Декан и преподаватели факультета церковно-певческого искусства МДА приняли участие в конференции «Актуальные вопросы деятельности Регентских отделений»
30–31 октября 2022 года в Екатеринбургской духовной семинарии в очно-дистанционном формате проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы деятельности Регентских отделений». На конференции с докладами выступили преподаватели факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии С.П. Боровинская и Ю.М. Лемясева. В обсуждении проблем регентского образования принял участие декан факультета церковно-певческого искусства игумен Лазарь (Гнатив).
Конференция была приурочена к 20-летию образования регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии. В ходе ее работы обсуждались такие актуальные вопросы, как специфика вокальной, дирижерской и фортепианной подготовки студентов регентских школ, особенности исполнения музыкальных произведений на богослужении и в формате концерта, проблемы грантовой поддержки учебных заведений, обмен опытом, нотными архивами и программными наработками различных регентских школ.
Преподаватель С.П. Боровинская представила доклад на тему «Богослужебно-певческая деятельность факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии». В докладе были рассмотрены особенности несения клиросного послушания хорами факультета в связи с пребыванием в Свято-Троицкой Сергиевой лавре; описаны особенности богослужебного взаимодействия хоров факультета; богослужебно-певческая нагрузка студентов; подготовка и проведение богослужений смешанными хорами и «десятками»; репертуарные традиции факультета и др.
В результате проведенного в докладе разностороннего анализа богослужебно-певческой деятельности факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии автор приходит к выводу, что деятельное и всестороннее участие факультета в богослужебной жизни Лавры в целом и Московских духовных школ в частности является примером преемственности, сохранения живой традиции клиросного служения, соответствующей духу древней обители преподобного Сергия и лучших богослужебно-певческих традиций Русской Православной Церкви.
Преподаватель Ю.М. Лемясева представила доклад на тему «Преподавание предмета “Древнерусское певческое искусство” в Московской духовной академии (практический аспект)». В докладе были освещены вопросы практического освоения студентами факультета церковно-певческого искусства древнерусского музыкального богослужебного наследия. Кратко описав историю возрождения знаменного распева в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и затронув тему влияния певческой традиции Лавры на богослужебную традицию регентской школы и Академии, Юлия Михайловна подробно рассказала об освоении студентами осмогласия знаменного распева, о разучивании одноголосных и многоголосных древнерусских песнопений, о исполнении студентами стихир и других песнопений знаменным распевом. Особое место в докладе занял рассказ о подготовке к Знаменной Литургии, исполнение которой стало особенно актуальным в пандемию.
В заключении доклада были изложены перспективы обучения студентов регентских школ. А именно: обращение к песнопениям Троицкого наследия, освоение практики исполнения вечерних богослужений знаменным распевом, подготовка тематических концертных программ.
Итоги конференции были подведены в формате круглого стола. В обсуждении проблем регентского образования также принял деятельное участие декан факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии игумен Лазарь (Гнатив).
Отец Лазарь в своем выступлении отметил необходимость изучения не только истории, но и теории церковного пения, где студентам могли бы быть предложены определенные ориентиры по выбору репертуара, использованию тех или иных исполнительских приемов, соответствующих духу и «стилистике» церковных песнопений.
Ведь нередко (особенно если речь идет об авторских произведениях) композиторские ремарки сочинений, предназначенных для пения в храме, весьма субъективны и недостаточны, чтобы способствовать исполнению песнопений в духе церковных традиций.
Также в дискуссии отец Лазарь коснулся вопроса об особенностях преподавания в регентских школах таких дисциплин, как вокальная, дирижерская (регентская), фортепианная подготовка с учетом специфики регентского служения и клиросного послушания. Часто преподавание этих предметов ориентировано исключительно на светские приоритеты.
В заключение было отмечено, что главный показатель состоявшегося регента — это умение руководить службой. Игумен Лазарь выразил надежду, что в будущем экзамен по управлению службой сможет быть прописан в учебно-методической литературе, нормативных документах и станет одним из определяющих в становлении регента-выпускника.
MThA Press Office