Учащиеся кафедры истории и теории церковного искусства МДА приняли участие в Международной конференции МГУ
14 апреля в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова прошел очередной этап Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2021».
Участниками конференции являются известные исследователи, специалисты в разных областях церковной и светской науки. В секции «История и теория искусства», подсекции «Искусство средневековой Руси и русское церковное искусство Нового времени», приняли участие аспирант первого года обучения кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии Ольга Баранова и магистранты второго года обучения монахиня Кассиана (Чеботарëва), Екатерина Пуганова и Ксения Супрун.
Ольга Баранова выступила с докладом на тему «Евангелия напрестольные XVII и XIX вв. из собрания музея Московской духовной академии “Церковно-археологический кабинет” как образцы художественного оформления подносных книг эпохи», в котором рассказала о Евангелиях, которые составляют уникальную коллекцию в экспозиции древних церковных книг академического музея и представила вниманию интересные сведения описания этих книг, ранее не изученных, на основе выявленных атрибутивных знаков: экслибрисов, штампов, гравировки, клейм и владельческих записей.
В докладе монахини Кассианы «Рукописные антиминсы XVII в. из собрания музея Московской духовной академии “ЦАК”» был дан обзор антиминсной коллекции академического музея и представлено 6 уникальных рукописных антиминсов XVII в. с новыми полными расшифровками, датировками и описанием особенностей каждого из них (ранее не все из представленных антиминсов были правильно датированы). Также приведены примеры образцов антиминсов из книг XVII в.
В докладе Екатерины Пугановой «Русская традиция издания Лицевых Библий» была рассмотрена тема европейских иллюстрированных сборников, «увражей», иллюстрированных изданий на сюжеты Священной истории с XVII в., которые стали выходить и в России. Рассматриваются примеры наиболее известных библейских альбомов XVII — начала XX вв., которые создавались как граверами монастырских типографий, так и выпускниками и профессорами Академии художеств.
В докладе Ксении Супрун «Иконография первых учеников преподобного Сергия Радонежского» говорится об одном из принципов формирования иконографии первых радонежских подвижников: сходстве и равнозначности совершённых ими подвигов, с одной стороны, и эфемерном портретном сходстве древнерусских и византийских святых, с другой. При этом основным механизмом подобной иконографической схемы становится типологическое сходство и функциональная близость образов.
В подсекции «Музейное дело и арт-бизнес» приняла участия аспирант первого года обучения Наталья Григорьева. В своем докладе «Церковно-археологический кабинет в системе педагогических музеев дореволюционной России» Наталья рассказала о вкладе профессоров Московской духовной академии в устройство Церковно-археологических музеев при Духовных академиях в XIX — начале XX вв.
В подсекции «Отечественное искусство XX–XXI вв.» выступила магистрант второго года обучения Ольга Пешкова с докладом «Собрание работ К.В. Лебедева в музее МДА “ЦАК”». Ольга рассказала об известном художнике конца XIX — начала XX вв. К.В. Лебедеве, который внес большой вклад в церковное искусство своими работами: живописью, монументальной живописью, рисунками иллюстраций Библии и Нового Завета, эскизы которых (их более ста) хранятся в музее МДА «ЦАК».
Заседание подсекций проходило в дистанционном формате с помощью приложения Zoom.
MThA Press Office