В Академии прошел круглый стол «История и практика применения термина “инославие”: канонический аспект» — Московская духовная академия
Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

В Академии прошел круглый стол «История и практика применения термина “инославие”: канонический аспект»

16 октября 2025 года в малом актовом зале МДА прошел круглый стол «История и практика применения термина “инославие”: канонический аспект». Модератором выступил заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА, секретарь комиссии по церковному праву Межсоборного присутствия протоиерей Александр Задорнов. Он отметил, что вопрос о молитвах с теми, кто не является членом Православной Церкви, регулируется церковными каноническими нормами. Вместе с тем, учитывая проблематику межхристианского диалога и сосуществования в секулярном обществе, приобретшую особую актуальность в последние десятилетия, возникает необходимость рассмотрения практических аспектов приложения незыблемых норм Церкви Христовой к современной реальности. Именно этому вопросу посвящен проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами», подготовленный комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия.

В рамках круглого стола прозвучали три сообщения. Заслуженный профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин осветил употребление терминов «инославие» и «еретик» в канонической практике. Как отметил докладчик, особое значение в истории Церкви приобрели мысли святого Василия Кесарийского о еретиках и схизматиках, высказанные им в двух посланиях к святому Амфилохию Иконийскому и составившие содержание 1-го и 47-го правил святителя. Отвечая на канонические вопросы святого Амфилохия, Василий Великий касается, в частности, и присоединения к Кафолической Церкви получивших крещение вне ее. Святой Василий ссылается при этом на правила древних отцов, но поскольку разные отцы поступали в подобных случаях по-разному, ему приходится не только излагать их взгляды, но и высказывать свое собственное суждение. 8-е и 19-е правила 1-го Никейского Собора, 7-е и 8-е правила Собора Лаодикийского и 1-е и 47-е правила святого Василия Великого легли в основу всеобъемлющего постановления о присоединении к Церкви бывших еретиков и раскольников, которое известно как 7-е правило II Вселенского Собора. При этом, как отметил отец Владислав, за терминологическими расхождениями в правилах не стоит противоречий между содержащимися в правилах нормами. Подобное различие в терминах сохраняется и в современной богословской литературе, так что порой спор относительно квалификации той или иной инославной Церкви с точки зрения меры ее удаления от Православия — представляет она собой ересь или раскол — является содержательно всего лишь «спором о словах». Поскольку разная терминология основана на авторитетных источниках, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер своих расхождений и не вступали между собой в неуместный спор о словах. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, каким термином квалифицировать то или иное новое религиозное сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в Православную Церковь по тому или иному чину.

Доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов в своем выступлении напомнил, что отношение к инославию в Русской Православной Церкви с течением времени менялось. На протяжении веков Русская Церковь стремилась соблюдать золотую середину, балансируя между двумя крайностями: самозамкнутым конфессионализмом и индифферентным экуменизмом. Смыслом такой позиции было православное свидетельство и поиск способов проповеди среди инославных с целью восстановления единства этих сообществ с истинной Церковью без утраты при этом православной церковной самоидентификации. По словам отца Антония, канонический запрет на молитву с инославными является выражением церковного представления о неразрывной связи молитвы и веры, подтверждение чему можно найти, в частности, в трудах святителя Василия Великого и Проспера Аквитанского. Вместе с тем формат заседаний экуменических собраний позволяет свидетельствовать перед инославными о православной вере, не имитируя наличие единства, которого в действительности нет. Подводя итог своему сообщению, отец Антоний сказал, что деятельное свидетельство Церкви и проявление ей икономии, далеких от индифферентного экуменизма, направлены на воссоединение с Церковью тех, кто по разным причинам от нее отпал и находится в разделении с ней. 

Историю использования термина «инославный» в христианской письменности представил руководитель аспирантуры МДА, наместник московского Андреевского ставропигиального монастыря, директор Синодальной библиотеки профессор игумен Дионисий (Шленов). Он показал, что термин «инославные» очень часто упоминается в разрабатываемом документе «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами» и присутствует в его названии. В начале документа предлагается следующее пояснение: «3. В связи с тем, что термин “еретики” в эпоху классического модерна и секуляризации стал восприниматься как публичное оскорбление, он стал заменяться термином “инославные”». В этом пояснении есть свои сильные и слабые стороны, исходя из исторической траектории значений термина. После представленного обзора можно будет уточнить представленную формулировку. 

Далее игумен Дионисий рассмотрел основные значения греческого термина ἑτερό-δοξος, калькой которого и является слово «инославный». В классическом Лексиконе Лиддл-Скота-Джонса указываются два близких друг другу значения: «отличающийся во мнении» и «придерживающийся мнений, отличающихся от правильного, инославный». Автор приводит примеры из античной нехристианской литературы, что ясно подтверждает бытование термина «инославный» в широком поле античной культуры. Так, инославным мог быть врач, придерживающийся нетрадиционных, неверных методов лечения.

«Патристический лексикон» Лэмпа выводит основные значения термина в христианской литературе: «не в соответствии с установленным учением, инославный», «инославный или еретик». В греческом языке поздней Византии доминирующим становится следующее значение: «тот, который отступает от православной веры, еретик». Графики слова ἑτερό-δοξος, продемонстрированные автором доклада, помогают понять время наибольшего его распространения, а также авторов, пользовавшихся им чаще других.

Парадоксально, что более всего термин распространен у самого раннего в ряду христианских авторов Оригена, который сам был осужден за ряд неправославных взглядов, которые можно было бы классифицировать как «инославные». 

После II века термин получил особое распространение в IV, V и XIV веках — в периоды особо интенсивных богословских дискуссий в Церкви. Святитель Афанасий Александрийский под инославными преимущественно понимал ариан, и он опровергает, по его собственным словам, «инославные сочинения еретиков»: еретики-ариане обладают «христоборческим и инославным произволением», их аргументы не более чем «мудрые-злодеяния». Таким образом, именно у святителя Афанасия появляется представление об инославных, более близкое к современному. Во всех вышеперечисленных словарных значениях можно выделить общее содержание. Инославный — тот, кто отступает от традиционного учения или от общепринятой истинной традиции мысли. При таком значении инославие оказывается тем, что приходит в противоречие с церковной традицией.

На основании прозвучавших на круглом столе сообщений работа над проектом документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами» будет продолжена. 

MThA Press Office