Протоиерей Александр Тимофеев выступил с докладом на конференции в МГУ
Заведующий Библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев выступил с докладом «Антиномия свободы воли — основной экзистенциальный вопрос Ф.М. Достоевского» на Международной научной конференции «Потенциальная бесконечность диалога» философского факультета МГУ, посвященной 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881).
Конференция проходила 2 и 3 декабря и была организована кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Мероприятие прошло в теплой дружеской атмосфере диалога. В своих докладах участники осветили различные аспекты творчества Ф.М. Достоевского, в том числе аспекты различных философских вопросов, христианской этики, антропологии и значение его для современности. Было подчеркнуто огромное влияние Достоевского на европейскую культуру и философию. Утверждения героев Достоевского о спасение мира через красоту, проблемы духовного роста, профетическое предвидение Достоевским соблазнов русской истории, таких как революция и атеизм, постановка основного христианского этического вопроса «Если Бога нет, то всё позволено» были рассмотрены с разных сторон в обсуждениях между и после докладов. Кроме того, была подчеркнута диалогичность творчества Достоевского, восходящая к античной пайдейе и сократической форме научения через диалог.
В своем докладе протоиерей Александр Тимофеев напомнил:
“Совесть без Бога есть ужас, — писал Достоевский в своей “Записной книжке”. — Она может довести человека до величайшего преступления”. Главное значение Достоевского как философа заключается в том, что он пророчески предвидел кризис и крушение безбожного гуманизма, неизбежно оборачивающегося антигуманизмом, что он предвосхитил соблазны, угрожающие ныне всему зданию христианской цивилизации, — незримые тогда еще пути зла: коллективизм и индивидуализм. Против коллективизма Достоевский утверждает реальность и необходимость свободы. В противовес индивидуализму Достоевский показывает, что беспредельная свобода ведет к богоборчеству, к формуле “всё дозволено”, к аморальной морали сверхчеловечества, приводящей личность парадоксальным путем не к возвеличиванию, а к нравственному саморазрушению. В силу мистической связи человека с Богом богоборчество приводит также к человекоборчеству. Человек, восставший против образа Божиего в себе, восстает этим самым и против своей сокровенной сущности. Этой борьбой на два фронта объясняются кажущиеся противоречия в мировоззрении Достоевского: крайнее утверждение свободы, с одной стороны, и разоблачение соблазнов свободы — с другой.
В качестве слушателей в дистанционном формате в конференции приняли участие преподаватели и студенты кафедры библеистики МДА
The MThA Press Office/MThA Biblical Studies Department