Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Урим и туммим в Древнем Израиле: критический анализ источников и гипотез

Cвященник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, vydan@mail.ru

Для цитирования: Выдрин А. А., свящ. Урим и туммим в Древнем Израиле: критический анализ источников и гипотез // Богословский вестник. 2019. Т. 34. № 3. С. 00–00.

Аннотация

В статье анализируются основные научные гипотезы о том, что собой представляли урим и туммим, каково было их назначение и способ использования. Для этого привлекаются различные источники, начиная с древнейших упоминаний в рукописях Кумрана, согласно которым урим и туммим ассоциировались с драгоценными камнями на наплечниках или нагруднике первосвященнического эфода. Данной точки зрения в той или иной степени придерживалось большинство последующих древних писателей (Иосиф Флавий, авторы соответствующих эпизодов из Вавилонского Талмуда, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский и др.). Однако, по мнению некоторых западных комментаторов, урим и туммим — это названия знаков или букв на нагруднике (блж. Августин и св. Беда Достопочтенный). Согласно третьему взгляду, уримом и туммимом была надпись с именем Яхве или две надписи с Божественными именами внутри нагрудника (Раши, Рамбан и др.). Начиная с XX столетия урим и туммим стали рассматривать в качестве жребия по аналогии с месопотамскими практиками, основываясь на эпизоде в 1 Цар. 14, 41–42 по версии Септуагинты. Автор статьи полемизирует с этим представлением, доказывая, что, во-первых, оригинальное чтение данного пассажа сохранилось в более короткой версии древнееврейского текста, во-вторых, что урим и туммим не могут быть жребием, а в-третьих, что в процессе получения ответа через урим и туммим главную роль играло пророческое вдохновение, ниспосылаемое Господом священнику. Само выражение «урим и туммим» могло передавать идею «совершенного света» и, предположительно, обозначать драгоценный камень, посредством которого подтверждалась истинность слов священника.

Ключевые слова: Библия, Ветхий Завет, Книги Царств, воля Божия, Древний Израиль, Кумран, экзегеза священного текста, Саул, Давид, священник, эфод, камни нагрудника, урим и туммим, оракул, пророчество, жребий, откровение.

Источники и переводы

Josephus. Jewish Antiquities, I–IV / trans. by H. St. J. Thackeray. Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: William Heinemann, 1961 (r1930).

Augustinus. Quaestiones Exodi // Aurelii Augustini Opera. Pars V: Quaestionum in Heptateuchum libri VII / ed. J. Fraipont. Turnholti: Brepols, 1958. P. 70–174. (CCSL; vol. 33).

Beda Venerabilis. De Tabernaculo // Bedae Venerabilis Opera. Pars II: Opera Exegetica. 2 A / ed. D. Hurst. Turnholti: Brepols, 1969. P. 5–139. (CCSL; vol. 119A).

Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Ezechielem // PL. T. 25. Col. 15–490.

The Dead Sea Scrolls Study Edition / ed. by F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. 2 vols. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1997–1998. Vol. 2.

The Works of Philo Judaeus. The Contemporary of Josephus / transl. from the Greek by C. D. Yonge. London: H. G. Bohn, 1854–1890. Reprint: The Works of Philo: Complete and Unabridged, New Updated Version / transl. by C. D. Yonge. Peabody (Mass.), 1993.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. 3: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тверь: Герменевтика, 2010.

Гомер. Илиада / пер. В. В. Вересаева. М.: Гослитиздат, 1953.

Иероним Стридонский, блж. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля / Творения. Ч. 10. Киев: Киевская духовная академия, 1886.

Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев: слово VI // Творения в 12 т. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 705–718.

Иосиф Флавий. Иудейские древности / пер. с греч. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. В 2 т. Переиздание: с пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло. Минск: Беларусь, 1994.

Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии / пер. с лат. А. С. Бобовича, под ред. М. Е. Сергеенко // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. I: Анналы. Малые произведения. СПб.: Наука, 1993. С. 337–355.

Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский совет РПЦ, 2003.

Литература

Лихачёв Д. С. Текстология (на материале русской литературы X–XVII вв). СПб.: Алетейя, 2001.

Лопухин А. П. Книга Исход // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. писания Ветхого и Нового Завета / под редакцией А. П. Лопухина. Т. 1. Пятикнижие Моисеево. СПб.: Типография П. Сойкина, 1904. С. 272–407.

Мень А., прот. Исагогика. М.: Фонд им. Александра Меня; Общедоступный Православный университет, осн. прот. Александром Менем, 2000.

Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия. М.: «Локид Пресс», 2005.

Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб.: Издательство РХГА, 2016.

Уолтон Дж. X., Мэтьюз В. X., Чавалес М. У. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1: Ветхий Завет. СПб.: Мирт, 2003.

Урим и туммим // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: Кетер, 1996. Т. 8. Кол. 1296.

Alter R. The David Story: A Translation with Commentary of 1 and 2 Samuel. New York: W. W. Norton & Company, 1999.

Bakon Sh. The Mystery of the Urim Ve-Tummim // Jewish Bible Quarterly. 2015. Vol. 43. Р. 241–254.

Brown F., Driver S. R, Briggs Ch. A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Boston, New York: Clarendon Press, 1907.

Cross F. M. The Oldest Manuscripts from Qumran // Journal of Biblical Literature. 1955. Vol. 74. P. 147–172.

De Vaux R. Ancient Israel: Its Life and Institutions / trans. by J. McHugh. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans; Livonia (Mich.): Dove, 1997.

Edelman D. V. From Prophets to Prophetic Books: The Fixing of the Divine Word // The Production of Prophecy: Constructing Prophecy and Prophets in Yehud / ed. by D. V., Ehud Ben Zvi. London: Equinox, 2009. P. 29–54.

Hertzberg H.W. I and II Samuel: A Commentary. Philadelphia: Westminster Press, 1964.

Holladay W. A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans Publishing Company, 1971.

Horowitz W., Hurowitz V (A). Urim and Thummim in Light of a Psephomancy Ritual from Assur (LKA 137) // Journal of the Ancient Near Eastern Society. 1992. Vol. 21. Р. 95–115.

Jirku A. Mantik in Altisrael. Inaugural Dissertation. Rostock: Erben, 1913.

Liesen J. A Common Background of Ben Sira and the Psalter: The Concept of תורה in Sir 32:14–33:3 and the Torah Psalms // The Wisdom of Ben Sira: Studies on Tradition, Redaction, and Theology / ed. by A. Passaro, G. Bellia. Berlin; New York: W. de Gruyter, 2008. P. 197–207.

Lindblom J. Lot-Casting in the Old Testament // Vetus Testamentum. 1962. Vol. 12. P. 164–178.

McCarter P. K. I Samuel. Garden City (New York): Doubleday, 1980.

Reiner E. Fortune-Telling in Mesopotamia // Journal of the Ancient Near Eastern Studies. 1960. Vol. 19. Р. 23–35.

Toeg A. A Textual Note on 1 Samuel XIV 41 // Vetus Testamentum. 1969. Vol. 19. P. 493–498.

Tsumura D. T. The First book of Samuel. Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing, 2007.

Van Dam C. The Urim and Thummim: A Means of Revelation in Ancient Israel. Winona Lake (Indiana): Eisenbrauns, 1997.

Wellhausen J. Der Text der Bücher Samuelis. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1871.

Urim and Thummim in Ancient Israel: Critical Analysis of Sources and Hypotheses

Priest Andreĭ Vydrin, PhD in theology, Associate Professor of the Department оf Biblical Studies of Мoscow Theological Аcademy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia, vydan@mail.ru

For citation: Vydrin Andreĭ A., priest. “Urim and Thummim in Ancient Israel: Critical Analysis of Sources and Hypotheses”. Theological Herald, vol. 34, no. 3, 2019, pp. 00–00. (In Russian)

Abstract. The article analyzes the main scientific hypotheses about what Urim and Thummim were, what was their purpose and method of use. For this purpose, various sources are involved, starting with the oldest references in the manuscripts of Qumran, according to which Urim and Thummim were associated with precious stones on the shoulder pads or breastplate of the high priest’s ephod. This view in one way or another adhered to the majority of subsequent ancient writers (Josephus, the authors of the relevant episodes of the Babylonian Talmud, st. John Chrysostom, Theodore Kirsky, etc.). However, according to some Western commentators, Urim and Thummim are the names of the signs or letters on the breastplate (st. Augustine and St. Bede the Venerable). According to the third view, Urim and Thummim was an inscription with the name Yahweh or two inscriptions with Divine names inside the breastplate (Rashi, Ramban, etc.). The beginning of the twentieth century, the Urim and Thummim began to be regarded as a lot similar to Mesopotamian practices, based on the episode in 1 Sam. 14, 41–42 according to the Septuagint. The author argues with this idea, arguing that, firstly, the original reading of this passage is preserved in a shorter version of the Hebrew text, and secondly, that the Urim and Thummim can not be a lot, and thirdly, that in the process of receiving an answer through the Urim and Thummim played a major role prophetic inspiration sent down by the Lord to the priest. The very expression «Urim and Thummim» could convey the idea of «perfect light» and, presumably, denote a precious stone, by which confirmed the truth of the words of the priest.

Keywords: Bible, old Testament, Book of kings, the will of God, Ancient Israel, Qumran exegesis the sacred text, Saul, David, the priest, the ephod, stones of the breastplate, the Urim and Thummim, the Oracle, the prophecy, fate, and the revelation.

 
References

Alter R., The David Story: A Translation with Commentary of 1 and 2 Samuel, New York: W. W. Norton & Company, 1999.

Augustinu, “Quaestiones Exodi”, Aurelii Augustini Opera, J. Fraipont (ed.), Turnholti: Brepols, 1958, (CCSL; vol. 33), рars V: Quaestionum in Heptateuchum libri VII,pp. 70–174.

Bakon Sh., “The Mystery of the Urim Ve-Tummim”, Jewish Bible Quarterly, 2015, vol. 43, pp. 241–254.

Beda Venerabilis, “De Tabernaculo”, Bedae Venerabilis Opera, D. Hurst (ed.), Turnholti: Brepols, 1969, (CCSL; vol. 119A), pars II: Opera Exegetica, 2 A, pp. 5–139.

Biblejskie kommentarii otcov Cerkvi i drugih avtorov I–VIII vekov. Vethij Zavet. [Biblical comments of the Church fathers and other authors of I–VIII centuries. Old Testament], Tver: Germenevtika, 2010, T. 3: Knigi Ishod, Levit, Chisla, Vtorozakonie [Vol. 3: Books of Exodus, Leviticus, Numbers, Deuteronomy] (in Russian).

Brown F., Driver S. R, Briggs Ch. A., A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, Boston, New York: Clarendon Press, 1907.

Cross F. M., “The Oldest Manuscripts from Qumran”, Journal of Biblical Literature, 1955, vol. 74, pp. 147–172.

De Vaux R., Ancient Israel: Its Life and Institutions, J. McHugh (trans.), Grand Rapids (Mich.): Eerdmans; Livonia (Mich.): Dove, 1997.

Edelman D. V., “From Prophets to Prophetic Books: The Fixing of the Divine Word”, The Production of Prophecy: Constructing Prophecy and Prophets in Yehud, D. V., Ehud Ben Zvi (ed.), London: Equinox, 2009, pp. 29–54.

Feodorit Kirskij, blzh, Iz’jasnenie trudnyh mest Bozhestvennogo Pisanija [Explanation of difficult places of the Divine Scripture], Moscow: Izdatel’skij Sovet RPC [Publishing Council of ROC], 2003 (Russ. translation).

Hertzberg H.W., I and II Samuel: A Commentary, Philadelphia: Westminster Press, 1964.

Hieronymus Stridonensis, “Commentaria in Ezechielem”, Patrologia Latina [PL], 1845, vol. 25, col. 15–490.

Holladay W., A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, Grand Rapids (Mich.): Eerdmans Publishing Company, 1971.

Homer, Iliada [The Iliad], V. V. Veresaev (per.) Moscow: Goslitizdat, 1953 (Russ. translation).

Horowitz W., Hurowitz V (A)., “Urim and Thummim in Light of a Psephomancy Ritual from Assur (LKA 137)”, Journal of the Ancient Near Eastern Society, 1992, vol. 21, pp. 95–115.

Ieronim Stridonskij, blzh.,“Chetyrnadcat’ knig tolkovanij na proroka Iezekiilja” [“Fourteen books of the interpretations of the prophet Ezekiel”], Tvorenija, ch. 10 [Creations, part 10], Kiev: Kiev Theological Academy, 1886.

Ioann Zlatoust, svt.“Protiv iudeev: slovo VI” [“Against the Jews: the word VI”], Tvorenija v 12 t. [Creations in 12 vol.], Saint-Peterburg, 1898, vol. 1, book 2, pp. 705–718 (Russ. translation).

Iosif Flavij, Iudejskie drevnosti [Antiquities of the Jews], G. G. Genkel’ (per.).Saint-Peterburg, 1900, vol. 1, 2, Minsk: Belarus’, 1994 (Russ. translation).

Jirku A., Mantik in Altisrael. Inaugural Dissertation, Rostock: Erben, 1913.

Josephus, Jewish Antiquities, I–IV, H. St. J. Thackeray (trans.), Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: William Heinemann, 1961 (r1930) (English translation).

Liesen J., “A Common Background of Ben Sira and the Psalter: The Concept of תורה in Sir 32:14–33:3 and the Torah Psalms”, The Wisdom of Ben Sira: Studies on Tradition, Redaction, and Theology,A. Passaro, G. Bellia (ed.), Berlin; New York: W. de Gruyter, 2008, pp. 197–207.

Lihachjov D. S., Tekstologija (na materiale russkoj literatury X–XVII vv) [Textology (by the material of Russian literature X–XVII centuries)], Saint-Peterburg: Aletejja, 2001.

Lindblom J., “Lot-Casting in the Old Testament”, Vetus Testamentum, 1962, vol. 12, pp. 164–178.

Lopuhin A. P., “Kniga Ishod” [“Book of Exodus”], Tolkovaja Biblija, ili Kommentarii na vse knigi Sv. Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta [Explanatory Bible, or Commentary on all the books of St. Scripture of the Old and New Testament], A. P. Lopuhin (ed.), Saint-Peterburg: Tip. P. Sojkina, 1904, vol. 1, pp. 272–407.

McCarter P. K., I Samuel, Garden City (New York): Doubleday, 1980.

Men’ A., prot., Isagogika [Isagogics], Moscow: Fond im. Aleksandra Menja, 2000.

Nikifor (Bazhanov), arhim., Biblejskaja jenciklopedija [Bible encyclopedia], Moscow: «Lokid Press», 2005.

Reiner E., “Fortune-Telling in Mesopotamia”, Journal of the Ancient Near Eastern Studies, 1960, vol. 19, pp. 23–35.

Tacit,“O proishozhdenii germancev i mestopolozhenii Germanii” [“On the origin of the Germans and the location of Germany”],A. S. Bobovicha (per.), M. E. Sergeenko (ed.), Sochinenija v 2 t. [Works in 2 vol.], Saint-Peterburg: Nauka, 1993, vol. 1, pp. 337–355 (Russ. translation).

Tantlevskij I. R., Car’ David i ego jepoha v Biblii i istorii [“King David and his epoch in the Bible and history”], Saint-Peterburg: Publishing house of Russian Christian Humanities Academy,2016.

The Dead Sea Scrolls Study Edition, F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar (ed.), Leiden; Boston; Köln: Brill, 1997–1998, vol. 2.

The Works of Philo Judaeus. The Contemporary of Josephus, C. D. Yonge (trans.), London: H. G. Bohn, 1854–1890 (English translation).

Toeg A., “A Textual Note on 1 Samuel XIV 41”, Vetus Testamentum, 1969, vol. 19, pp. 493–498.

Tsumura D. T., The First book of Samuel, Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing, 2007.

 “Urim i tummim” [“Urim and Thummim”], Kratkaja evrejskaja jenciklopedija [Brief Jewish encyclopedia], Jerusalem: Keter, 1996, vol. 8, col. 1296.

Van Dam C., The Urim and Thummim: A Means of Revelation in Ancient Israel, Winona Lake (Indiana): Eisenbrauns, 1997.

Walton J. X., Matthews V. X., Chavalas M. U., Biblejskij kul’turno-istoricheskij kommentarij [Biblical cultural and historical review], Saint-Peterburg: Mirt, 2003, part 1: Vethij Zavet [The Old Testament] (Russ. translation).

Wellhausen J., Der Text der Bücher Samuelis, Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1871.