Преподаватели МДА приняли участие в Актовом дне Тульской духовной семинарии
23 ноября преподаватели Московской духовной академии, доцент кафедры библеистики иеромонах Филофей (Артюшин) и доцент кафедры церковно-практических дисциплин Н. С. Семенова, приняли участие в Актовом дне Тульской духовной семинарии и в III Всероссийской научно-богословской конференции «Гуманитарная наука в духовной школе» (к 20-летию возрождения Тульской духовной семинарии, к 575-летию автокефалии Русской Православной Церкви).
Иеромонах Филофей (Артюшин) выступил на секции «Богословие и библеистика» с докладом на тему «Вклад Н.И. Троицкого в истолкование книги Иова».
В своем докладе отец Филофей представил участникам экзегетические подходы, применявшиеся преподавателем и наставником Тульской духовной семинарии Н.И. Троицким при толковании одной из наиболее актуальных по тематике учительных книг Ветхого Завета — книги Иова. Во время выступления им были озвучены основные направления научной методологии, которую использовал рассматриваемый автор при написании своего комментария: буквально-историческое, психологическое, культурологическое, поэтико-литературное, археологическое. В заключении доклада иеромонах Филофей подчеркнул актуальность и практическую значимость данной методологии в контексте современных библейских исследований.
Доцент кафедры церковно-практических дисциплин Н.С. Семенова представила доклад на секции «Церковно-практические дисциплины» на тему «Современный правовой статус Русской Православной Церкви в Казахстане».
В докладе Н.С. Семенова особое внимание обращает на сравнение правового положения Русской Православной Церкви в России и Казахстане, а также на основные факторы влияния на законодательство Республики Казахстан.
«При схожих, на первый взгляд, положениях в российском и казахском законодательстве они имеют различное содержание и последствия в правоприменительной практике. Так, например, в России советский принцип отделения Церкви от государства и школы от Церкви был полностью отменен в 1990 г. (Закон РСФСР “О свободе вероисповедания”), восстановлено активное сотрудничество государства с Русской Православной Церковью, в основу государственной идеологии положена система российских традиционных духовно-нравственных ценностей. В Казахстане принцип отделения Церкви от государства и школы от Церкви был заменен на принцип отделения государства и системы образования и воспитания “от религии и религиозных объединений”. Сегодня это означает секулярное государство de jure и de facto, иными словами, сохранение принципа отделения Церкви от государства и школы от Церкви. Признание на законодательном уровне “исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа” не оказывает какого-либо влияния на установленную систему ценностей (государственную идеологию). Таким образом, в Казахстане не решились вернуть религиозную основу своей идеологии, где “высшими ценностями” остались “человек, его жизнь, права и свободы” (п. 1 ст. 1 Конституции РК), то есть антропоцентризм, следуя в этом отношении по пути западных стран».
MThA Press Office