Протоиерей Александр Задорнов выступил на конференции по церковному праву в Санкт-Петербурге
Заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Александр Задорнов принял участие в III Барсовских чтениях, прошедших 16 декабря в Санкт-Петербургской духовной академии, выступив с докладом, посвященным икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви.
Санкт-Петербургская духовная академия и Общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовское общество») провели 16 декабря 2019 г. научно-богословскую конференцию по церковному праву III «Барсовские чтения». Тема конференции этого года — «Церковный суд в России. История и современность».
На конференции прозвучали доклады, посвященные таким темам, как право суда над клиром и монашествующими на Руси XI – XIII вв., дискуссия на Соборе 1917-1918 гг. о путях реформирования духовного суда, о праве апелляции епископов на Руси в домонгольский период, отражение темы церковного суда в кодексе Феодосия и эдикте Теодориха и другие.
Доклад проректора по научно-богословской работе протоиерея Александра Задорнова был посвящен пределам икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви. Как отметил докладчик, главные черты икономии – ее временный характер и целевое назначение.
Епископ Далматинский Никодим (Милаш) в труде «Церковное дисциплинарное право» указывает на принцип светского гражданского судопроизводства praescriptio temporis (давность времени) как на причину смягчения или вообще отмены наказания. В собственно каноническом праве такой принцип давности лет епископом Никодимом отрицается: известный сербский канонист вспоминает по этому случаю 15-е правило Карфагенского Собора, наказывающее уже умершего епископа анафематствованием даже после смерти (за передачу своего личного имущества в наследство иноверным родственникам). Однако этот принцип срока давности применяется в современном церковном судопроизводстве и может рассматриваться как актуальное проявление икономии.
Кроме того, современный документы Русской Православной Церкви (Положение о церковном суде 2008 г.) прямо говорят о том, что при наложении канонического прещения (наказания) следует учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного лица, мотивы совершения им церковного правонарушения, действуя в духе церковной икономии, предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления.
Background information:
Под икономией [греч. οἰκονομία — «домостроительство»] в настоящее время понимается обычно отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае. В более широком понимании икономия — принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями.
MThA Press Office