьма» (Быт. 1.31). Сторонники данной концепции описывают лишь эмпирически известную человеку реальность, поэтому мы можем перейти в другую форму расчета, не выясняя, кто прав, а кто виноват. То есть наши оппоненты просто не учитывают того, что учитываем мы. На этом основании диалог возможен.
По окончании пленарного заседания началась работа двух секций преподавательской части конференции Первая секция проходила в Большом зале, вторая — в библейском кабинете МДА.
Подробнее о работе секций читайте на сайте кафедры библеистики МДА