Представители МДА приняли участие в конференции «Неопротестантизм в России»
28 ноября 2024 года научный центр патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии совместно с Миссионерским отделом Московской (городской) епархии и Комиссией по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, Московской (городской) епархии провел в Сретенской духовной академии четвертую научно-практическую богословскую конференцию на тему «Неопротестантизм в России».
В конференции приняли участие старший преподаватель Московской духовной академии священник Сергий Фуфаев и студент 1 курса магистратуры Ростислав Пантюхин.
В докладе «Богословское осмысление изложенных иеромонахом Серафимом (Роузом) идей относительно духовной природы “харизматического возрождения”» священник Сергий Фуфаев отметил, что отец Серафим выделяет три оккультно-магических принципа «харизматического возрождения», соблюдая которые «харизматы» надеются получить дары Святого Духа: 1) личная пассивность, нередко доходящая до состояния транса; 2) магические приемы; 3) наличие в общине общей непоколебимой веры в «харизматические» духовные практики. Однако Священное Писание свидетельствует о том, что для обретения единства с Богом, напротив, необходима духовно-нравственная активность христианина, а не его пассивность, тем более в состоянии транса. Это предполагает, в частности, соединение разделенных грехом сил человеческой души (ума, воли и чувств) при содействии нетварной благодати Божией и реальном единстве с Богочеловеком Христом, которое осуществляется только в Православной Церкви, имеющей апостольское преемство и хранящей христианские веру и духовно-нравственную практику в неповрежденном виде. «Харизматическая» практика, чуждая Божественной благодати, библейского учения и подлинного опыта соединения с Богом, ведет к тяжелому состоянию прелести, когда имитация демонами действий Бога искренне принимается человеком за Божии действия, а ложь принимается за истину.
Ростислав Пантюхин в докладе «Историко-филологическое понимание термина ἱλαστήριον (умилостивление) в Рим. 3:25 и ἱλασμός (умилостивление) в 1 Ин. 2:2 в контексте сотериологической полемики с неопротестантизмом (по материалам исследований в русской библейской науке конца — начала XX века)» сделал аналитический обзор трудов русских библеистов по вопросу уточнения содержания вышеупомянутых греческих слов, которые в синодальном тексте Священного Писания переводятся на русский язык одинаково словом «умилостивление» в его юридическом понимании. В ходе проведенного исследования установлено, что в более ранних переводах на церковнославянский язык было использовано слово «очищение». В рамках изучения данной проблемы русские библеисты пришли к заключению, что слова ἱλαστήριον и ἱλασμός имеют значение очищения, следовательно, в сотериологическом контексте правда Божия состояла не в наказании, а в очищении людей от последствий прародительского греха. При таком значении вышеупомянутых слов неопротестантское понимание умилостивления как юридического удовлетворения правде Божией, т.е. гневу Бога Отца за преступление Адама и всех людей, не обоснованно, а слово ἱλαστήριον следует переводить как очищение от последствий первородного греха.
SDA Press Service/MThA Press Office