Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

«Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви»: второй день конференции прошел в МДА

10 октября, к 500-летию Московского Новодевичьего монастыря, в Московской духовной академии прошел второй день Международной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви». Участники представили 16 докладов. 

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:

Организованная Институтом мировой литературы им. А.М. Горького конференция призвана стать знаковой в современном научно-образовательном пространстве: она открывает ряд масштабных мероприятий, посвященных празднованию 500-летия Московского Новодевичьего монастыря, а также консолидирует светскую и богословскую науку в важнейшем деле сохранения и изучения культурного наследия монастырей Русской Православной Церкви. 

Издревле православные монастыри становились духовными и культурно-просветительскими центрами Руси. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь не только стал подобным центром, но и сыграл ключевую роль в формировании российской государственности. Вся история Новодевичьего монастыря переплетена с судьбой России и царских династий: в стенах обители принимали монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов; в годы Смуты монастырь служил убежищем для царственных особ. 

Проводимое ныне мероприятие свидетельствует о необходимости глубокого научно-богословского исследования и актуализации культурно- исторических памятников Русской Православной Церкви. Изучение наследия монастырей должно стать одной из приоритетных задач светской и богословской наук. Отрадно отмечать, что такой масштабный научный форум проходит не только в стенах Института мировой литературы им. А.М. Горького, но и в крупнейшем центре богословского образования – Московской духовной академии. Надеемся, что наше сотрудничество продолжится в реализации совместных научно-образовательных проектов, проведении конференций, издании научных трудов. Позвольте пожелать организаторам и участникам конференции плодотворной и успешной работы.

Исследователи Светлана Николаева, Татьяна Токарева, Нина Холодкова, Денис Объещик, Александр Зажеко рассказали о судьбе Троице-Сергиевой Лавры. О ее архитектуре и насельниках. О роли монашества и благотворительности в тяжелые для страны времена.

Несколько ученых посвятили работы жизни монастырей и монашества в «до», «около» и «после» революционные периоды. О состоянии православных монастырей в послереволюционный период на примере Московского региона рассказал заведующий кафедрой церковной истории МДА Алексей Светозарский. Доцент кафедры церковной истории МДА Павел Липовецкий и преподаватель той же кафедры Кирилл Черепенников рассказали о монашестве как об объекте критики церковного либерализма в 1905-1907 гг. и о состоянии монашества в конце XIX – начале XX века по дневникам профессора А.Д. Беляева.

Монастыри и их насельники, богослужебные уставы, юридические вопросы, соотношение церковных и светских властей интересуют специалистов и церковных историков. О состоянии монастырей во времена великой Смуты в начале царствования династии Романовых рассказал доктор богословия архимандрит Макарий (Веретенников). С докладами выступили ассистент кафедры филологии МДА иеромонах Далмат (Юдин), преподаватель кафедры церковной истории священник Илья Письменюк, аспирант Кирилл Мерзляков, преподаватель иеродиакон Георгий (Рамазян). Доцент кафедры филологии МДА диакон Сергий Пантелеев и учитель высшей категории Андрей Потороев представили доклад на тему: «Новодевичий Алексеевский монастырь города Арзамаса в первые годы советской власти». Студенты церковно-исторического отделения магистратуры МДА Вячеслав Масин и Андрей Макущенко рассказали о двух темах полемики в русской публицистике в начале XX века: служение монашествующих в мире и старчество в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

За каждое сообщение участники конференции благодарили докладчиков аплодисментами. 

Background information:

Students and teachers of the Church Art History and Theory department in the Moscow Theological Academy helped to organize the conference and gave their reports on the following topics: 

  1. Архимандрит Макарий (Веретенников) — «Патриарх Филарет и монастыри»;
  2. А.К. Светозарский — «Православные монастыри в послереволюционный период на примере Московского региона»;
  3. С.В. Николаева — «Ранний братский синодик Троице-Сергиева монастыря»;
  4. Т.Ю. Токарева — «Оружейная палата Троице-Сергиева монастыря: судьба коллекции»;
  5. Н.В. Холодкова — «Строительство Трапезной Троице-Сергиева монастыря как реплики Трапезной Новодевичьего монастыря: факты и гипотезы»;
  6. Д.А. Объещик — «Благотворительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры в период Смутного времени»;
  7. Иеромонах Далмат (Юдин) — «Изменения состава текстов келейного правила на Руси в эпоху смены богослужебного устава (рубеж XIV-XV вв.)»;
  8. Священник Илья Письменюк «Централизация Русского государства и проблема монастырского землевладения в XV-XVII вв.»;
  9. К.А. Мерзляков — «Место церковной и светской власти в управлении Успенского Кирилло-Белозерского монастыря в XV-XVI веках»;
  10. Иеродиакон Георгий (Рамазян) — «Санаинский монастырь и его роль в армяно-византийско-российской истории»;
  11. П.Е. Липовецкий — «Монашество как объект критики церковного либерализма в 1905-1907 гг.»;
  12. К.А. Черепенников — «Состояние монашества в конце XIX – начале XX века по дневникам проф. А.Д. Беляева»;
  13. Диакон Сергий Пантелеев, А.В. Потороев — «Новодевичий Алексеевский монастырь города Арзамаса в первые годы советской власти»;
  14. А.А. Зажеко — «Сохранение монашеской жизни Троице-Сергиевой Лавры в условиях антирелигиозной политики советской власти, 1918 — 1930-е гг.»;
  15. В.В. Масин — «Полемика в русской публицистике начала XX века о служении монашествующих миру»;
  16. А.А. Макущенко — «Старчество в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни».

MThA Press Office

Image gallery