На кафедре библеистики МДА состоялась январская сессия научно-богословского семинара в дистанционном формате
26 января в дистанционном формате состоялась очередная встреча участников постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Библии «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике».
В работе семинара приняли участие кафедры библеистики Московской, Киевской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Перервинской, Витебской, Екатеринбургской, Новосибирской, Саратовской, Тульской, Рязанской, Донской, Коломенской, Николо-Угрешской и Воронежской духовных семинарий, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Ответственными за организацию и проведение семинара выступили заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев, доцент кафедр библеистики МДА и Перервинской ДС Михаил Всеволодович Ковшов.
Встреча была открыта докладом заведующего кафедрой библеистики СПбДА доцента протоиерея Димитрия Юревича на тему «О разногласиях Евангелистов».
В начале выступления отец Димитрий отметил: «Данный доклад является попыткой остановиться и детально рассмотреть вопрос, поднятый на одном из предыдущих заседаний данного семинара. Во время состоявшейся тогда дискуссии один из ее участников высказал мнение, что между повествованиями разных евангелистов имеются противоречия, и в качестве аргумента привел повествование об исцелении слуги капернаумского сотника в Евангелиях от Матфея и от Луки» (см. Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10). В ответ на высказывание отец Димитрий утверждает, что у евангелистов нет противоречий, а есть лишь разногласия, которые не равны противоречиям. Отец Димитрий предложил в качестве базового подхода к изучению Священного Писания метод дополнения. Согласно этому методу, евангелисты в своих повествованиях дополняют друг друга, описывая различные события или раскрывая с разных сторон один и тот же исторический факт.
Отец Димитрий представил в своем докладе 2 причины разногласия в повествованиях евангелистов:
1) различная степень детализации повествований;
2) писания евангелистов были адресованы различным группам читателей и в разных исторических контекстах.
Отец Дмитрий пришел к следующему выводу: «метод дополнения» есть доверие к авторам канонических текстов, принятие во внимание особенностей их писательской техники, специфики их читательской аудитории и контекста современной им исторической эпохи, позволяет претендовать на то, чтобы разногласия в повествовании классифицировать именно как «разность, различие», но никак не «противоречие».
После прочтения доклада состоялось обсуждение тех положений и выводов, которые были изложены отцом Димитрием.
Своим мнением поделился заведующий кафедрой библеистики МДА доцент протоиерей Олег Мумриков. Он отметил, что доклад носит форму апологии, поскольку обращен именно к тем, кто оперирует рациональными данными, фактами, методом сопоставления и т.д. Также отец Олег добавил, что при изучении Священного Писания необходимо помнить о его богодухновенности. Многие моменты в Священном Писании, которые рационально не выводимы из сопоставительного контекста, легко объясняются через призму богодухновенности Священного Писания. Например, диалог между Пилатом и его супругой.
После комментария отца Олега дискуссию продолжила специалист Учебного комитета, старший преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, ученый секретарь федерального УМО по теологии Мария Владимировна Таланкина. Она подчеркнула, что «видеть в перечисленных отцом Димитрием примерах противоречия между евангелистами не является требованием разума. Разум может регистрировать различия в текстах, которые требуют объяснения». Также Мария Владимировна сказала, что «если мы исходим из богодухновенности Священного Писания, значит, объяснение должно существовать и есть смысл его искать».
Проректор по учебной работе Сретенской духовной академии иеромонах Ириней (Пиковский) задал вопрос отцу Димитрию, связанный с принципом богодухновенности Священного Писания и различными гипотезами, объясняющими происхождение текста. Вопрос был следующий: «Как мы можем соотнести принцип канонизации текста с принципом канонизации автора этого текста?».
Отец Димитрий Юревич ответил, что Святая Церковь признаёт тот или иной текст богодухновенным. За богодухновенностью мы видим, что некие божественные идеи адекватно излагаются тем или иным священным автором.
Заведующий кафедрой библеистики Киевской духовной академии профессор протоиерей Ростислав Снигирев в своем комментарии к докладу подчеркнул, что различия и противоречия — это разные взгляды на одно и то же. В большинстве случаев различия в Евангелиях вызваны разницей в личности священного писателя и в различном видении одного и того же события.
Также свой комментарий к докладу отца Димитрия представила монахиня Александра (Мушкетова), автор книги «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и Его родственников по плоти». В качестве примера мнимого разногласия в Евангелиях она указала на то, что раньше считалось, будто существуют разногласия между евангелистами Матфеем и Лукой в вопросе о родословных ветвях Иисуса Христа по Нафану и по Соломону. Но в итоге оказалось, что разногласия между евангелистами в этом вопросе нет. Описания родословия Христа по Матфею и по Луке только дополняют друг друга.
Подводя итог семинара, заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев поблагодарил отца Димитрия Юревича за замечательный доклад и всех участников за дискуссию.
The MThA Press Office/MThA Biblical Studies Department