Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Богословие святых мест прп. Иоанна Дамаскина: основные темы

Инокиня Екатерина (Копыл Елена Владимировна)
насельница Горненского женского монастыря, 9100902, Израиль, Иерусалим, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, ул. Хешин, д. 6, а/я 1042, ekopyl@mail.ru

Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 91-109.

doi: 10.31802/2500-1450-2019-33-91-109

Аннотация
В статье представлены основные взгляды прп. Иоанна Дамаскина на святые места Палестины, получившие достаточно систематическое освещение в рамках его богословия иконы. В его богословии святых мест выявлены следующие темы: святые места как вместилища Божественного действия и благодати; укоренённость богословия святых мест в разработанной им теории образа и его близость по догматическому содержанию к богословию иконы; Боговоплощение как важнейшее вероучительное основание для почитания палестинских святынь; роль материи в спасении человека; авторитетность Предания и библейской экзегезы в отстаивании практики почитания святых мест. Важное значение в богословии святых мест прп. Иоанна получают категории «поклонения» и «почитания». Он также разрабатывает вопросы прагматической и сакрально-мистической роли святых мест, в рамках которых можно выделить посредническо-сотериологическую, коммеморативную, анагогическую, проскинитарную (богопочитательную), харисматическую, апологетическую и апотропеическую функции, а также функцию откровения. При этом в качестве догматических «ограничительных пределов» в вопросе почитания святых мест следует рассматривать понятие вездеприсутствия Божия. Наконец, для Дамаскина характерна тема благоговейной и экспрессивной любви к святым местам как выражения любви к Богу, а также мотив интериоризации опыта встречи с палестинскими святынями.

Ключевые слова: cвятые места Палестины, богословие святых мест, прп. Иоанн Дамаскин, функции святых мест, поклонение, почитание, теория образа, богословие иконы.

Библиография
Источники
Joannes Damascenus. Epistola de hymno trisagio // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4 / hrsg. B. Kotter. Berlin: W. de Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22). S. 304–332.
Joannes Damascenus. Expositio fidei // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2 / hrsg.B. Kotter.Berlin: W. de Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12). S. 3–239.
Joannes Damascenus. In dormitionem s. Dei genitricis Mariae (сокращенно — In dormitionem) // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 5 / hrsg. B. Kotter.  Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988. (PTS; Bd. 29). S. 483–500, 516–540, 548–555.
Joannes Damascenus. Oratio in ficum arefactam et in parabolam vineae // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 5 / hrsg. B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988. (PTS; Bd. 29). S. 102–110.
Joannes Damascenus. Oratio in nativitatem sanctae dei genitricis Mariae // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 5 / hrsg.B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988. (PTS; Bd. 29). S. 169–182.
Joannes Damascenus. Orationes de imaginibus tres (сокращенно — De imaginibus) // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 3 / hrsg.B. Kotter.  Berlin: W. de Gruyter, 1975. (PTS; Bd. 17). S. 65–200.
Leontius Cyprius. Fragmenta apologiae contra Judaeos // Déroche V. L’Apologie contre les Juifs de Léontios de Néapolis // Travaux et mémoires. 1994. Vol. 12. P. 61–63, 65–71, 79–84.
Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano / ed. H. Delehaye. Bruxelles, 1902.
Theodori Studitae. Epistulae /rec. G. Fatouros. Vol. 1–2. Berlin: W. de Gruyter, 1992. (CFHB. Series Berolinensis; Bd. 31).
Theophanis. Chronographia / hsgb. C. de Boor. Lipsiae: Typis B. G. Teubneri, 1883.
Иоанн Дамаскин, прп. Первое похвальное слово на Успение Богородицы и Приснодевы Марии; Второе похвальное слово на всечестное Успение Пресвятой Богородицы; Третье похвальное слово на всечестное Успение Богоматери // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / пер. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. С. 261–344.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. С. 156–337.
Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб: СПбДА, 1913. С. 347–441.
Литература
Баранов В. А. Иконоборчество // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. Т. 22. С. 31–44.
Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009.
Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005.
Изотова О. Н. Иконопочитание в контексте византийской религиозности IX–X вв. по данным агиографических источников: канд. дисс. М.: Институт философии РАН, 2017.
Лаут Э., свящ., Фокин А. Р. Иоанн Дамаскин // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. Т. 24. С. 27–57.
Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТГУ, 2003.
Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: ПСТБИ, 2000.
Déroche V. Extrait et florilèges dans les Discours contre les calomniateurs des images de Jean Damascène: une clé pour comprendre leur rédaction // Lire en extraits. Lecture et production des textes de l’Antiquité à la fin du Moyen Âge / éd.  S. Morlet. Paris, 2015. P. 329–346.
Louth A. St. John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford: Oxford University Press, 2002.
Parry K. Depicting the Word. Byzantine Iconophile Thought in Eighth and Ninth Centuries. Leiden; New York; Köln: Brill, 1996.
Wilken R. L. Loving the Jerusalem Below: The Monks of Palestine // Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity, and Islam / ed. L. I. Levine. New York: Continuum, 1999. P. 240–250.
Wilken R. L. The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought. New Haven; London: Yale University Press, 1992.
Wilken R. L. The Spirit of Early Christian Thought: Seeking the Face of God. New Haven; London: Yale University Press, 2003.
Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Ιστορία της Εκκλησίας των Ιεροσολύμων. Αθήνα: [б. и.], 2010.

Nun Catherine (Kopyl Elena Vladimirovna)
Gorny convent in Ein Karem, Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem
Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, 6, Shne’ur Kheshin St., P.O.Box 1042, Jerusalem 9100902, Israel, ekopyl@mail.ru

Theological Herald, vol. 33, no. 2, 2019, pp.    (In Russian).

doi:

Abstract
This article presents the main views of the St. John of Damascus on the holy places of Palestine, which received a systematic coverage within the framework of his theology of the icon. In his theology of holy places, the following topics are discussed: holy places as receptacles of divine action and grace; theology of holy places rooted in the theory of images developed by him and its closeness in dogmatic content to the theology of the icon; Incarnation as the most important doctrinal basis for honoring Palestinian shrines; the role of matter in the salvation of man; the authority of tradition and biblical exegesis in upholding the practice of honoring holy places. An important place is given in the theology of the holy places of St. John to the category of “worship” and “veneration”. He also develops questions of the pragmatic and sacred/mystical role of holy places, within which one can distinguish the mediator/soteriological, commemorative, anagogical, proscynitarnian (god-worshiping), charismatic, apologetic and apotropaic functions, as well as the function of revelation. At the same time, the concept of God’s omnipresence should be considered as a dogmatic “restrictive limit” in the matter of honoring holy places. Finally, Damascene’s theology is characterized by the theme of reverent and expressive love for holy places as an expression of love for God, as well as a motive for the interiorization of the experience of meeting with Palestinian shrines.

Keywords: holy places of Palestine, theology of holy places, St. John of Damascus, functions of holy places, worship, veneration, image theory, icon theology.

References
Baranov, V. A.“Ikonoborchestvo” [“Iconoclasm”]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 22, 2009, pp. 31–44. (In Russian)
Bychkov, V. V. Fenomen ikony. Istoriia. Bogoslovie. Ėstetika. Iskusstvo [The Phenomenon of the Icon. History. Theology. Aesthetics. Art]. Moscow, Ladomir, 2009. (In Russian)
Chrysόstomoc (Papadόpoyloc), archiepίskopoc. Athhnώn kai pάshc Ellάdoc. Istorίa thc Ekklhsίac twn Ierosolύmwn [Athens and All Greece. History of the Church of Jerusalem], Athens, 2010. (In Greek).
Davydenkov, O., iereĭ. Dogmaticheskoe bogoslovie [Dogmatic Theology]. Moscow, PSTGU, 2005. (In Russian)
Déroche, V. “L’Apologie contre les Juifs de Léontios de Néapolis” [“The Apology Against the Jews of Leontius of Neapolisˮ]. Travaux et memoires [Works and Memories], vol. 12, 1994, pp. 61–63, 65–71, 79–84. (In French)
––– “Extrait et florilèges dans les Discours contre les calomniateurs des images de Jean Damascène: une clé pour comprendre leur redaction”. Lire en extraits. Lecture et production des textes de l’Antiquité à la fin du Moyen Âge [Read in Excerpts. Reading and Production of Texts from Antiquity to the End of the Middle Ages], Paris, 2015, pp. 329–346. (In French)
Izotova, O. N. Ikonopochitanie v kontekste vizantiĭskoĭ religioznosti IX–X vv. po dannym agiograficheskikh istochnikov. [Icon-Veneration in the Context of Byzantine Religiosity of IX–X centuries According to Hagiographic Sources], Moscow, Institut filosofii RAN, 2017. (In Russian)
Kotter, B., editor. Die Schriften des Johannes von Damaskos [The Writings of John of Damascus]. Berlin, W. de Gruyter, 1969‒1988, (PTS; vol. 22), vol. 2 (1973), 3 (1975), 4 (1981), 5 (1988). (In German)
Laut, E. priest, Fokin, A. R. “Ioann Damaskin” [“St. John of Damascus”]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 24, 2010, pp. 27–57. (In Russian)
Louth, A. St. John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford University Press, 2002.
Malinovskiĭ N., prot. Ocherk pravoslavnogo dogmaticheskogo bogosloviia [Essay of Orthodox Dogmatic Theology]. Moscow, PSTGU, 2003. (In Russian)
Meĭendorf, I., prot. Iisus Khristos v vostochnom pravoslavnom bogoslovii [Jesus Christ in Eastern Orthodox Theology]. Moscow, PSTGU, 2000. (In Russian)
Parry, K. Depicting the Word. Byzantine Iconophile Thought in Eighth and Ninth Centuries. Leiden, New York, Köln, Brill, 1996.
Polnoe sobranie tvoreniĭ sv. Ioanna Damaskina [Complete Collection of Works of St. John of Damascus]. Vol. 1, Saint-Petersburg, SPbDA, 1913. (In Russian)
Theodori Studitae. Epistulae. Vol. 1–2, Berlin, W. de Gruyter, 1992, (CFHB. Series Berolinensis; vol. 31).
Tvoreniia prepodobnogo Ioanna Damaskina. Istochnik znaniia [Works of St. John of Damascus. Source of Knowledge]. Translated and commented by D. E. Afinogenov, A. A. Bronzov, et al., Moscow, Indrik, 2002. (In Russian).
Tvoreniia prepodobnogo Ioanna Damaskina. Khristologicheskie i polemicheskie traktaty. Slova na bogorodichnye prazdniki [Works of St. John of Damascus. Christological and Polemic Treatises. Sermons on the Feasts of the Virgin]. Translated and commented by M. Kozlov, priest, D. E. Afinogenov, Moscow, Martis, 1997. (In Russian)
Wilken, R. L. The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought. New Haven, London, Yale University Press, 1992.
–––“Loving the Jerusalem Below: The Monks of Palestine”. Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity, and Islam, edited by L. I. Levine, New York, Continuum, 1999, pp. 240–250.
––– The Spirit of Early Christian Thought: Seeking the Face of God. New Haven, London, Yale University Press, 2003.