Представители МДА приняли участие в Международных Рупышевских чтениях
21 января 2021 года в Москве, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, состоялись V Международные Рупышевские чтения, посвященные жизни и духовному наследию протоиерея Понтия Рупышева (1877–1939) и жизни основанной им и уже около века непрерывно существующей уникальной церковной общины в селе Михново в Литве.
Доцент Московской духовной академии М.В. Первушин выступил с докладом на тему «Speculum Dei. Мир как отражение Бога в трудах отца Понтия Рупышева». Слова отца Понтия о том, что «теперь спасаться в миру гораздо даже труднее, чем отшельнику в пустыне», явились отправной точкой исследования М.В. Первушина. Обзор трудов приснопоминаемого протоиерея, как показал докладчик, выявил особый подход отца Понтия к взаимоотношению с миром и представлению о нем, а также можно было проследить нестандартный подход отца Понтия к некоторым устоявшимся и вполне традиционным богословским формулировкам и понятиям.
Доцент МДА П.К. Доброцветов выступил с докладом на тему «Церковь в последние времена по размышлениям отца Понтия». Осветив вкратце историософскую концепцию семи периодов в истории Церкви по воззрениям отца Понтия, докладчик остановился на 6-м (Филадельфийском) и 7-м (Лаодикийском, по классификации отца Понтия) периодах — последних в истории Церкви и мира, отметив, что нынешний период, 6-й, характеризуется относительным миром и благоденствием: «По очищении Святой Церкви (имеется в виду 5-й период) наступит царство добра на земле в лице ее». Но и здесь борьба против Церкви не прекратится: «наступает период жизни Святой Церкви, славный, 6-й, когда христианство не только будут гнать и извращать, а благочестие теснить, но просто лишать их всего, вытеснять из себя самым коварным и жестоким образом (1928 г.)».
Докладчик отметил мнение отца Понтия о кратковременности данного периода: «ибо дары Божии обратятся на служение страстям, чего Господь не потерпит».
Затем, по учению отца Понтия, наступит окончательный период истории Церкви на земле — 7-й, «небесный, в котором ей уже нет места на земле из-за крайней ожесточенности зла». Он будет характеризоваться самым жестоким гонением на христиан. «К 7-му периоду жизни Святой Церкви на земле число верующих на земле почти совершенно истощится, и тогда зло воцарится на ней в лице антихриста».
Но, с другой стороны, даже этот период последних времен станет, по мысли отца Понтия, наивысшим этапом в развитии Церкви, а отнюдь не ее деградацией, станет достижением ею особого состояния одухотворения — «совершенства духа, привлекающего на себя благословение Божие… (1924 г.)». Ибо Церковь есть мистическое Тело Христово, питаемое и подкрепляемое от своей Главы — Сына Божиего Божественной благодатью.
Но как скоро наступят эти эсхатологические события, по мысли докладчика, зависит и от нас — живущих в относительно спокойном и свободном 6-м периоде. Эта свобода налагает на чад Церкви особую ответственность.
Студент 1 курса магистратуры МДА диакон Владислав Юрченко выступил с докладом на тему «Взгляды на семейную жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского и протоиерея Понтия Рупышева. Общие идеи». Задача доклада — дать краткий обзор опыта семейной жизни отца Иоанна и отца Понтия, а также проследить общие идеи в высказываниях пастырей, касающихся вопросов брака. Священнослужители в своем семейном опыте максимально приблизились к идеалу Евангельской модели брака, в которой центром супружеской жизни рассматривается Христос. Основной посыл поучений протоиерея Иоанна и протоиерея Понтия — это духовное единение супругов, их средоточие на Иисусе Христе. Соответственно, приоритетным принципом в таком браке является целомудренное взаимоотношение между супругами, которое наполняет их жизнь более глубоким сакральным смыслом и дает гарантию счастливого, твердого брака.
MThA Press Office