Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Вышел в свет новый номер научного журнала «Вопросы богословия»

В Издательстве Московской духовной академии вышел 11-й номер научного журнала «Вопросы богословия».

Раздел «История Русской Православной Церкви» содержит две статьи, посвященные двум видным церковным деятелям: Феофилакту Лопатинскому и Артемию, игумену Троице-Сергиева монастыря.

На Руси в первой трети XVIII века состоялся богословский спор об оправдании верой, развернувшийся между Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским и его сторонниками. К числу последних относился ректор Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря в Москве Феофилакт Лопатинский. Феофилакт написал в ответ на «еретическую», по его мнению, «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими» Феофана свое сочинение «Иго Господне благо…». Цель статьи заключается в прояснении основных доводов и риторических приемов Феофилакта, направленных на обоснование «еретичества» оппонента.

Артемий — богослов середины XVI века, видный представитель движения нестяжателей. Непродолжительное время в 1551 году он был игуменом Троице-Сергиева монастыря, впоследствии на Московском Соборе 1553–1554 годов был лишен сана, осужден как еретик и заточен в Соловецком монастыре. После 1554 года Артемий, сбежав из заключения, оказался в Великом княжестве Литовском, где принял активное участие в полемике православных с протестантами. Задача статьи заключается в анализе отношения Артемия к поминовению усопших. В статье показано, что данный аспект богословия бывшего игумена напрямую связан с полемикой о монастырском землевладении, имевшей место в XVI веке в Московской Руси.

Раздел «Сравнительное богословие» содержит статью, посвященную рассмотрению западного восприятия богословия иконы и образа в настоящее время. Актуальность подобной тематики объясняется тем, что в конце XX — начале XXI века формируются современные теории изображения, пересматривающие отношения между образом и реальностью. Однако наряду с этим продолжает существовать и развиваться направление, в котором священные изображения не просто сохраняют функции, усвоенные богословием Тридентского собора, но и становятся источником вдохновения за пределами современного искусства и живописи.

Раздел «Переводы» содержит перевод статьи Б. Шульце «Спор о божественности имени Иисус в русском богословии», которая посвящена полемике об имяславии в России в начале XX века. Во вступительной статье к переводу фрагмента работы Б. Шульце «Спор о божественности имени Иисус в русском богословии», написанной иереем Николаем Солодовым, приводятся биографические данные автора (Шульце) и намечается его творческий путь. Показано место и значение исследования Шульце в контексте богословских споров об имяславии. Указывается логика выбора и объем фрагмента статьи, взятого для перевода.

Раздел «Рецензии» содержит рецензию М.В. Ковшова на книгу The Pauline Corpus in Early Christianity: Its formation, publication, and circulation. Как отмечает автор рецензии, «“Павлов корпус в раннем христианстве” — это новый анализ как исторических, так и литературных свидетельств о развитии собрания писем апостола язычников. Рецензируемая книга представляет собой расширенную и переработанную версию докторской диссертации ее автора Бенджамина П. Лэрда».

Пресс-служба МДА