Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Епископ Питирим совершил воскресные богослужения третьей седмицы Великого поста

22 марта, в третье воскресенье Великого поста, Церковь поклоняется Кресту Христову и чтит память сорока мучеников Севастийских.

​Возникновение праздника Креста Господня связано с ирано-византийской войной 614-626 годов. В ее ходе персидский царь разорил Иерусалим и захватил Древо Животворящего Креста. После победы над врагами в 631 году византийский император Ираклий I лично вернул святыню в город.

Стояла жара. Солнце обжигало неприветливых путников. Император нес на руках Крест. Вокруг шли тяжеловооруженные солдаты и священники. Они пели хвалебные гимны. Постепенно процессия вошла в город — в тот день православный император вернул надежду разоренному Иерусалиму.

Крестопоклонная неделя выпадает на середину Великого поста. В первые века христианства в это время начиналось усердное приготовление оглашаемых к принятию Крещения. Таинство совершали на Пасху. Со среды этой недели за каждой Литургией Преждеосвященных Даров читается ектения «о готовящихся к Просвещению».

Верующие преодолели первую половину поста. Казалось бы, наши силы на исходе. И вот, как знамение победы, выносится Крест Господень. Он указывает нам, что только через него мы достигнем Воскресения. Только претерпев до конца, мы увидим светлый праздник Воскресения Христова.

«Да веселится всё небесное, да радуется всё земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал великую милость».

21 марта епископ Звенигородский Питирим совершил всенощное бдение в Покровском академическом храме.

22 марта воскресную Божественную литургию святителя Василия Великого совершил ректор Академии в сослужении преподавателей в священном сане.

Во время пения антифонов епископ Питирим совершил хиротесию во чтецов Павла Пушкарёва, Максима Амалани, Евгения Фадеева, Сергея Гимонова.

По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился иеромонах Таврион (Смыков). Он сказал о любви Божией:

О каждом из нас у Бога есть некий план, и следуя пути, по которому Господь нас ведет по земле, мы открываем нечто чудное и славное, которое Господь уготовал нам. У подножия Креста Христова мы научаемся, что Крест Христов является не только орудием страдания, но это еще и знамение любви Божией, знамение победы. Святой апостол Иоанн говорит: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Именно это мы и постигаем у подножия Креста Христова — любовь Божию, которая открылась всему человечеству».

В конце богослужения епископ Питирим обратился к молящимся с напутственным словом:

“Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!” В преполовение Святой Четыредесятницы Церковь установила поклонение Кресту Господню – оружию нашего спасения. Отчего и сама эта Неделя получила название Крестопоклонной. Сколько самых красочных эпитетов и образных сравнений посвятили авторы богослужебных гимнов Животворящему Древу: “Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва”, “дверь райская”, “Церкви ограждение”, “оружие непобедимое, слава мучеников”. Из позорного и страшного орудия казни Крест стал славным и грозным символом победы над смертью и дьяволом. А победитель — Христос. Однако распятый на Кресте Спаситель имел вид не победителя, а жертвы – жертвы страшной, мучительной, истерзанной, кровавой. И сопровождалась эта великая искупительная Жертва не радостью, а злорадством иудеев, не весельем, а плачем Богоматери, не геройством, а трусостью учеников. И все они – и те, кто Его любил, и те, кто ненавидел, – ходили в один храм, молились одному Богу, слушали Писание в одних и тех же синагогах. Но именно здесь, на Голгофе, происходит разделение на тех, кто одесную, и тех, кто ошуюю. Именно здесь всё до предела обнажено – истина и ложь, любовь и ненависть, верность и предательство.
Этим Великим постом, дорогие братья и сестры, Господь посредством угрозы распространения губительной заразы, не только через богослужебные тексты, но и через внешние обстоятельства снова возводит нас на Голгофу, где смерть пытается одержать окончательную победу, где ночь наступает посреди дня, где страдает любовь и властвует тьма. Раздирается церковная завеса сверху донизу – и обнажается всё, что за этой завесой было любовью или только названием, святостью или только обрядом, правдой или искусно прикрытым лицемерием. Те, кто громче всех говорил о любви, теперь объяты страхом и неверием в то, что Святой Дух не даст заразиться через Кровь Христову никакой болезнью. Исповедникам любви не хватает веры. Другие, возносясь над неверными и маловерными, являют пример не веры, а фанатизма, отказываясь следовать строгим правилам гигиены для предотвращения распространения пагубной неизлечимой заразы. Поборникам веры не достает любви к ближнему. Но самое печальное, что и те и другие, причащаясь пока еще из одной Чаши, люто ненавидят друг друга, изощряясь в сарказме и не жалея самых обидных слов в адрес противника. А в храмах и те и другие произносят многократно молитву прп. Ефрема Сирина: “Даждь ми, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. Посреди тех, в ком кипит ненависть и вражда, нет Христа. Христос с теми, кто лежит в больничной палате, страдая и умирая от опасной болезни. Христос с теми, кто, не жалея себя, ухаживает за недужными. Христос с теми, кто изо всех сил старается найти средство против неизлечимой пока заразы. Христос с теми, кто жертвует собой. А точнее – среди тех, у кого есть самоотверженная, сострадательная любовь, кто сам идет на Голгофу, несмотря на страх и угрозы. В эти великопостные, скорбные дни мир проходит экзамен на любовь, не имеющей ничего общего с той “незрелой и неопытной филантропией”, которую обличал еще в позапрошлом веке свт. Феофан Затворник. Мир проходит экзамен на веру, которая без добрых дел мертва. И пока нынешние филантропы свою очень избирательную любовь не претворят в Любовь, которая “не ищет своего”, пока нынешние ревнители огонь фанатичной слепой веры не озарят светом преображающей Истины, исходящим от Любви, которая милосердствует, не превозносится и не гордится (Ср.: 1 Кор. 13:4-5), – первые не имеют права говорить о любви, а вторые – хвалиться верою. Распятый Спаситель готов принять в Свои распростертые на Кресте объятия весь мир, всё человечество. Но чтобы нам поместиться в этих пробитых гвоздями руках, чтобы припасть на эту прободенную копьем грудь, нам самим надо суметь заключить друг друга в объятья, вырвать из своей груди жало ненависти и вражды. И пусть в этот раз мы завалили экзамен. Избранные ученики Христовы тоже не все с первого раза сдали его. Но, смирившись, нашли в себе силы покаяться и исправиться. И Всемилостивый Господь явил им Свое Воскресенье и исполнил Духа Святого. Так и мы, дорогие братья и сестры, отложим всякую вражду и разделения, чтобы едиными усты и единым сердцем славить и воспевать всечестное имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь».

Background information:

Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Лазарь (Гнатив), Никифор (Кирзин), Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, игумен Мелетий (Соколов), иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Апполинарий (Панин), иерей Валерий Духанин, иеромонаха Дометиан (Курланов), Варлаам (Череп), Василий (Мусса), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиаконы Иннокентий (Глазистов), Павел (Полевой), диаконы Евгений Смольянинов, Вячеслав Масин, Николай Ежихин.

За вечерним богослужением пела певческая группа под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Божественную литургию в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Адриан (Пашин), Дионисий (Шлёнов), Филипп (Жиляков), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Мелетий (Соколов), иеромонахи Феодор (Юлаев), Таврион (Смыков), Вячеслав (Сорокин), Кассиан (Плоский), Апполинарий (Панин), Филофей (Артюшин), Дометиан (Курланов), Варлаам (Череп), Дамиан (Воронов), Нектарий (Райкович), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиаконы Павел (Полевой), Иннокентий (Глазистов), диаконы Евгений Смольянинов, Вячеслав Масин, Николай Ежихин.

За Божественной литургией пел однородный состав смешанного хора регентского факультета под управлением Ксении Алексеевой и певческая группа под управлением Серафима Мороза.

Image gallery

MThA Press Office