В Покровском храме Академии за воскресным богослужением почтили память святых отцов шести Вселенских Соборов
31 июля, в седьмую Неделю по Пятидесятнице, Церковь призывает своих чад устремить взор к эпохе шести Вселенских Соборов (IV–VII века) и молитвенно почтить участников этих Соборов — людей, выразивших ортодоксальное или православное («ὀρθός» – «правильный, правый» и «δόξα» — «учение»), то есть верное, учение о Боге и сохранивших его для последующих поколений христиан.
Эпоха Вселенских Соборов занимает исключительное место не только в истории Церкви, но и в истории человечества в целом. Она стала периодом расцвета христианской богословской мысли, временем рождения нового понятийного языка, с помощью которого стало возможным говорить о Боге и Его отношении к человеку. Именно в этот период начинают формироваться фундаментальные философские понятия, такие как «лицо», «природа», «воля», повлиявшие на последующее развитие философской мысли европейской цивилизации.
Но, главным образом, Церковь особо прославляет участников Вселенских Соборов — святых отцов, которые стали выразителями божественных таин и хранителями апостольского предания. В нецерковной среде, а нередко и в церковной можно услышать миф о том, что святые отцы стали создателями христианского учения; якобы они «придумали» то, чего до них прежде не было и о чем Христос не учил. В действительности святые отцы не привнесли в Церковь новых идей и учений, они не создавали христианского богословия как принципиально новой концепции. Но они разработали особый богословский язык и выразили на этом языке явления непостижимой божественной реальности в доступных человеческому уму категориях. Раскрывая неисчерпаемые глубины Божественной премудрости и изьясняя Истину простым языком, святые отцы ставили перед собой единственную цель — достичь обо́жения — теснейшего единения с Богом.
Какой же пример подают святые отцы эпохи Вселенских Соборов современным христианам?
Сегодня, в век перенасыщения информацией, породивший безразличное отношение человека к серьезным и жизненно важным вопросам, святые отцы являют пример ревностной заботы о чистоте христианского учения и неравнодушного отношения к вопросам веры. Своими трудами они показывают, что христианин, если он искренне любит Христа, не имеет право безразлично относиться к Преданию своей родной Православной Церкви. Для верующего человека, особенно для священнослужителя, вопросы веры должны являться вопросами жизненно важными, ведь в догматических определениях Церкви отражен живой мистический опыт богообщения. Догматы — это не набор абстрактных теоретических понятий о вере. Догматы — это верные указатели, ведущие путника навстречу Христу, к живому общению с Ним. Об этом очень точно сказал православный богослов XX века В.Н. Лосский в своем труде «Очерки мистического богословия Восточной Церкви»:
Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечить христианам возможность достижения полноты… соединения с Богом».
30 июля, в канун праздника, в Покровском храме Московской духовной академии игумен Герасим (Дьячков) в сослужении преподавателей и студентов в священном сане возглавил всенощное бдение. В сам день праздника Божественную литургию возглавил архимандрит Венедикт (Князев). Ему также сослужило духовенство академического храма.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился студент 1 курса магистратуры Пётр Трофимов. В своем слове Пётр обратил внимание слушающих на неразрывную связь, которая существует между вероучением и духовной жизнью: от того, как мы верим, зависит то, как мы живем. Проповедник призвал не пренебрегать вопросами вероучения, но вникать в них и через это возрастать и укрепляться в добродетельной жизни.
Справка:
На всенощном бдении игумену Герасиму (Дьячкову) сослужили: игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Афанасий (Итало), иеромонах Прокопий (Рудченко), иеродиакон Иов (Урум).
На Божественной литургии архимандриту Венедикту (Князеву) сослужили: игумен Герасим (Дьячков), игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Варнава (Лосев), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Афанасий (Итало), иеродиакон Иов (Урум).
Песнопения всенощного бдения и Божественной литургии исполнили хоры под управлением С.П. Боровинской и К.А. Тарелкиной.
Пресс-служба МДА