Состоялась VI Международная конференция, посвященная Христианскому Востоку
В Академии состоялась VI Международная конференция, посвященная Христианскому Востоку.
18 ноября ученые из Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пятигорска, Еревана (Армения) собрались в малом актовом зале, чтобы поделиться результатами своих исследований. Дистанционно подключились трое исследователей (в рамках двух докладов), которые по объективным причинам не смогли прибыть в Сергиев Посад: Л. Хучуа и Э. Абуладзе из Тбилиси (Грузия) и священник Александр Трейгер из Галифакса (Канада).

В своем приветственном слове руководитель Кабинета ориенталистики диакон Сергий Пантелеев отметил, прежде всего, значимость именно непосредственного общения ученых на конференциях. Не менее важным следует признать участие представителей Христианского Востока, хранителей его преданий. Их свидетельство изнутри традиции позволяет глубже понять весь комплекс проблем, связанных с существованием христианства на Ближнем Востоке и в сопредельных регионах, избежать кабинетного взгляда на многие вопросы.

На пленарном заседании своими наблюдениями о текстах восточной христианской традиции поделились ректор находящейся в Северной столице семинарии Армянской Церкви священник Гевонд Темкин и преподаватель ПСТГУ Н.Г. Головнина. После перерыва на чай общение участников продолжилось на секциях, одну из которых можно условно назвать филологической, а другую — исторической.
Тематика прозвучавших докладов не может не удивлять своим разнообразием. И дело даже не в широте названия конференции, а в необычайном многообразии форм и способов существования христианства на Востоке. Как в прежние века, так и в настоящее время. Свой вклад в указанную пестроту вносит и малочисленность в нашей стране тех, кто занимается изучением Христианского Востока.

Вопреки пестроте проблем, которые затрагивались в сообщениях, после каждого доклада возникало активное обсуждение, свидетельствующее о неподдельной любви всех участников к Христианскому Востоку. В дискуссиях принимали участие и студенты, посетившие мероприятие, — тематика многих докладов напрямую связана с их лекционным материалом.

Студенты приняли также участие и в проведении мероприятия, прежде всего следует назвать Максима Егорова, Серафима Кривоногова, Владимира Ильина.
Прошедшая конференция — не просто обмен мнениями и подведение итогов кропотливой исследовательской работы. Более всего это праздник общения ученых, занимающихся решением разнообразных научных проблем. И только в личном, непосредственном общении — залог успешного решения любой подлинной проблемы, в том числе непосредственно относящейся к Христианскому Востоку.
На конференции прозвучали следующие доклады:
- Священник Г. Темкин (Духовная семинария им. св. Григория Просветителя, Санкт-Петербург). Распространение христианства в армянской области Сюник в I–VI вв.;
- Н.Г. Головнина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва). Жанр вопросоответов как форма для антимусульманского катехизиса у коптского патриарха Иоанна III Милостивого (VII в.);
- П.А. Кузьминых (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург). Всенощное бдение по рукописи Sin. ar. 264 (XIV в.);
- Л. Хучуа, Э. Абуладзе (Тбилисская духовная академия, Тбилиси, Грузия). История древних рукописей Евангелия на грузинском языке;
- А.А. Рогожина (Научно-исследовательский университет ВШЭ, Москва). Мученики-воины в армянской гимнографии;
- Иеродиакон Георгий (Рамазян) (Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад). Закавказье между Россией, Турцией и Ираном в XVII–XVIII вв.: Начало пророссийской ориентации Армянской Церкви;
- А.В. Хренков (Институт востоковедения РАН, Москва, Е.Ю. Ковальская, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Москва). Российско-эфиопские религиозные контакты и межцерковные связи в XIX — нач. XX в. (по архивным документам);
- А. Григорян (Государственный университет имени В.Я. Брюсова, Ереван, Армения). Иерусалимский патриархат Армянской Апостольской Церкви;
- Иеродиакон Максим (Судаков) (свободный исследователь). Богослужение сирийских мелькитов как свидетельство церковной рецепции еврейского текста Библии;
- Священник Александр Зиновкин (Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург). Источники новозаветного комментария Ишодада Мервского;
- Э. Сарибекян (Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран), Ереван, Армения). Армянские рукописи сочинения Георгия Писиды Hexaemeron и его рецепция в некоторых армянских источниках;
- А.А. Лукашевич (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва; Московская духовная академия, Сергиев Посад). Последование Пасхи в сиро-мелькитских Новых Тропологиях IX–XII вв.: состав и литургическая терминология;
- С.Н. Савенко (Пятигорский краеведческий музей, Пятигорск). Предания и иные свидетельства о византийских монастырях как позитивный фактор при создании русских афонских обителей на Северном Кавказе;
- Е.М. Копоть (Московский педагогический государственный университет, Москва). Между Западом и Востоком: Россия в Леванте в конце XIX в.;
- Священник Александр Трейгер (Университет Дальхаузи, Галифакс, Канада). Неизвестный источник по истории Православия в Египте: арабское окружное послание патриарха Афанасия III Александрийского;
- Е.В. Смирнова (Институт востоковедения РАН, Москва). Смешанная школа ИППО в Иерусалиме: особенности межэтнических отношений.
MThA Press Office